Поляков Александр Сергеевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10374
Орден Ленина № 344032
Поляков Александр Сергеевич – командир корабля Ил-18 254-го лётного отряда Управления полярной авиации гражданского воздушного флота Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР, город Москва.
Родился 20 ноября 1922 года в селе Скачки Мокшанского уезда Пензенской губернии, ныне – Мокшанского района Пензенской области, в семье агронома и учительницы. Русский. Окончил 10 классов. Учился в Тушинском аэроклубе.
Летом 1941 года поступил в 2-ю Тамбовскую авиационную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ). После начала Великой Отечественной войны с училищем был эвакуирован в Узбекистан, а после расформирования там лётной школы, вернулся в Тамбов, где на старой базе было основано Тамбовское военное авиационное училище лётчиков. Окончил училище в 1944 году.
С декабря 1944 года в составе 39-го разведывательного авиаполка 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта лейтенант А.С.Поляков в качестве командира экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 участвовал в боях за город Будапешт и в освобождении Австрии и Чехословакии.
После войны до 1947 года служил в военной авиации, а затем, демобилизовавшись из армии, перешёл в Полярную авиацию.
В 1948-49 годах в качестве пилота воздушного судна «Дуглас» С-47 Главсевморпути участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-2» и «Север-4». Работы экспедиций были организованы «методом прыгающих групп». С этой целью в разные части Арктического бассейна на самолётах забрасывались отряды исследователей. Весной 1949 года полярные асы высаживали учёных на лед уже в 30-ти точках. Результатом этих экспедиций явилось обследование Арктического бассейна, включая район Северного полюса, моря Бофорта, океанских акваторий вблизи Аляски, Канады и Гренландии, открытие подводного хребта Ломоносова и Канадско-Таймырской магнитной аномалии. Также экипаж Полякова вылетал на ледовую разведку, определяя районы будущих ледовых аэродромов и полярных станций.
В 1950-е годы пришло время освоения советскими полярниками Антарктиды. Во 2-ю советскую антарктическую экспедицию (2-я САЭ, 1956-57) в водах Южного океана работало два советских судна – дизель-электроходы «Обь» и «Лена». На «Оби» были выполнены меридиональные гидрологические разрезы в индоокеанском секторе Южного океана, а на «Лене» изучалось побережье от Мирного до 44° восточной долготы. В состав экспедиции входил авиаотряд, которым руководил легендарный лётчик И.П.Мазурук. В составе отряда работал и пилот А.С.Поляков. Океанографическая экспедиция на «Оби» и «Лене» произвела с помощью отряда легких самолётов аэрофотосъёмку значительной полосы восточного побережья Антарктического материка, на основании которой затем впервые были составлены с довольно большой точностью навигационные и топографические карты. Во время этой работы А.С.Поляков вместе с И.П.Мазуруком 18 марта 1957 года впервые на Ан-2 осуществили посадку на вершину айсберга.
С 1960 года А.С.Поляков работал на должности командира корабля 254-го лётного отряда полярной авиации с дислокацией на аэродроме Шереметьево, имевшего в своём составе самолёты Ли-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолёты Ми-2, Ми-4. В сентябре 1960 года лётный отряд получил самолёты Ил-18, а в конце 1960 года - самолёты Ан-12.
15 декабря 1961 года начался первый героический и беспримерный перелёт из Москвы в Антарктиду. Два самолёта - Ил-18 и Ан-12, преодолев маршрут протяженностью 26423 км, пролегавший через 4 континента и 2 океана, достигли Антарктиды. Командиром экипажа Ил-18 был А.С.Поляков, экипаж составляли Герой Советского Союза М.П.Ступишин (второй пилот), М.А.Долматов (штурман), Н.Н.Пишков (бортинженер), П.И.Гончаров (бортмеханик), В.В.Меньшиков (бортрадист). По пути на станцию «Мирный» самолёт заправлялся горючим в Ташкенте, Дели (Индия), Рангуне (Бирма), Джакарте (Индонезия), Дарвине и Сиднее (Австралия), Крайстчерче (Новая Зеландия) и на американской антарктической базе Мак-Мердо.
В Антарктиде Ил-18, ведомый А.С.Поляковым, сделал несколько полётов над материком, а также выполнил спецрейс из Мирного в Мак-Мердо, чтобы эвакуировать заболевшего механика австралийской антарктической экспедиции. 2 февраля 1962 года оба советских самолёта вернулись в Москву, преодолев в общей сложности более 50 тысяч км пути, расстояние, превышающее диаметр земного шара.
В результате этого перелёта была проложена воздушная трасса Москва – Мирный, и испытан на ней новый советский пассажирский самолёт (Ил-18).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1962 года за образцовое выполнение задания по перелёту в Антарктиду и проявленные при этом мужество и высокое лётное мастерство Полякову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
20 ноября 1963 года стартовал второй рейс на ледовый континент. Лётчики А.С.Поляков и М.П.Ступишин на двух самолётах Ил-18 снова вылетели в Антарктиду. Руководил воздушной экспедицией директор ААНИИ А.Ф.Трешников. Самолёты прибыли в Антарктиду 3 декабря 1963 года. Оба самолёта благополучно приземлились на заранее подготовленную полосу на ледяной поверхности одной из лагун оазиса Бангера. Оттуда они перелетели в Мирный. Самолёты доставили в Антарктиду 80 человек, в том числе 67 участников очередной 9-й САЭ во главе с её начальником М.М.Сомовым. 3 января 1964 года самолёты вылетели обратно с участниками 8-й САЭ, завершившей работы на ледяном континенте, и 11 января прибыли в Москву. На полёт по маршруту Москва — Ташкент — Дели — Рангун — Джакарта — Дарвин — Сидней — Крайстчерч — Мак-Мердо — оазис Бангера — Мирный и обратно через эти же пункты было затрачено 86 часов лётного времени.
В конце 1966 года А.С.Поляков в качестве командира экипажа самолёта Ил-18 совершил свой третий полёт с участниками 12-й САЭ на борту. На этот раз был избран несколько другой вариант заброски полярников. Советский лайнер, пилотируемый А.С.Поляковым, по маршруту Ленинград - Ташкент - Карачи - Коломбо - Джакарта - Фримантл преодолел путь в 35400 км, из них 11 100 км ему пришлось лететь над океанскими просторами. Одновременно в австралийский город Фримантл дизель-электроход «Обь» доставил из Мирного участников 11-й САЭ. Самолёт и корабль обменялись полярниками, и Ил-18 взял курс на Родину.
В последующие годы А.С.Поляков продолжал работать в 254-м лётном отряде полярной авиации ГВФ. В марте 1971 года он был переведён в Московское управление Гражданской Авиации, где стал командиром корабля 64-го лётного отряда с дислокацией в аэропорту Домодедово. Участвовал в международных пассажирских и транспортных перевозках.
Работал до последних дней жизни. Жил в Москве. Умер 29 сентября 1986 года. Похоронен в Москве на Хованском Центральном кладбище.
Заслуженный пилот СССР. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Биографию подготовил: