Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Коваль Иван Андреевич

Коваль Иван Андреевич

09.12.1914 - 12.08.2007

Герой Социалистического Труда

Даты указов

24.09.1982

Медаль № 20113

Орден Ленина № 399945

Коваль Иван Андреевич – генеральный конструктор по двигателям средней мощности для тракторов, комбайнов и самоходных шасси — начальник Головного специализированного конструкторского бюро по двигателям средней мощности Харьковского моторостроительного производственного объединения «Серп и молот» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

Родился 27 ноября (9 декабря) 1914 года на территории современной Запорожской области Украины в семье рабочего.

После окончания семилетней школы поступил на моторостроительное отделение авиационного техникума города Запорожья (Украина), который окончил с отличием. В 1941 году окончил факультет моторостроения Харьковского авиационного института. Преддипломную практику проходил в опытно-конструкторском бюро авиамоторного завода имени Баранова города Запорожья, где его и застала война.

С коллективом ОКБ и завода эвакуировался в город Омск. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов работал на авиамоторном заводе в котором продолжил трудиться и после войны.

В 1950 году переведен в город Харьков в СКБ моторостроительного завода «Серп и Молот» где занимал должности: руководителя конструкторской группы (1950-1952 годы), заместителя начальника, начальника-главного конструктора СКБ по двигателям средней мощности (1952-1956 годы), заместителя главного конструктора завода (1956-1957 годы). По его инициативе и при его непосредственном участии был создан первый в СССР комбайновый дизель – СМД-7. (СМД означает «Серп и Молот дизель»).

В 1957-1974 годах – начальник – главный конструктор Государственного специального конструкторского бюро по двигателям (ГСКБД) Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Под его руководством в 1957 году коллективом ГСКБД впервые в СССР был разработан унифицированный легкий быстроходный экономичный дизель СМД-14 для тракторов и комбайнов. На заводе «Серп и Молот» начался его серийный выпуск. В эти годы коллективом ГСКБД было разработано и создано семейство унифицированных дизелей СМД. Впервые в этих дизелях для повышения мощности был применен турбонаддув.

В 1974-1987 годах – генеральный конструктор по двигателям средней мощности для тракторов, комбайнов и самоходных шасси — начальник Головного специализированного конструкторского бюро по двигателям средней мощности (ГСКБД) Харьковского моторостроительного производственного объединения «Серп и молот» Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

ГСКБД занималось разработкой, доводкой конструкции дизелей марки СМД и обслуживанием их серийного производства в Харьковском моторостроительном производственном объединении «Серп и Молот» и на Харьковском заводе тракторных двигателей (ХЗТД). Под его руководством разработаны и успешно введены в эксплуатацию не имеющие аналогов в СССР мощные тракторные и комбайновые V-образные двигатели с газотурбинным наддувом – СМД-60. Впервые в отечественном моторостроении в дизелях была применена короткоходовая схема, благодаря чему существенно уменьшены их габаритные размеры, повышена надежность и моторесурс. Производство дизелей СМД-60 и их модификаций было освоено на Харьковском заводе тракторных двигателей.

Внес большой вклад в создание и освоение высокоэффективных тракторных и комбайновых двигателей, в индустриализацию сельскохозяйственного производства страны. Автор 56 изобретений и более 130 научных работ, связанных в основном с разработкой и исследованию быстроходных и унифицированных дизелей для сельхозтехники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1982 года за большие заслуги в создании высокоэффективных тракторных и комбайновых двигателей Ковалю Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Начиная с 1982 года, коллектив ГСКБД работал над созданием шестицилиндрового рядного дизеля СМД-31 для нового высокопроизводительного зерноуборочного комбайна «Дон». Эта работа была успешно завершена, и дизели СМД-31 с модификациями были введены в эксплуатацию.

Являлся членом Специализированного ученого совета по защите докторских диссертаций по специальности «Двигатели и энергетические установки» в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта, членом Научного совета по проблемам двигателестроения Государственного комитета по науке и технике Совета Министров СССР.

С 1987 года – на пенсии.

Жил в Харькове (Украина). Умер 12 августа 2007 года.

Заслуженный машиностроитель УССР.

Доктор технических наук (1976). Профессор (1979).

Лауреат Ленинской премии (1964).

Награжден орденом Ленина (24.09.1982), 3 орденами Трудового Красного Знамени (05.08.1966, 05.04.1971, 16.03.1976), медалями.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов