Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Ткаченко Михаил Николаевич

Ткаченко Михаил Николаевич

28.08.1922 - 09.03.1948

Герой Советского Союза

Даты указов

13.04.1944

Медаль № 3462

Орден Ленина № 14808

Ткаченко Михаил Николаевич – командир  звена 210-го штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная Кубанская дивизия, 4-я воздушная армия), лейтенант.


Родился 28 августа 1922 года в поселке Бешенковичи, ныне городской поселок Витебской области (Республика Беларусь), в крестьянской семье. Белорус. Окончил 2 курса сельскохозяйственного техникума.

Призван в армию в 1940 году. В 1942 году окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов в звании сержанта.

В действующей армии с декабря 1942 года. Сражался на Закавказском (Северная группа войск), Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии, на 4-м и 3-м Украинских фронтах в 210-м штурмовом авиационном полку, входившем в состав 230-й, а с июля 1944 года – 136-й штурмовой авиационной дивизии.

Участвовал в освобождении Северного Кавказа, Краснодарского края, Крыма, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.

В составе 4-й воздушной армии на Закавказском, а с 24 января 1943 года – Северо-Кавказском фронте принимал участие в Северо-Кавказской наступательной операции 1 января – 4 февраля 1943 года), в ходе которой были освобождены города Малгобек, Моздок, Нальчик, Прохладный, Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Кропоткин, Тихорецк.

С 9 февраля по 16 марта участвовал в Краснодарской наступательной операции.

В апреле-августе 1943 года в составе своей дивизии участвовал в сражениях на Кубани и на Таманском полуострове в районе вражеской оборонительной «Голубой линии».

С 9 сентября по 10 октября 1943 года участвовал в Новороссийско-Таманской стратегической наступательной операции, в ходе которой был освобожден Новороссийск, прорвана оборона «Голубой линии» и очищен от врага Таманский полуостров.

Наносил удары по оборонительным объектам, скоплениям живой силы и техники, судам, эвакуировавшим германские войска с Таманского полуострова в Крым.

В ноябре 1943 года штурмовыми ударами поддерживал части 18-й и 56-й армий, высадившихся в Крыму в районе Керчи в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 года).

С 20 ноября 1943 до апреля 1944 года 4-я воздушная армия в оперативном подчинении Отдельной Приморской армии поддерживала ее наземные войска в боях на Керченском полуострове.

К 8 января 1944 года М.Н.Ткаченко произвел 103 успешных боевых вылета на самолете Ил-2, из них 16 боевых вылетов на разведку войск противника. Штурмовыми ударами уничтожил 4 танка, 48 автомашин, 17 полевых орудий, 9 точек малокалиберной зенитной артиллерии и зенитных пушек, 3 склада с боеприпасами, 9 минометов с расчетами, 4 катера, до 160 солдат и офицеров противника. Провел 7 успешных воздушных боев с истребителями противника и лично сбил один истребитель ФВ-190.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Ткаченко Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 8 апреля по 12 мая 1944 года в составе Отдельной Приморской армии, а с 18 апреля – 4-го Украинского фронта М.Н.Ткаченко участвовал в Крымской наступательной операции, в ходе которой был освобождён Крым и штурмом взят город-Герой Севастополь. В боевом вылете по штурмовке укреплений противника на Сапун-горе 7 мая 1944 года его самолет был сбит зенитной артиллерией противника. Экипаж покинул машину и на парашютах приземлился на своей территории.

После завершения Крымской операции 210-й штурмовой авиационный полк был переведен на 3-й Украинский фронт и введен в состав 136-й штурмовой авиационной дивизии.

Здесь в составе 17-й воздушной армии М.Н.Ткаченко в должности командира эскадрильи участвовал в Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции (20 – 29 августа 1944 года), Болгарской операции (5 – 9 сентября 1944 года) по вводу советских войск в вышедшую из войны Болгарию, Белградской наступательной операции (28 сентября – 20 октября 1944 года), Будапештской стратегической наступательной операции (29 октября 1944 – 13 февраля 1945 года), Балатонской оборонительной операции (6 – 15 марта 1945 года), Венской стратегической наступательной операции (16 марта – 15 апреля 1945 года).

К концу войны совершил более 157 боевых вылетов.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. Его полк до конца июня 1945 года дислоцировался на аэродроме Гетцендорф в Австрии, затем был переведен в Румынию, где располагался в городах Бузэу, а затем, до 1948 года – в городе Орадеа-Маре (Орадя). В марте 1948 года полк перелетел из Румынии на Родину, в Одессу.

За полгода до этого события М.Н.Ткаченко был переведен в другой полк, дислоцировавшийся в городе Брашов (Румыния). Там 9 марта 1948 года капитан М.Н.Ткаченко погиб в результате несчастного случая – прикоснулся к оголенным электрическим проводам. Его тело, как воспитанника 210-го штурмового авиационного полка, при перелете полка в Одессу было также доставлено в Одессу, где он был похоронен.

Именем М. Н. Ткаченко названы улица, переулок, парк культуры и отдыха на его родине – в городском поселке Бешенковичи; его имя присвоено Бешенковичской средней школе № 2, где он учился. На здании школы установлена мемориальная доска.

Награжден орденом Ленина (13.04.1944), 2 орденами Красного Знамени (24.09.1943; 6.03.1945), орденами Александра Hевского (13.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (25.10.1943), Красной Звезды (4.05.1943), медалями, в том числе «За отвагу» (28.03.1943).


Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Лейтенант Ткаченко на фронте Отечественной войны участвует в боях с 20.12.1942 года в составе 210 ШАП  в должности летчика старшего и с октября 1943 года – в должности командира звена.
За период боевой работы тов. Ткаченко лично произвел 103 успешных боевых вылета на самолете Ил-2, из них 16 боевых вылетов на разведку войск противника. За образцовое выполнение заданий командования по разгрому немецких захватчиков и проявленное при этом мужество в 1943 году тов. Ткаченко был награжден медалью «За отвагу» и тремя орденами.
Командуя звеном, тов. Ткаченко проявил отличные организаторские способности. Звено тов. Ткаченко произвело 178 эффективных боевых вылетов  на уничтожение живой силы и техники противника. Тов. Ткаченко подготовил 8 молодых, неопытных летчиков для боевой работы на самолете Ил-2, все они за образцовую работу удостоены правительственных наград.
В боях за Родину тов. Ткаченко проявил себя  бесстрашным летчиком, мастерски водил группы от звена до эскадрильи штурмовиков. В любую погоду точно водил самолеты на цель, дерзкими многократными атаками уничтожал живую силу и технику противника.
За время боевой работы тов. Ткаченко уничтожил 4 танка, 48 автомашин, 17 полевых орудий, 9 точек малокалиберной зенитной артиллерии и зенитных пушек, 3 склада с боеприпасами, 9 минометов с расчетами, 4 катера, до 160 солдат и офицеров противника. Провел 7 успешных воздушных боев с истребителями противника и лично сбил один ФВ-190.

5 января 1943 года в паре со старшим лейтенантом Гладковым, выполняя задание по разведке ближнего тыла противника в районе Буденновск – Минеральные Воды при сложных метеоусловиях – облачность 10 баллов, высота 50 – 10 метров, видимость 1 – 2 километра, обнаружил противника, готовившегося к наступлению. На цель произвел пять заходов, причем вдвоем было уничтожено до 40 лошадей и более 50 солдат и офицеров.
Тов. Ткаченко доставил ценные сведения о противнике. За образцовое выполнение задания от командования Северной группой войск Закавказского фронта тов. Ткаченко была вынесена благодарность.

22 сентября 1943 года, выполняя задание в группе по прикрытию нашего десанта в районе Мысхако, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, задание выполнил образцово. В завязавшемся воздушном бою над целью тов. Ткаченко лично сбил самолет противника ФВ-190.

25 сентября 1943 года в паре с младшим лейтенантом Талатиным, выполняя задание по разведке войск противника в районе Темрюк, порт Чайкино, Голубицкая, обнаружил баржи противника. Тов. Ткаченко произвел штурмовку барж, в результате одну из них потопил, что подтверждено местным населением после освобождения указанных пунктов.

8 ноября 1943 года, выполняя задание во взаимодействии с нашей артиллерией по подавлению артиллерии и боевых порядков противника в районе высоты 154,4, с бреющего полета сделал семь заходов на цель. Поставленное задание выполнил образцово, чем способствовал успешному продвижению наших наземных частей.

5 декабря 1943 года, будучи ведущим группы из четырех самолетов Ил-2, выполнял задание по штурмовке танков и пехоты противника в районе Эльтиген, который атаковали наши десантные войска. При подходе к цели группа была атакована четырьмя Ме-109. Отразив атаку противника, тов. Ткаченко вывел свою группу точно на цель и с высоты 70 метров нанес удар по противнику. В воздушном бою над целью группой тов. Ткаченко был сбит 1 самолет противника Ме-109.

Эффективность боевых действий тов. Ткаченко подтверждается фотоснимками, истребителями прикрытия и наземными войсками.

В плену и окружении не был, находится в строю.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу лейтенант Ткаченко Михаил Николаевич достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 210 штурмового авиационного полка майор Кондратков
8 января 1944 года


Из книги В.С.Фролова «Жизнь в авиации»

Через несколько дней после нашей эвакуации из Румынии самолетом ЛИ-2 прибыла семья моего бывшего командира эскадрильи в период войны Героя Советского Союза Михаила Ткаченко. Только Мишу привезли в гробу, его сопровождали жена и сын. Учитывая, что Ткаченко — воспитанник нашего полка, а в Брашове он прослужил всего полгода, было принято решение привезти его в Одессу и похоронить здесь со всеми почестями на гражданском кладбище.
На погребении собрался выступить, но почти ничего не мог сказать, так как какой-то ком подступил к горлу. Я заплакал, что редко бывало со мной. Кое-как справился с чувствами, сбивчиво пересказал обо всем, что связывало нас в боевые годы и в послевоенный период. Ведь в Орадеа-Маре мы жили в одном доме. Дружили семьями.
Что же произошло? После объявления приказа о расформировании авиационной части, дислоцировавшейся на аэродроме города Брашов, предстоял отъезд всего личного состава на родину, но не организованно, а кто как мог. Или другими словами, как принято у нас в армии, «сделал дело — гуляй смело». Миша вернулся на квартиру, сказал жене о предстоящем отъезде. Собрали нехитрые пожитки. Все было готово. Миша отправился к друзьям попрощаться. Решили отметить отъезд. Немного выпили. Слово за слово. Воспоминания. Планы. Договоренность о будущих встречах. Кто-то собирался продолжать службу, кто-то решил уволиться из рядов Советской Армии и перейти работать в Аэрофлот. Многие мечтали об учебе. Дружеская компания — обычное дело для фронтовиков — не предвещала никаких неожиданностей, тем более трагедии. В какой-то момент Миша решил выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом. На время про него забыли. В том, что он вышел, не было ничего особенного. Потом хватились. Кто-то вспомнил, что Ткаченко долго не возвращается с улицы. Вышли посмотреть. Было уже темно. Стали звать. Никто не отзывается. Минут через десять Мишу нашли мертвым у соседнего дома. В том месте, где курил Миша, провисали электропровода. Они были оголены и под током. Он схватился за эти провода, и его убило. Прошла экспертиза. Заключение врачей гласило: смерть от несчастного случая.
Об этом мне рассказал командир эскадрильи Миша Немцов, у которого Ткаченко был заместителем.
Миша Ткаченко — человек-легенда. Достойно жил, прекрасно воевал. Трагически погиб. О нем можно было бы написать интереснейшую книгу. Помню, отличился Миша во время штурма Севастополя нашими войсками. Водил на боевое задание группы самолетов. Перед штурмом ему попалась газета, в которой он случайно обнаружил фотографию своего брата — узника фашистского концлагеря в полосатой тюремной одежде. Это был младший брат, которого Михаил очень сильно любил.
Миша стал просить командование разрешить ему делать несколько боевых вылетов в день. Ткаченко пренебрегал всякой осторожностью, лез в любой огонь, не считался с опасностью. Он совершал поистине героические подвиги. Невзирая на сильнейший заградительный огонь зениток и «эрликонов», Миша стремился во что бы то ни стало поразить цель и выйти из боя победителем.
7 мая 1943 года его самолет подожгли зенитки противника, сам он выбросился с парашютом, благополучно приземлился на нашей территории. На следующий день пришел пешком в полк.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Фролов В.С. Жизнь в авиации. - М., 1995.