Арефьев Вячеслав Павлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9954
Орден Ленина № 344956
Арефьев Вячеслав Павлович – главный конструктор НИИ-49 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению, город Ленинград.
Родился 29 августа 1926 года в городе Могилёве Белорусской ССР.
В 1949 году окончил Ленинградский электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина) по специальности «инженер-электрик». С 1949 года работал в НИИ-49 (затем Центральный НИИ приборов автоматики) в Ленинграде: инженер, старший инженер, ведущий инженер, заместитель начальника лаборатории, начальник лаборатории, заместитель начальника отдела, заместитель главного инженера института по научной работе, заместитель главного инженера - начальник отделения. С 1951 года работал над созданием гироскопических приборов для ракетной техники, в том числе первых советских баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов.
Много и успешно работал совместно с Генеральным конструктором ракетной техники С.П. Королёвым. Главный конструктор командных приборов для ракетной техники, в основном подводного базирования. В 1961 году разработал первый в СССР трёхосный инерциальный гиростабилизатор ракетного комплекса. Созданные под его руководством приборы успешно работали во время старта и полёта первого в мире пилотируемого космического корабля «Восход» с Ю.А. Гагариным на борту 12 апреля 1961 года.
За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Арефьеву Вячеславу Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1966 году вместе с коллективом сотрудников переведен в Центральный НИИ «Электроприбор», где занял должность заместителя главного инженера - начальника отделения и главного инженера гироскопического комплекса. С 1967 по 2008 год - первый директор и главный конструктор только что созданного Научно-исследовательского института командных приборов (ныне ФГУП «Научно-исследовательский институт командных приборов», Санкт-Петербург). За почти 40 лет руководства уникальным научным и конструкторским коллективом под его руководством созданы несколько поколений командных приборов, в первую очередь для баллистических ракет подводного базирования и космических аппаратов различного назначения. Под его руководством впервые в мире созданы двухстепенные гироблоки, гироинтеграторы, датчики угловой скорости, акселерометры с бесконтактным подвесом чувствительного элемента в потоке газа. Разрабатывал комплексы командных приборов с астрокоррекцией, методы полной астрокоррекции положения несущей платформы космического аппарата. Несколько поколений разработанных его коллективом комплексов применялись в изделиях, созданных ГРЦ «КБ имени академика В.П. Макеева», ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», «НПО машиностроения» и др.
С 2008 года - на заслуженном отдыхе, но продолжал активную научно-конструкторскую деятельность. Автор научных работ по разработке и созданию гиросистем, методикам их испытаний, принципам действия.
Почётный член Академии навигации и управления движением (1995).
Жил в городе-герое Санкт-Петербурге. Скончался 26 декабря 2014 года. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.
Награждён орденами Ленина (17.06.1961), Октябрьской Революции (25.09.1984), Трудового Красного Знамени (26.04.1971), медалями.
Ленинская премия (1959). Государственная премия СССР (1978). Премия Правительства Российской Федерации за 2002 год (18.02.2003). Премия имени В.П. Макеева. Премия имени Н.Н. Острякова (1960). Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (1995).
Биографию подготовил:
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.