Герой Социалистического Труда
Транспорт: Флот
Малахов Николай Никитич

Малахов Николай Никитич

14.11.1912 - 18.10.1983

Герой Социалистического Труда

Даты указов

03.08.1960

Медаль № 10289

Орден Ленина № 335751

Малахов Николай Никитич – начальник Дальневосточного морского пароходства Министерства морского флота СССР, Приморский край.

Родился 14 ноября 1912 года во Владивостоке в семье офицера-дворянина, участника русско-японской воны. Русский. Учился в церковно-приходской школе, а с 1922 года после вхождения Дальневосточной республики в РСФСР – в Советской трудовой школе. Вместе с другими пионерами школы ходил в походы по Приморью, неоднократно на двух старых списанных судовых шлюпках пионеры отправлялись в море под парусами.

После окончания школы учился во Владивостокском морском техникуме, который окончил в 1933 году.

В 1932 году на Дальнем Востоке была создана Особая Северо-Восточная полярная экспедиция, которая открыла новый этап в истории северо-восточного мореплавания и внесла существенный вклад в решение задач по освоению Северного пути. Н.Н.Малахова в числе других его однокурсников в рамках учебной практики назначили матросом 1-го класса на лесовоз «Урицкий». Корабль был зажат льдами в районе острова Айон. 18 месяцев Н.Н.Малахов в составе экипажа зимовал в условиях дрейфа в открытом море, переживая полярный холод и цингу. После того, как судно вышло из дрейфа, от столкновений со льдами на «Урицком» обломались лопасти винта. В ледяной воде, ночью, в пургу, в дрейфующем льду экипажу удалось установить запасной винт, весивший 4 тонны.

В 1933 году после сдачи экзаменов Н.Н.Малахов получил диплом штурмана дальнего плавания. В том же году он был назначен на должность третьего помощника капитана на пароход «Шатурстрой».

В это время было создано Дальневосточное морское пароходство (ДВМП). В рамках нового предприятия Н.Н.Малахов нёс свою штурманскую службу. После должности третьего помощника последовали должности второго, а в 1936 году – старшего помощника капитана. Как старпом, отвечал на судне за всё: безопасность людей и груза, действия палубной команды и штурманов, несение вахт, ремонт такелажа. «Шатурстрой» совершал рейсы на западную и восточную Камчатку, в бухту Нагаево, где начинали строить порт и город Магадан, перевозил оборудование, специалистов – геологов, топографов, метеорологов, сезонных рабочих.

В 1937 году получил диплом капитана дальнего плавания, но сразу приступить к работе не смог из-за болезни и обратился к руководству с просьбой о временном переводе его лоцманом во Владивостокский порт. В его обязанности входила встреча на катере иностранных судов у маяка Скрылёва, проводка их в порт, швартовка к причалу или постановка на рейде, а после окончания разгрузки – выведение из порта. Бывали дни, когда приходилось осуществлять по 5–6 проводок и швартовок.

В 1939 году окончил военно-морские курсы, получив звание командира корабля-охотника за подводными лодками. 14 ноября 1939 года он вступил в командование пароходом «Колхозник», а 14 мая 1940 года получил назначение на пароход «Уэлен». 22 июня 1941 года его экипаж встретил в Гонконге во время ремонта.

Все 5 лет войны, командуя «Уэленом», совершал «огненные рейсы». Он сделал их 13 – между Владивостоком и портами США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирана. Перевозили олово, вольфрам, молибден, свинец, алюминий, ртуть, каучук, сахар, муку, шерсть, автомашины, взрывчатку. Маршруты проходили через районы активных боевых действий и минные поля. В любой момент могла произойти атака вражеской подлодки. Длились рейсы долго – один из них продолжался целых 9 месяцев: за это время «Уэлен» дважды сочли погибшим. Был 32-суточный безостановочный переход через океан из Веллингтона в Сан-Франциско, очень редкий в истории советского мореплавания. О нём писала «Комсомольская правда» в номере от 3 ноября 1945 года.

Наиболее опасным выдался третий рейс в австралийский город Ньюкасл. 17 мая 1942 года пароход был атакован японской подводной лодкой, начавшей обстрел судна из надводного положения. Многие из экипажа, в том числе и капитан Н.Н.Малахов, были ранены. Но оружейный расчёт открыл ответный огонь из пушки и сумел попасть в основание рубки подлодки, где сдетонировали снаряды. Вражеская подводная лодка была потоплена грузовым судном. За этот героический бой был награждён орденом Ленина. День Победы экипаж «Уэлена» встретил в Ванкувере.

После войны в ДВМП стали поступать судна, полученные СССР по репарациям. В том числе было получено судно «Oceana», использовавшееся немецким ВМФ в качестве плавучего общежития в Готенхафене (Гдыня) и в Штеттине (Щецин). Оно могло принять 754 пассажира 1-го и 2-го класса. Корабль был переименован в «Сибирь», и его капитаном был назначен Н.Н.Малахов. В 1950 году его назначили капитаном турбоэлектрохода «Вячеслав Молотов». Несколько лет он ходил на нём между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским, перевозя пассажиров. На летнее время маршрут продлевался до Провидения и Анадыря, с заходами в бухту Угольную.

Одновременно в 1950–1954 годах занимался общественно-политической деятельностью, был избран депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва.

В 1954–1959 годах работал заместителем начальника Дальневосточного морского пароходства. С 1959 по 1964 год – начальник ДВМП.

Под руководством Н.Н.Малахова находились службы мореплавания и связи, инженерные службы, пассажирский и ледокольный флоты, порты пароходства, судоремонтные заводы и многое другое. Он явился одним из инициаторов интенсивного использования тоннажа флота и механизации выгрузки в северных портах. При нём качественно улучшилась работа флота пароходства на загранперевозках, произошло заметное повышение производительности труда, была создана автоматизированная система управления, проводилась борьба с загрязнением окружающей среды. Большое внимание Н.Н.Малахов уделял социально-экономическому развитию пароходства, капитальному строительству, в том числе и жилья для моряков.

Наибольшее развитие получил в 1950–1960-х годах пассажирский флот Дальневосточного пароходства. В конце 1955 года он состоял из 15 грузопассажирских и 9 переоборудованных под перевозки пассажиров грузовых судов. Они работали на Камчатской экспрессной линии, Южно-Сахалинской на Корсаков, Южно-Сахалинской на Холмск, Приморской, Курильской, Нагаевской, Чукотской линиях. В 1955 году на этих линиях было перевезено 522 тысячи пассажиров. А за три года 6-й пятилетки (1955–1960) рост перевозок пассажиров в малом каботаже достиг 130 процентов по отношению к 1955 году.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Малахову Николаю Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

По инициативе Н.Н.Малахова в 1962 году был проведён первый пробный туристический круизный рейс теплохода «Григорий Орджоникидзе» из Владивостока по Приморскому побережью и портам Сахалина с заходами в Находку, бухту Ольги, Советскую Гавань, Холмск, Корсаков. Тогда же была открыта международная грузопассажирская линия Находка – Иокогама.

В 1964 году переведён в Москву. В 1964–1974 годах работал начальником управления пассажирского флота Министерства морского флота СССР.

Выйдя в 1974 году на пенсию, работал старшим научным сотрудником сектора истории морского транспорта института «Союзморниипроект», участвовал в подготовке научных трудов по истории морского транспорта. В 1979 году вышла его собственная книга воспоминаний «Далекое – близкое».

Жил в Москве. Умер 18 октября 1983 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (04.06.1942; 03.08.1960), орденами Отечественной войны 1-й (10.08.1945) и 2-й степеней, Трудового Красного Знамени (09.08.1962), медалями, в том числе 2 «За трудовую доблесть» (29.03.1952; 20.07.1971).

Именем Н.Н.Малахова названо одно из судов Дальневосточного морского пароходства.


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)