Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Малин Анатолий Петрович

Малин Анатолий Петрович

14.08.1916 - 17.12.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6339

Орден Ленина № 42533

Малин Анатолий Петрович – штурман  эскадрильи 140-го бомбардировочного  авиационного Нарвского Краснознаменного ордена Суворова полка (276-я бомбардировочная авиационная Гатчинская дважды Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), капитан.


Родился 14 августа 1916 года в Тамбове в семье служащего. Русский. Окончил в 1931 году 5 классов и в 1933 году – школу  фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) пр Тамбовском пороховом заводе, работал пироксилинщиком на этом заводе. В марте 1934 года был уволен и поступил в школу ФЗУ при электромашиностроительном заводе «Революционный труд».

В ноябре 1934 года добровольно вступил в армию. Служил красноармейцем в Белорусском военном округе, в поселке Новоборисов. В ноябре 1935 года направлен в Саратовское бронетанковое училище, которое окончил в июне 1938 года в звании лейтенанта. Служил  в Забайкальском военном округе в должности командира взвода 13-го отдельного учебного автомобильного батальона.

В ноябре 1938 года принят по спецнабору во 2-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей (ныне город Оренбург) в качестве слушателя. После окончания училища в декабре 1939 года направлен в 21-й дальнебомбардировочный полк Ленинградского военного округа. Участвовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов, где совершил 6 боевых вылетов на самолете ДБ-3.

В мае 1940 года переведен в 140-й скоростной бомбардировочный авиационный полк 2-й смешанной авиационной дивизии, служил до июня 1941 года в должности младшего летчика-наблюдателя в Орловском военном округе (аэродром Сеща). Летал на самолетах У-2, Р-5, ТБ-3, СБ, Пе-2.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года. Сражался на Западном, Сталинградском, Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах в качестве стрелка-бомбардира, стрелка-бомбардира звена, штурмана звена, штурмана эскадрильи.

К 24 марта 1945 года совершил 182 боевых вылета на пикирующем бомбардировщике Пе-2 на бомбардирование военных объектов противника – укреплений, железнодорожных станций, аэродромов, артиллерийских и минометных батарей, мостов, скоплений техники и войск противника, эшелонов, танковых и автомобильных колонн. Кроме того, совершал боевые вылеты на разведку армейского, фронтового и глубокого тылов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых задач, отвагу и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по врагу, Малину Анатолию Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая «Звезда».

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. В 1947 году окончил высшую офицерскую авиационную школу штурманов. С 1957 года майор А.П.Малин – в запасе. Жил и работал в Тамбове.

Скончался 17 декабря 1998 года. Похоронен в Тамбове на Воздвиженском кладбище.

Награжден  орденом Ленина (29,06.1945), 3 орденами Красного Знамени (6.02.1944; 3.12.1944; …), орденом Александра Невского (19.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (21.06.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (27.07.1943; …), медалями, в том числе «За оборону Сталинграда» и «За оборону Ленинграда».


Основное фото Героя - с сайта "Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга". Автор снимка - Каше Михаил Амосович.


Всю войну А.П.Малин сражался в 140-м бомбардировочном авиационном полку. На Западном фронте в составе 47-й смешанной авиационной дивизии с 22 июня по 2 июля 1941 года наносил бомбовые удары по наступающему противнику на Минском направлении с аэродрома Болбасово под Оршей, а с 28 июня – с аэродрома  восточнее Смоленска по переправам через Березину и  скоплениям германских войск в различных районах Белоруссии.  К концу августа 1941 года полк, воевавший  практически без прикрытия истребителями, потерял почти все самолеты и был выведен в тыл на пополнение и переформирование.

С 17 августа по 4 октября 1942 года в составе 270-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии воевал на Сталинградском фронте, участвовал в обороне Сталинграда.

С 4 марта 1943 года по 15 октября 1944 года в составе 276-й бомбардировочной авиационной дивизии 13-й воздушной армии сражался на  Ленинградском фронте.

Участвовал в обороне Ленинграда, окончательном прорыве его блокады в январе – марте 1944 года, освобождении Ленинградской и Новгородской областей, Эстонии в ходе Синявинской наступательной операции  (22 июля – 22 августа 1943 года), Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января – 1 марта 1944 года) и освобождении городов Красное Село, Гатчина, Кингисепп, Выборгской наступательной операции (10 – 20 июня 1944 года), Нарвской наступательной операции (24 – 30 июля 1944 года) и освобождении города Нарва, Таллинской  наступательной операции (17 – 26 сентября 1944 года) и освобождении города Таллин, Моонзундской десантной операции (27 сентября – 24 ноября 1944 года) и освобождении острова Эзель (Сааремаа).

На 3-м Белорусском фронте в составе 1-й воздушной армии участвовал с октября 1944 года до конца войны в Гумбинненской наступательной операции (16 – 23 октября 1944 года) и освобождении города Вирбалис (Литва), Восточно-Прусской стратегической операции – Инстербургско-Кёнигсбергской (13 – 27 января 1945 года), Кёнигсбергской (6 – 9 апреля 1945 года) и Земландской (13 – 25 апреля 1945 года) наступательных операциях и освобождении городов Гумбиннен (Гусев),  Инстербург (Черняховск), Бартенштайн (Бартошице, Польша), Хайлигенбайль (Мамоново), Фишхаузен (Приморск), Кёнигсберг (Калининград), Пиллау (Балтийск).

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Непосредственно участвуя в борьбе против немецко-фашистских захватчиков с первых дней Великой Отечественной войны, успешно совершил 182 боевых вылета на самолете Пе-2, из них 26 – на разведку армейского, фронтового и глубокого тылов противника и 15 – с пикированием. Выполнял задачи по разгрому вражеских танковых колонн, артиллерийских и минометных батарей, глубоко эшелонированных укреплений, возведенных врагом под Ленинградом, уничтожал и подавлял батареи дальнобойной артиллерии, обстреливавшие Ленинград, уничтожал самолеты противника на его аэродромах. Систематическими налетами нарушал железнодорожные перевозки, наносил разрушительные удары по станциям и железнодорожным узлам противника.

Эскадрилья, которую он постоянно водит на бомбардирование  вражеских объектоа, успешно совершила 1386 боевых самолето-вылетов. Всегда точно выводя эскадрилью на цель, тов. Малин показал себя как бомбардир-снайпер. Свыше 1100 тонн бомб разного калибра эскадрильей сброшено на головы врага. Точными бомбовыми ударами эскадрилья нанесла врагу следующий ущерб: в воздушных боях сбито 10 истребителей противника, на аэродромах уничтожено 14 самолетов. Разрушены 1 военный завод , 2 железнодорожных эшелона, 2 станции, 4 железнодорожных моста, 2 водных переправы, 92 дзота и пулеметных гнезда, свыше 200 метров траншей и 1200 метров железнодорожного полотна. Уничтожено свыше 75 танков, 210 автомашин, 65 артиллерийских орудий, 16 зенитных орудий. Разбито 6 паровозов и 245 вагонов с войсками и военными грузами, подавлен огонь четырех батарей дальнобойной артиллерии, обстреливавших Ленинград, 21 артиллерийских и минометных батарей. Взорвано и сожжено 40 складов с боеприпасами и военным имуществом, разрушено 360 зданий, превращенных противником в доты и дзоты, 7 блиндажей. Вызвано 260 крупных очагов пожара, сопровождавшихся 150 сильными взрывами. Рассеяно и уничтожено свыше 2 полков солдат и офицеров противника.

На Сталинградском фронте успешно выполнил ряд заданий по фотографированию линии фронта противника и  ряд других заданий командования по разведке тылов противника, за что награжден орденом Красной Звезды.

В период наступательных операций войск Ленинградского фронта по окончательному прорыву блокады Ленинграда, начатых в январе 1944 года, капитан Маликов проявил мужество и героизм. Водимые им группы выполняли боевые задания в сложных метеоусловиях.   Удары по противнику наносились с высоты 200 – 300 метров двумя – тремя заходами на цель. Выполняя бомбардировки с малой высоты, капитан Малин производил  штурмовку отходящих колонн противника.
За успешное выполнение заданий по разгрому немцев под Ленинградом и освобождению Ленинградской области тов. Малин награжден орденом Красного Знамени.

Особо отличился при прорыве оборонительной полосы на Карельском перешейке.

17 июня 1944 года массированными бомбовыми ударами по железнодорожным узлам Выборг и Антреа взорвано 6 складов с боеприпасами и военным имуществом, разбито 57 вагонов, разрушено до 60 м железнодорожного полотна, 11 зданий, 2 депо. Вызвано 14 очагов пожара и 7 взрывов.

За образцовое выполнение боевых заданий на Карельском перешейке капитан Малин награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В боях по освобождению Советской Эстонии сам лично и личный состав его эскадрильи показали отличные результаты высокоэффективного бомбардирования с пикированием.

18 сентября 1944 года при налете на железнодорожную станцию Волли прямым попаданием бомб сожжено 8 вагонов и цистерна с горючим, взорвано 2 склада, разрушено 4 здания, вызвано 4 очага пожара, разрушено до 110 м железнодорожного полотна.

29 сентября 1944 года ведущим группы из 9 Пе-2 бомбардировал порт Курессаре на острове Эзель. Разбито 2 баржи  с 4 зенитными орудиями, 4 автомашины, маяк, 1 здание. В результате двух прямых попаданий по причалам и одного – в стоящий под погрузкой корабль вызвано 3 очага пожара, 2 сильных взрыва.

Принимая активное участие в наступательных операциях 3-го Белорусского фронта, точными бомбовыми ударами водимой им эскадрильи взламывал сильно укрепленную глубоко эшелонированную оборону противника при вторжении в Восточную Пруссию и на ее территории.

17 октября 1944 года бомбардировал железнодорожную станцию Эйдкунен в составе группы из 25 Пе-2. В результате удара разрушено и подожжено 24 вагона с военным имуществом, разрушено 240 м железнодорожного пути, взорвано депо, железнодорожные мастерские, здание станции, 16 жилых зданий, 100 м траншейной сети, 3 пакгауза. Вызвано 22 очага пожара.

За образцовое выполнение боевых заданий по освобождению Советской Эстонии и  разгрому немцев при вторжении в Восточную Пруссию капитан Малин награжден вторым орденом Красного Знамени.

Громя врага на территории Восточной Пруссии, капитан Малин показал образцы высокоэффективного бомбардирования.

16 января 1945 года ведущим группы из 29 Пе-2 бомбардировал опорный пункт Маллвишкен. В результате удара подавлен огонь 2 минометных батарей, 1 артиллерийской батареи, 4 пулеметных гнезд, разрушено 250 м траншейной сети, 45 зданий, вызвано 9 очагов пожара и 2 взрыва.

20 января 1945 года, бомбардируя опорный пункт противника город Гумбиннен, группа самолетов Пе-2 разрушила мост через реку Плюсса, взорвала 4 склада, до 40 зданий, повредила 100 м шоссейной дороги, 250 м железнодорожного полотна, вызвала 11 очагов пожара.

20 февраля 1945 года бомбардировал южную часть города Браунсберг – опорного пункта противника. Разрушено 45 зданий, поврежден завод, на котором разрушено 12 построек. Разрушено 250 м шоссейной дороги. Вызвано 4 очага пожара со взрывами.

7 марта 1945 года нанес бомбовый удар по скоплению техники противника в южной части Браунсберга. Фотоснимками установлено, что 30 бомб взорвалось на территории танкового завода, где повреждено 8 зданий и 3 здания разбито. Разбито и повреждено 7 танков и 18 автомашин. Среди продскладов отмечено 2 очага пожара, повреждено 23 здания, разрушено 2 склада и 6 складских зданий, уничтожено до 10 автомашин.

Капитан Малин свыше 40 раз  водил полк на бомбардировку врага, из них 10 раз – по разгрому немцев на территории Восточной Пруссии.

Ведущим полка нанес бомбардировочный удар по восточной части города Инстербург. В результате точного бомбометания разрушен завод военного значения, где вызвано 3 больших взрыва. Разрушено до 45 городских и заводских зданий, вызвано 5 взрывов большой силы и 10 пожаров. Взорвано 3 разных склада, уничтожено 5 автомашин, повреждено  до 200 м шоссейной дороги.

Выполняя боевые задания в сложных метеоусловиях, он точно выводит группы бомбардировщиков на цели и метко поражает их.  В бою ведет себя исключительно смело, решительно и хладнокровно. Здраво оценивая воздушную обстановку, он правильно и своевременно принимает грамотные решения, чем обеспечивает высокоэффективные удары по врагу.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с  немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество, отвагу и решительность представляю капитана Малина к правительственной награде – присвоению звания «Герой Советского Союза».

Командир 140 бомбардировочного авиационного Нарвского Краснознаменного ордена Суворова полка Герой Советского Союза гвардии майор Кованев
24 марта 1945 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»