Ворсин Яков Васильевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 13287
Орден Ленина № 413222
Ворсин Яков Васильевич – шофёр Хилокского леспромхоза Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Читинская область.
Родился 24 ноября 1926 года в селе Аксёново-Зилово (ныне поселок городского типа Чернышевского района Забайкальского края). Русский. Оставшись без отца в 13 лет, в 1939 году начал работать разнорабочим Ундургинского лесозаготовительного участка Зиловского леспромхоза. В 1940 году был направлен на курсы шоферов.
В связи с началом Великой Отечественной войны обучение на курсах было прервано. Несмотря на отсутствие водительского удостоверения, стал работать в леспромхозе водителем на газогенераторном автомобиле (работавшем на дровах). В ноябре 1943 года призван в Красную Армию и был направлен в запасной стрелковый полк, расположенный в Забайкалье. После окончания первоначальной подготовки направлен в учебный танковый полк, где прошел обучение и стал механиком-водителем танка Т-34 и бронеавтомобилей БА-10, БА-20. Неоднократно обращался с рапортами с просьбой направить в действующую армию, однако до окончания боевых действий на советско-германском фронте, продолжал служить на востоке. В мае 1945 года был переведен механиком-водителем в роту охраны штаба 12-й воздушной армии, в составе которой принимал участие в войне с Японией. Был награжден медалью «За боевые заслуги».
Продолжал службу в армии до ноября 1950 года.
После увольнения в запас вернулся в родное село и поступил на работу водителем автомобиля Зиловского леспромхоза. Продолжал работать на газогенераторных автомобилях. После закрытия Зиловского леспромхоза, переехал в поселок Линево Озеро Хилокского района и начал работать на автомобилях-лесовозах МАЗ – вначале МАЗ-501, а затем МАЗ-509. Стал настоящим мастером своего дела, одним из лучших водителей не только своего леспромхоза, но и всей Читинской области. За годы семилетки шофер преодолел по лесным дорогам двести шестьдесят три тысячи километров – шесть с половиной витков по экватору Земли! Отличался экономным отношением к запасным частям. Так в 1963 году вдвоем с напарником И. Н. Иванушкиным сэкономили девятьсот рублей на запасных частях и материалах. За пять лет семилетки вместо четырех комплектов аккумуляторов израсходовали три. Добился двукратного увеличения межремонтных пробегов своего автомобиля. Семилетку завершил на год и семь месяцев раньше срока. В восьмой пятилетке при плановом задании вывоза древесины 14552 кубометра, вывез 17772 кубометра леса.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию лесной и деревообрабатывающей промышленности, Ворсину Якову Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Продолжал работать водителем лесовоза до выхода на пенсию. Жил в селе Линево Озеро. Умер 3 (по другим данным 4) августа 1995 года.
Награжден 2 орденами Ленина (17.09.1966; 07.05.1971), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (08.09.1945), «За трудовое отличие» (02.06.1954), удостоен звания «Ударник коммунистического труда», затем звания «Почетный мастер заготовки леса».
При подготовке биографии использованы материалы операции "Поиск" отряда юных инспекторов движения школы №114 города Киева (1978-1990 гг.)
Биографию подготовил:
Шаврин Н. Звезда Якова Ворсина. - Иркутск, 1974.