Гоберман Иосиф Михайлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17097
Орден Ленина № 312460
Гоберман Иосиф Михайлович - начальник Главного управления автомобильного транспорта Московского городского Совета депутатов трудящихся.
Родился 14 ноября 1905 года в городе Кременчуг ныне Полтавской области Украины. Еврей. Учился в школе 2-й ступени.
В 1919 году добровольцем ушел в армию, в должности обслуги броневика бронепулемётного взвода кавалерийской бригады участвовал в сражениях Гражданской войны. В 1922-23 годах служил водителем и командиром броневика. Член ВКП(б) с 1922 года.
С 1923 по 1934 годы жил в городе Коломна Московской области, работал инструктором, затем секретарём райкома ВЛКСМ, заместителем председателя Коломенского районного Совета депутатов трудящихся.
В 1934 году переведен в Москву на аналогичную должность заместителя председателя Краснопресненского, затем Советского райисполкомов. Основной его обязанностью была работа с автотранспортными предприятиями районов. Одновременно с работой окончил заочное отделение Московского автодорожного института (МАДИ).
В 1937 году назначен начальником Транспортного управления Мосгорисполкома (ТУМ).
В 1939 году на базе ТУМ были образованы 2 управления: Управление автогрузового транспорта и Управление пассажирского транспорта города Москвы, начальником обоих управлений был утверждён И.М.Гоберман., возглавлявший эти организации в течение 11 лет.
В годы Великой Отечественной войны был назначен командиром транспортного полка противовоздушной обороны города Москвы, затем командиром транспортной службы МПВО, выполнявшей важнейшие задания Государственного комитета обороны. Под его руководством была организована бесперебойная работа автотранспорта по эвакуации из города промышленных предприятий, детских учреждений, доставке автотранспортом в столицу продовольствия, топлива, обмундирования, перевозке на фронт воинских частей и боеприпасов. Транспортный полк принимал участие в перевозках грузов и людей по "Дороге жизни" - ледовой трассе Ладожского озера.
После войны им были разработаны и предложены руководству Москвы мероприятия по совершенствованию транспортной системы города, направленные на ликвидацию мелких автохозяйств и созданию на их базе автомобильного транспорта общего пользования. Он предложил объединить разрозненный транспорт общего назначения (4534 автохозяйств), централизовать перевозки грузов, обеспечить плановость и рациональность грузопотоков.
В 1955 году в соответствии с данными предложениями было принято Постановление о создании Главмосавтотранса, начальником которого был назначен инициатор идеи И.М. Гоберман, являвшийся в течение 28 лет его бессменным руководителем. Благодаря его настойчивости и инициативе, в Москве было создано более 50 крупных автопредприятий.
Система Главмосавтотранса была по своему уникальной, так как при отсутствии союзного министерства транспорта Главк являлся "самостоятельным субъектом" этой отрасли, подчиняющимся исключительно московским властям. Эмблема "Главмосавтотранс" была нанесена на кабинах более 40 тысяч автомобилей, осуществляющих перевозки различных народно-хозяйственных грузов в крупнейшем мегаполисе страны.
Автотранспортники под его руководством активно участвовали во всех сферах деятельности городского хозяйства: это обеспечение жизненно важных и массовых сезонных перевозок для города, это перевозки для города грузов, включая всю номенклатуру строительной продукции для муниципального жилья и объектов социально-культурного назначения, транспортное обслуживание коммунального и дорожного хозяйства, промышленности и энергетики города, поставки всех видов топлива, горюче-смазочных материалов, доставка продовольствия и товаров народного потребления, транспортное обслуживание предприятий и учреждений культуры и здравоохранения, перевозка детского питания, комплексное транспортное обслуживание детских образовательных учреждений и населения столицы.
Главмосавтотранс под его руководством занимался: разработкой, изготовлением и широким применением специализированного подвижного состава; внедрением сжиженного и сжатого газа в качестве моторного топлива; строительством новых газонаполнительных станций; научно-техническим сотрудничеством по увеличению ресурса грузовых автомобилей; внедрением контейнерных перевозок грузов; организацией комплексного транспортного обслуживания Московского железнодорожного узла; организацией транспортно-экспедиционных услуг для населения (создание Мострансагентства); участием в перевозках строительных грузов для исторических объектов города Москвы - здания Московского Государственного университета на Воробьевых горах, ВДНХ, гостиницы «Россия», Останкинской телебашни, Государственного Кремлёвского Дворца, Дома Правительства на Краснопресненской набережной; выполнением уникальных перевозок сверхтяжёлых грузов - крупногабаритных памятников, трансформаторов, многотонного телескопа; оказанием помощи в выполнении общегосударственных задач в различных районах страны, восстановлением пострадавшего от землетрясения Ташкента; доставкой грузов для строительства промышленных объектов в Тольятти, Целинограде, Тюменской области; ежегодным участием в уборке урожая Оренбургской, Волгоградской, Саратовской, Белгородской, Воронежской и других областей Ставропольского, Краснодарского и Алтайского краёв страны.
Активно продолжалась работа по реконструкции старых автопредприятий, по оснащению их производственно-технической базы современным диагностическим, технологическим, подъёмно-транспортным и другим оборудованием для проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Добивался от руководства города строительства нового жилья. Кроме этого было принято Постановление о закреплении за Главком высвобождающихся от переселения комнат и квартир. Благодаря этому тысячи семей работников автотранспортных предприятий улучшили свои жилищные условия.
Огромный труд вложил в проведение экономических «косыгинских экспериментов» 1965 и 1970 годов, дающих широкие права автотранспортным предприятиям в области планирования и хозяйствования. Была проведена экономическая реформа, результаты которой явились прочной основой для перехода в конце 1960-х - начале 1970-х годов на новые методы планирования и экономического стимулирования всех автопредприятий СССР. Стал применяться прогрессивный метод организации труда водителей - бригадный подряд.
В 1966 году коллектив Главмосавтотранса за достижение высоких показателей был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству и содержанию автомобильных дорог, Гоберману Иосифу Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
По инициативе и при его непосредственном участии было принято Постановление Совмина о ежегодном праздновании, начиная с 1976 года, "Дня работника автомобильного транспорта".
В начале 1980-х годов реализовал проект по эксплуатации электромобилей. В течение 4-х лет проводилась опытная эксплуатация 243 транспортных средств данного типа. На них развозили завтраки в детские сады и школы.
Поддерживал развитие автоспорта в стране. По его инициативе спортивные общества “Труд”, “Буревестник” и “Спартак” активно занимались воспитанием спортсменов из числа профессиональных автотранспортников.
Руководил Главмосавтотрансом до самого своего последнего дня. Скончался 26 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (05.09.1947, 04.05.1971), орденом Октябрьской Революции (13.11.1975), 3 орденами Трудового Красного Знамени (16.09.1945, 01.02.1957, 16.11.1965), орденами Дружбы народов (16.07.1980), Красной Звезды (02.06.1944), «Знак Почёта» (13.07.1940), медалями.
Имя И.М.Гобермана носит в Москве автокомбинат № 36. В МАДИ для студентов учреждена стипендия его имени. Его имя увековечено на памятнике героям-автомобилистам в Москве.
Биографию подготовил: