Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Храпов Пётр Иванович

Храпов Пётр Иванович

18.05.1912 - 17.12.1967

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9015

Орден Ленина № 59816

Храпов Пётр Иванович – командир  эскадрильи 16-го гвардейского бомбардировочного авиационного Рижского полка (11-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), гвардии майор.

Родился 8 мая 1912 года на хуторе Сенной ныне Михайловского района Волгоградской области в крестьянской семье. Русский. Образование среднее. Призван в армию в 1932 году Сталинградским горвоенкоматом. В 1935 году окончил военную авиационную школу лётчиков, в 1941 году – курсы штурманов и лётчиков.

В действующей армии - с 31 июля  по 10 сентября 1941 года и с 15 февраля 1942 года.

Принимал участие в боевых вылетах с марта 1942 года в составе 4-го авиационного полка дальнего действия (26 марта 1943 года преобразованного в 6-й гвардейский). Полк входил в 3-ю авиационную дивизию (26 марта 1943 года преобразованную в 1-ю гвардейскую). С 13 мая 1943 года 6-й гвардейский авиационный полк дальнего действия входил в состав 6-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия.

В этом полку капитан П.И.Храпов летал в качестве рядового летчика, затем командира звена на бомбардировщике Ил-4. Наносил бомбовые удары по железнодорожным узлам Вязьма, Курск, Орел, Щигры, Сычевка; по мотомеханизированным войскам противника в районах Полтавы, Харькова, Брянска, Щигров, Ельни; по аэродромам Витебск, Брянск, Смоленск, Курск, Сеща. В августе 1942 года бомбил Берлин, за что одним Указом Президиума Верховного Совета СССР с А.И.Молодчим (награжденным второй Золотой Звездой Героя Советского Союза) был награжден орденом Ленина. Кроме того, наносил бомбовые удары по объектам в глубоком тылу противника Тильзит, Кёнигсберг, Варшава, Будапешт, Данциг.

27 января 1943 года был подбит при бомбардировке железнодорожной станции Курск, в темную ночь на подбитой машине сумел прицельно отбомбиться, перетянул через линию фронта и блестяще посадил машину, спас ее и экипаж. В одном из полетов с дальней цели шел 4 часа на одном двигателе, привел  машину на свой аэродром и благополучно совершил посадку.

В мае 1943 года из состава 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка был развернут 17-й гвардейский бомбардировочный полк, и П.И.Храпов продолжил службу в этом полку.

К  17 мая 1943 года имел на своем счету 118 ночных и 10 дневных боевых вылетов. Был представлен к званию Героя Советского Союза, однако был награжден орденом Красного Знамени.

С декабря 1943 года И.П.Храпов – командир эскадрильи 16-го гвардейского авиационного полка дальнего действия 1-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия (с 26 декабря 1944 года – 16-го гвардейского бомбардировочного полка 11-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 18-й воздушной армии).

К 23 апреля 1945 года в составе Авиации дальнего действия и 18-й воздушной армии совершил 243 боевых вылета, в том числе 23 вылета на бомбардирование военно-промышленных объектов и политических центров Германии и ее союзников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по врагу, Храпову Петру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны П.И.Храпов продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В 1948 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей Дальней авиации, после чего служил змастителем командира по лётной подготовке 752-го учебного авиационного полка 59-й воздушной армии в городе Умань. С 1954 года полковник П.И.Xрапов – в запасе. Жил и работал в Волгограде. 

Скончался 17 декабря 1967 года.

Награжден 2 орденами Ленина (31.12.1942, 15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (13.06.1943; 21.08.1953), орденом Красной Звезды (06.11.1947), медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944), другими медалями, орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики. 


 Из наградного листа 

В действующей армии находится с 15 марта 1943 года. За период Отечественной войны в системе АДД и ВВС совершил 243 боевых вылета, из них 227 ночью и 16 днем, в том числе 23 вылета на бомбардирование военно-промышленных объектов и политических центров фашистской Германии и ее вассальных государств: Берлин – 1, Будапешт – 2,  Кенигсберг – 4,  Тильзит – 2,  Варшава – 2,  Данциг – 1, Инстербург – 3, Хельсинки – 2, Яссы – 1, Мемель – 2, Фишхаузен – 1, Фирбрудеркруг – 1, Пиллау – 1.

Летает в составе экипажа: штурман эскадрильи гвардии капитан Братюха, начальник связи эскадрильи гвардии младший лейтенант Себелев и воздушный стрелок гвардии старшина Соцков.

В 16-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку в должности командира эскадрильи работает  с 14 декабря 1943 года. За это время совершил 59 вылетов и ввел в боевой строй 12 молодых летчиков, кроме того, в 17-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку ввел в строй 7 молодых летчиков.

За это время 3-я эскадрилья под руководством гвардии майора Храпова совершила 549 вылетов. Его эскадрилья занимает 1-е место в полку по высокой боевой нагрузке на самолетовылет.

3-я эскадрилья воспитала замечательных воздушных воинов, как то: экипаж гвардии лейтенанта Шабунина – отличник ночного фотографирования результатов бомбардирования экипажами соединения; экипаж гвардии старшего лейтенанта Гончарова – инициатор высокой бомбовой нагрузки на самолетовылет; экипаж гвардии лейтенанта Седых – в ночном воздушном бою сбил двух истребителей противника и благополучно прилетел на свой аэродром.

6 и 26 февраля 1944 года дважды бомбардировал военно-промышленные объекты политического центра фашистской Финляндии. Несмотря на мощный сосредоточенный огонь зенитной артиллерии противника, сложные метеоусловия и действие многочисленных прожекторов, смело прорвался к заданной цели, и штурман Братюха прицельно сбросил бомбы, в результате чего в городе возникло 3 очага пожара.

13 и 14 октября 1944 года дважды бомбардировал порт Мемель. Невзирая на мощный сосредоточенный огонь зенитной артиллерии, многочисленные прожекторы и патрулирующие в районе цели истребители, летчик Храпов мужественно пробился к цели и метким бомбометанием вызвал 3 очага пожара со взрывом. 

8 апреля 1945 года бомбардировал железнодорожный узел Фишхаузен. Сбросил с двух заходов 1500 кг бомб, вызвав 2 очага пожара, один из которых сопровождался взрывом.

Боевые задания командования выполняет успешно. Летает в качестве контролера результатов бомбардирования и на разведку погоды в сложных метеоусловиях.

Материальную часть самолета Ил-4 с моторами М-88Б знает отлично и грамотно эксплуатирует в воздухе, техника пилотирования – отличная. Свои знания и богатый боевой опыт умело и настойчиво передает молодым летчикам. Боевую работу и командирскую учебу эскадрильи организует правильно, учет и планирование боевой работы в эскадрилье поставлен хорошо.

Материальная часть эскадрильи находится в удовлетворительном состоянии,  ее боеготовность  составляет 100 %.

За время летной работы на всех типах самолетов имеет общий налет 2112 часов, из них ночью – 1048. Летает в сложных метеоусловиях днем и ночью на полный радиус действия самолета Ил-4. Дисциплину в эскадрилье поддерживает, требователен к себе и подчиненным. Политически развит, идеологически выдержан, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и доблесть достоин награждения орденом Александра Невского.

Командир 16-го гвардейского бомбардировочного полка гвардии подполковник Евтух
23 апреля 1945 года

Заключение командира корпуса

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 1-гв. БАК гвардии генерал-лейтенант авиации Тупиков

Из книги Артема Драбкина «Я дрался на бомбардировщике»

Пшенко Владимир Арсеньевич

Я приехал в Монино в сентябре 1943 года в 16-й гвардейский авиационный дальнебомбардировочный полк и был зачислен в 3-ю эскадрилью, командовал которой хороший командир Храпов Петр Иванович, будущий Герой Советского Союза. В это время в полку было всего 13 экипажей из положенных 32. Кого сбили, кто при отказе двигателя садился ночью и погиб, а кто в живых остался, но еще не мог летать. В эскадрилье было всего четыре летчика. Постепенно стали приходить со школ еще экипажи, и с конца 1943 года начались боевые вылеты. Перед этим, конечно, проверили технику пилотирования. Меня вызывал командир полка, участник войны в Испании и с Финляндией, Анатолий Маркович Цейгин: «Вот вам, молодому летчику, вручаем новый самолет. Береги его!» Летать начал с аэродрома Выползово на Таллин, Ригу, Либаву. В основном бомбили аэродромы, военно-морские базы, военно-промышленные объекты, железнодорожные объекты. Летали только ночью. Дневных вылетов у меня всего три: на Кенигсберг, на Берлин и на разведку погоды в район Данцига. В Данцигской бухте шла погрузка войск. Тогда сказали: «Любыми путями, но привези все данные». Всю дорогу я
шел на бреющем, чтобы не сбили. Счастье, что пришел домой и задачу выполнил. А когда на Кенигсберг летали днем, то там столько самолетов было, что сначала было страшновато. Все думал, как бы не столкнуться. Между нами ходят наши же истребители. Ко мне подошел один. Открывает фонарь, рукой показывает: «Здорово!» Бомбы пошли. Он юрк вниз, посмотрел, куда упали бомбы. Догоняет и показывает большим пальцем вверх: «Во!» Значит, попал. На Берлин мы взлетали с Белостока в сложнейших условиях: гроза, ливневый дождь. Взяли тогда две тонны бомб - одну тонную и в фюзеляже 1О соток. Шли метров на 300. Гроза сверкает кругом. А когда мы подошли к линии фронта, облачность поднялась. Давай набирать высоту. Над Берлином не было ни облачка.
Подошли к цели, а там самолетов видимо-невидимо! Кто-то скомандовал: «Будьте внимательны! Не столкнитесь!» Немецкие истребители летали между нашими боевыми порядками, и никто - ни мы, ни они - не стрелял. Сбросили бомбы, разворот - и только бы не столкнуться. Еще четыре вылета на Берлин я сделал ночью. На земле были поставлены прожектора, которые освещали основную цель. Последний вылет делал, спрашиваю: «Где точка прицеливания? » - «Бросай туда, где не горит. Кругом горит, а вот бросайте там, где не горит». А высоту дали 2000 метров! Елки-палки, нас же насквозь прошьют мелкокалиберной зенитной артиллерией! Но оказывается, никто по нас не стрелял. Если куда-то отойдешь, там обстреляют, но над целью, над самим Берлином, никто не стрелял.
- Были в полку случаи покидания самолета из-за потери ориентировки?
- Такое было. Мой командир эскадрильи Храпов Петр Иванович и штурман Братюха Петр Васильевич хоть и не выпрыгнули, но заблудились здорово. Полк еще в Монино базировался. Вылет делали в глубокий тыл. На обратном пути пролетели аэродром. Пришли в район Ногинска, Электростали. Дело уже к рассвету. Штурман говорит: «Нам дали пеленг. Надо лететь на запад». Командир: «Это немцы нас ведут. Не полетим. Еще запроси пеленг». Он еще запрашивает: "Точно разворот на 180?". "Бери курс 270 градусов и выходи на свой аэродром". Тогда он спрашивает: «А как фамилия командира полка?» На земле: «Да, что он совсем?» Ему докладывают: «Цейгин». Он: «Немцы не дураки, они фамилии командиров полков знают!» Запроси фамилию замполита. А сам развернулся, взял курс на аэродром, идет. Штурман говорит: «Тяни, командир, тяни». Подходит к аэродрому, а горючего у него уже нет. Кое-как на одном моторе сел на фюзеляж, на пахоту. Вылезли, смотрят - стоят какие-то самолеты. Немцы! Он и радист занимают оборону у самолета. А штурмана и стрелка послал в разведку.
Оказывается, это Монино. Перед этим вылетом его представили к Герою, но из-за этой истории командующий дальней авиацией Голованов ему Героя не дал. Он потом сделал еще полсотни вылетов. Когда закончилась война, мы перелетели в Чернигов. Командующий дальней авиацией облетал все гарнизоны. Спрашивал: «Кого обидели в награде, должности?» Собрал весь летный и инженерно-технический состав в парке около штаба корпуса. Петр подходит: «Товарищ командующий, так и так, у меня 300 вылетов, а Героя мне так и не дали». - «Почему? Командир полка, что такое?» Потом ему кто-то из кадровиков подсказал: «Подожди-подожди, так ведь это же вы Храпов? Вы спрашивали: «Кто командир полка?» Тогда понятно! Сколько вы после этого вылетов сделали?» 
- «Столько-то». - «Товарищ командир полка, как воевал товарищ Храпов?» - «Прекрасно!» - «Не волнуйтесь, разберем ваше дело». Через неделю ему присвоили звание Героя Советского Союза. 

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Драбкин А. Я дрался на бомбардировщике. Москва, Эксмо, 2010.