Анопов Борис Андрианович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10397
Орден Ленина № 343427
Анопов Борис Андрианович – пилот-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, город Москва.
Родился 1 (14) января 1915 года в городе Царское Село (ныне - город Пушкин в черте Санкт-Петербурга). Русский. Детство и юность провёл в Москве. Окончил 7 классов, был членом Осоавиахима, учился в аэроклубе.
В 1939 году окончил Батайское авиационное училище ГВФ, после чего работал пилотом, командиром отряда, заместителем командира Быковской авиагруппы по лётной части в Московском управлении ГВФ.
Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Воевал лётчиком 11-го авиационного полка 3-й авиационной дивизии связи, летал на самолётах Ли-2 и С-47. В 1942-43 годах совершил 250 боевых вылетов, из которых 81 – по обеспечению оперативной связи с командованием 3-й танковой армии. Во время активизации боевых действий на Калининском и Северо-Западном фронтах занимался вывозом раненых. Обеспечивал перелёты наркома связи Пересыпкина. За большую лётную работу в 1943 году был награждён орденом Красного Знамени. В завершающие 2 года войны выполнял задания командования по связи Генштаба КА с фронтами и армиями, налетал 2703 часа. В 1945 году был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
После войны Б.А.Анопов работал в ГВФ. Одним из первых гражданских лётчиков окончил школу лётчиков-испытателей.
В 1954—1976 годах работал в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации (ГосНИИГА) лётчиком-испытателем, командиром лётно-испытательной части, заместителем начальника института по лётной службе.
С именем Б.А.Анопова связаны испытания и первые полёты многих советских гражданских самолётов эпохи 1950—1970 годов, включая Ил-18, Ту-134, Ту-154, Ил-62. В большинстве вылетов лётчик-испытатель моделировал форс-мажорные ситуации, преодоление которых позволяло вносить новые инструкции в методики пилотирования самолётами. Доказал практически, что на Ил-18 и Ан-10 сроки эксплуатации моторов увеличивать можно вдвое, что давало 6 миллионов рублей годовой экономии. Провёл государственные испытания самолётов Ил-62, Ту-154 и вертолёта Ми-2.
14 мая 1963 года на вертолёте Ми-2 Б.А.Анопов совместно с Л.Л.Бабажановой установил мировой рекорд скорости полёта по замкнутому 100-километровому маршруту - 263,818 км/час, побив прежний американский рекорд вертолёта такого же класса.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1963 года за самоотверженный труд и выдающиеся достижения в освоении авиационной техники Гражданского воздушного флота Анопову Борису Андриановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Б.А.Анопов выполнял первые рейсы нескольких «флагманов» Аэрофлота. 15 сентября 1966 года в качестве командира воздушного судна выполнил первый пассажирский рейс самолёта Ил-62 с аэродрома Москва-Внуково, а 9 июля 1967 года на воздушном параде в Домодедово на этом же самолёте выполнил демонстрационный полёт, возглавив колонну советских гражданских самолётов. В общей сложности им было освоено более 30 типов воздушных судов.
С 1976 года – на пенсии. Жил в Москве. Умер 11 августа 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Заслуженный пилот СССР (1966). Награждён орденами Ленина (16.04.1963), Красного Знамени (13.03.1943), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (30.09.1945) степеней, 2 орденами «Знак Почёта» (31.07.1953; 31.07.1961), медалями.
Будучи испытателем, Борис Анопов не раз попадал в сложные, неординарные ситуации.
В одном из таких полётов Анопову предстояло выяснить лётные качества Ил-18 в условиях обледенения при заходе на посадку. Умышленно набрав льда в облачности, тем самым сымитировав обледенение, самолёт потерял управление и по тангажу ринулся к земле в практически вертикальном пикировании, не слушаясь руля высоты. Лишь за несколько сотен метров до земли Борису Анопову удалось вывести самолёт из пикирования путём частичной уборки закрылок. Выводы из этого полёта были внесены в руководство по лётной эксплуатации Ил-18 и прочие методические материалы.
В другом полёте предстояло оценить точность работы бортового радиолокатора первого поколения. Для этого двум самолётам предстояло сойтись на встречных курсах, а при минимальном продольном интервале — отвернуть влево, разойдясь правыми бортами. Когда до схождения оставалось менее километра, оба самолёта оказались в облачности. Расчёты штурмана оказались неверны, и самолёт Анопова оказался правее нужной траектории. Несмотря на это, Борис Анопов принял решение выполнить левый разворот, как было согласовано с экипажем другого самолёта на земле. В условиях облачности и практически полного отсутствия визуального контакта друг с другом, оба самолёта разошлись с интервалом в 30 метров.
В очередном вылете нужно было узнать, как поведёт себя Ил-18 при отказе одного из двигателей на взлёте. Сделав разбег по левой стороне ВПП, на скорости 140 км/ч Анопов разгрузил переднюю опору шасси (согласно временному РЛЭ), на скорости 170 отделил её от бетона и дал команду выключить крайний двигатель. Машину рвануло вправо, и Анопову с трудом удалось овладеть ею и уйти в воздух с бокового среза полосы. Из этого был сделан вывод: преждевременное отделение передней опоры на разбеге в случае отказа одного из двигателей усложняет взлёт и грозит неприятностями. Благодаря практике Анопова на всех типах самолётов, имеющих переднюю опору шасси, была изменена методика взлёта.
Биографию подготовил: