Герой Социалистического Труда
Производство: Энергетика
Бочкин Андрей Ефимович

Бочкин Андрей Ефимович

30.10.1906 - 16.10.1979

Герой Социалистического Труда

Даты указов

11.01.1960

Медаль № 9819

Орден Ленина № 316163

Бочкин Андрей Ефимович – бывший начальник строительно-монтажного управления «Ангарагэсстрой» Министерства строительства электростанций СССР, Иркутская область.

Родился 30 октября 1906 года в деревне Иевлево Ильгощинской волости Бежецкого уезда, ныне Рамешковского района Тверской области, в крестьянской семье, был одиннадцатым, последним ребёнком. Русский.

В 1917 году окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу 1-й ступени в селе Ильгощи, далее учился в школе 2-й ступени в селах Ильгощи, Киверичи, Михайлово-Прудовое. Член ВЛКСМ с 1920 года, член ВКП(б) с 1925 года. В 1921 году был участником подавления Кронштадтского мятежа.

Учился в педагогическом техникуме в селе Прудово Тверского уезда, Тверском учительском институте. Работал инструктором Тверского уездного комитета комсомола, председателем потребкооперации, в редакции газеты «Тверская правда», заместителем редактора газеты «Тверская деревня», в агропромышленном отделе Тверского горкома ВКП(б), с агитповозками объездил всю Тверскую губернию. В 1927—1928 годах работал секретарём парткома текстильной фабрики в городе Вышний Волочёк. С началом коллективизации на селе (1928—1929, 1934—1935) по партийному призыву участвовал в создании первых колхозов в Алейском уезде Западно-Сибирского края.

С 1929 года обучался в Московском институте водного хозяйства и мелиорации на гидротехническом факультете. В 1933 году — проходил учебную производственную практику на ДнепроГЭСе.

В 1936 году направлен на строительство никелевого комбината в город Орск Оренбургской области, где был секретарём парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель — Аккермановка.

В 1937—1940 годах — начальник и главный инженер строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области.

В 1940—1941 годах — начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР (курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, Уч-Курганского водохранилища).

В 1941—1942 годах — слушатель Военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева.

С марта 1942 года и до конца Великой Отечественной войны воевал на Карельском и 2-м Белорусском фронтах: бригадный инженер 85-й бригады морской пехоты, дивизионный инженер 205-й стрелковой дивизии 26-й армии; корпусной инженер 132-го стрелкового корпуса 19-й армии. Был ранен, контужен. В 1942 году за 8 километров от передовой для нужд армии построил свою первую миниГЭС. Участвовал в оборонительных боях в Карелии в районе посёлка Лоухи, в Петсамо-Киркенесской, Восточно-Померанской, Берлинской операциях, в том числе в боях за города Киркенес, Данциг (Гданьск), Штеттин (Щецин), остров Борнхольм, освобождал территории Польши, Германии, Дании. Войну закончил подполковником.

В 1945—1949 годах — начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставропольском крае. В 1950—1953 годах — начальник Главного управления строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов.

С 1953 по 1959 год — начальник «АнгараГЭСстроя» по строительству Иркутской ГЭС. Эта ГЭС на Ангаре была первенцем сибирской гидроэнергетики, её строительство стало стартовой площадкой для разработки новых технологий и школой подготовки кадров для гидростроек сибирского Севера. В 1959 году Иркутская ГЭС была успешно сдана в эксплуатацию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1960 года за внедрение новых прогрессивных методов труда и выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении Иркутской ГЭС на реке Ангаре, Бочкину Андрею Ефимовичу присвоено звание Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С декабря 1959 по 1971 годы — начальник Управления строительства «КрасноярскГЭСстрой». С началом управления строительством А.Е.Бочкиным принят ряд кардинальных для КрасноярскГЭС решений: отказ от облегченного, арочного типа построения плотины и принятие тяжелого, гравитационно-монолитного типа; отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение классическим безэстакадным методом, что обеспечило надежность сооружений; изменение генерального плана строительства города Дивногорск; перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока: 25 марта 1963 года — впервые в зимних условиях, за 6,5 часа перекрыта самая полноводная река России — Енисей. В период максимума работы количество человек на строительстве Красноярской ГЭС вместе с субподрядными организациями составляло более 21000 человек.

С 1971 года — член Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР, консультировал проектные работы и начальный этап строительства Саяно-Шушенской ГЭС.

Всего за свою жизнь А. Е. Бочкин строил 10 гидросооружений: ДнепроГЭС, Домашкинская плотина, Лабазинская плотина, Кутулукская плотина, Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, Южно-Украинский канал, Северо-Крымский канал, Иркутская ГЭС, Красноярская ГЭС, консультировал — Саяно-Шушенская ГЭС.

Избирался делегатом XIX (1952) и XXII (1961) съездов КПСС, был депутатом Верховных Советов РСФСР и Украинской ССР.

В последние годы жизни жил в Москве. Умер 16 октября 1979 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (07.02.1949; 09.08.1958; 11.01.1960; 01.06.1973), орденами Красного Знамени (15.10.1944), Трудового Красного Знамени (17.09.1966), Отечественной войны 1-й (16.07.1944) и 2-й (31.03.1945) степеней, медалями, в том числе «За оборону Советского Заполярья».

Заслуженный строитель РСФСР (27.10.1966). Почётный энергетик СССР (1976). Лауреат Ленинской премии в области науки и техники (1973).

13 июля 1971 года А.Е.Бочкину присвоено звание «Почётный гражданин города Дивногорска». 26 мая 1975 года приказом по Управлению основных сооружений строительства Саяно-Шушенской ГЭС А.Е.Бочкин зачислен почетным плотником-бетонщиком в комсомольско-молодежную бригаду С.Коленкова (по 1986 год). Заработная плата почётного члена бригады перечислялась на счёт Табатского детского дома Бейского района, Хакасия. В 1977 году был утверждён приз имени Бочкина, присуждавшийся лучшему комсомольско-молодежному коллективу объединения «Тверьмелиорация». В 1980 году в городе Дивногорск Центральная улица переименована в улицу имени А.Е.Бочкина (в 1987 году на доме №24 по этой улице установлена мемориальная доска). В 1996 году в городе Иркутск улица Огни Коммунизма переименована в улицу Бочкина. В 2006 году в Дивногорске ПТУ №42 по инициативе коллектива присвоено имя гидростроителя А.Е.Бочкина, в честь его 100-летия со дня рождения. 2 февраля 2008 года в Дивногорске открыт бронзовый памятник А.Е.Бочкину.

Сочинения:
Бочкин А. Е. С водой, как с огнем: (рассказ гидростроителя) — М.: Советская Россия, 1978.
Бочкин А. Е., Григорьев Ю. А., Долгинин Е. А. Бетонные работы на строительстве Красноярской ГЭС имени 50-летия СССР. — М.: Стройиздат, 1977.
Бочкин А. Е., Долгинин Е. А., Лискун Е. Е. Организация строительства и технико-экономические показатели Красноярской ГЭС // Гидротехническое строительство, 1972, № 9.
Бочкин А. Е. У истоков великой стройки (записки строителя) — Симферополь: Крымиздат, 1951.


Родился Андрей Бочкин 30 октября 1906 года в маленькой тверской деревне Иевлево в бедной крестьянской семье, был 11 ребёнком в семье. Отец погиб рано. Но мать была доброй, и, по словам Бочкина, в этом заключалось то единственное воспитание, которое она могла ему дать. Он жил на печке, делил её с тараканами, и не помнил случая, чтобы его дома ударили.

Окончив в 1917 году церковно-приходскую школу, продолжил образование в школе 2-й ступени в селе Ильгоши.

После окончания школы он поступил в Тверской учительский институт, где долго учиться ему не пришлось: вскоре он был отозван губкомом комсомола на политпросветработу и в качестве инструктора уездного комитета комсомола стал заведовать школой политпросвещения, создавал учебные пункты в селах и волостях, выступал с лекциями и докладами, устраивал громкие читки среди крестьян Игошинской волости.

В 1924 году женился на молоденькой учительнице Варваре Федоровне, с которой прожил более пятидесяти лет (до ее кончины в 1975 году).

В условиях новой экономической политики А.Е.Бочкин в Горицком уезде Тверской губернии создавал кооперативы, затем разъезжал с агитационной повозкой «Тверская правда» по всему краю, благодаря его смекалке в волостях и уездах крестьяне губернии впервые услышали радиопередачи из Москвы.

Несмотря на активную организационно-политическую деятельность по укреплению Советской власти в тверском крае, тяга к учёбе у А.Е.Бочкина не ослабевала, и вот, наконец, он поступил в Московский институт водного хозяйства и мелиорации: это было время индустриализации, период грандиозных планов электрификации страны. Три с половиной года познавал секреты гидроэнергетики А.Е.Бочкин у видных профессоров крупнейшего вуза страны.

С 4-го курса института коммунист А.Е.Бочкин был мобилизован ЦК ВКП/б/ на работу в политотдел МТС села Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района Средне-Волжского края (Оренбургская область), где он много сделал для развития края, где произошло становление его как личности.

Памятный 1937 год Бочкин встретил на посту секретаря парткома Никельстроя в городе Орск, и это была его последняя партийная должность. В дальнейшем он работал только в производственной сфере.

С 1937 года работал старшим прорабом строительства Бузулукской оросительной системы, которая была первой ирригационной системой в России, состоявшей из каналов и двух земляных плотин на реках Лабазы и Домашка.

Его знания, полученные в Водном институте, на строительстве Бузулукской водной системы, где он стал начальником строительства, помогли ему написать дипломную работу и всё-таки получить законченное высшее образование.

В 1938 году А.Е.Бочкин был направлен на строительство Кутулукской оросительной системы в Богатовском районе. Это была вторая оросительная система в России, которая сыграла большую роль в освоении земель засушливого Заволжья. Здесь была построена большая плотина, канал, множество сооружений. Все было многократно просчитано и испробовано. Но действительность зачастую опровергает любые расчёты. Весной, когда пускали канал, несколько дней шёл дождь, и водохранилище переполнилось водой. 16 апреля 1939 года поднялась до критической величины. С места сдвинулись бетонные плиты, обнажился грунт. Это была катастрофа. Погиб в ледяном потоке его любимый маленький сын Володя. Сам Бочкин, стоя по пояс в ледяной воде, руководил ликвидацией бедствия. И люди не сдались и победили.

После сдачи в эксплуатацию Кутулукской оросительной системы весной 1939 года А.Е.Бочкин был снова отозван в Москву и назначен начальником Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР. Это был главк на уровне министерства.

Великая Отечественная война застала А. Е. Бочкина в Литве, где он находился в командировке, вернулся в Москву и попросился на фронт, но был направлен в Военно-инженерную академию им. В.В.Куйбышева и в марте 1942 года, получив звание военного инженера, прибыл на Карельский фронт. Он был назначен начальником инженерной службы 85-й морской стрелковой бригады 26-й Армии.

Как военный инженер, специалист по гидроэнергетике, А.Е.Бочкин учил своих подчиненных рыть окопы и строить блиндажи с учётом особенностей местности, преодолевать водные преграды, рыть каналы в системе бесчисленных карельских озер, воздвигал оборонительные сооружения.

В феврале 1943 года майор Бочкин был переведён в 186-ю стрелковую дивизию, а в июле 1943 года в 205-ю стрелковую дивизию 26-й армии на должность дивизионного инженера. Дивизия держала оборону в Карельских болотах, между Кестеньгой и станцией Лоухи. Немецкие дивизии СС «Эдельвейс» и «Мёртвая голова» захватили опорные высоты, а 205-я зарылась перед ними – и ни шагу назад. Здесь майор Бочкин устроил макет обоза на дороге, который постоянно расстреливали немецкие "фокке-вульфы". В очередной налёт немецкие "асы" атаковали макет и на этом попались. Самолёт был сбит, немцы обескуражены. Бочкин за это получил орден Отечественной войны 1-й степени. Здесь же построил он свою первую Прифронтовую ГЭС: крохотную, с одной деревянной турбиной, используя 7-метровую разность уровней двух маленьких озёр. Но ток получили настоящий. «…И в проволочные заграждения его давали, и всё что хотели, осветили, даже подземный солдатский клуб – мы его в пять накатов построили и новый 1943 год в нём встретили…». Немцы так и не поняли, откуда у русских электричество.

В январе 1944 года Бочкину присвоено очередное воинское звание – подполковник, а вскоре, за удачное проведение 180-метрового подкопа под горой Гангашвара, который позволил одним взрывом уничтожить всю линию обороны противника, Бочкин награждён орденом Красного Знамени.

В октябре 1944 года в ходе Петсамо-Киркенесской операции Бочкин участвовал в боевой операции в качестве командира десантного инженерно-разведывательного отряда. Было это в Баренцевом море. Отряд высадился на вражеском берегу, произвел разведку боем и провёл разведку инженерных береговых укреплений. На обратном пути шлюпку, в которой был Бочкин, разбило о риф. Комиссар, бывший с ним в лодке, погиб, а он оказался на этом рифе, едва поднимавшемся над водой. Бочкина заметил наш катер, который разыскивал не вернувшихся участников морского десанта. Его почти бездыханное тело вывезли к своим, и врачи сумели его спасти.

В ноябре 1944 года подполковника Бочкина, в должности корпусного инженера перевели в 132-й стрелковый корпус 19-й армии на 2-й Белорусский фронт. В составе корпуса он принимал участие в Померанском наступлении в феврале 1945 года, во взятии города Гдыни, форсировании Одера. А 7 марта 1945 года при форсировании реки Грабов в районе Сегетина организовал восстановление моста под огнём противника, за что был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Закончил войну А.Е.Бочкин летом 1945 года в Дании, на небольшом острове Борнхольм, где под его командованием было обезврежено кольцо из немецких подводных мин. Демобилизован 29 августа 1945 года. Награждён также медалью «За победу над Германией».

По окончании войны в качестве профессионального гидростроителя А.Е.Бочкин был приглашён на должность начальника Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР, возглавлял строительство Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС, а также «Ставропольстрой» - одного из важных звеньев известной сталинской Программы преобразования природы.. В тяжелейшие послевоенные годы при почти полном отсутствии средств и материалов строительство важнейших объектов всё же было завершено: в июне 1948 года введены в строй Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, давшая электричество городу Ставрополю и окрестным районам. Надёжность этих объектов проверена временем. За Невиномысский канал Бочкин был награждён орденом Ленина.

После завершения строительства Бочкин был назначен начальником Управления водного хозяйства Министерства сельского хозяйства СССР, а с 1950 по 1953 – руководителем строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Второго ордена Ленина он удостоен за Украинский и Северо-Крымский каналы.

К этому времени А.Е.Бочкина уже хорошо знали в ЦК КПСС и Правительстве как талантливого организатора, которому можно доверить любое сложное и ответственное дело. Поэтому, когда встал вопрос о форсировании строительства Иркутской ГЭС, сделать это поручили ему.

Иркутская гидроэлектростанция вследствие чрезвычайно благоприятных природных условий должна была стать самой экономичной ГЭС Советского Союза. Но значение её сооружения не исчерпывалось только её исключительными технико-экономическими показателями. Это должна была быть первая гидроэлектростанция в СССР, построенная в условиях сурового климата Восточной Сибири. Стройка фактически должна была стать лабораторией новых технологий и методов работ. От её успешного завершения в значительной степени зависели темпы гидроэнергетического освоения сибирского Севера.

Для А.Е.Бочкина эта стройка стала «большой наукой», именно здесь он окончательно сформировался как крупный руководитель производства, опытный гидростроитель, знающий и чувствующий как бы изнутри все тонкости и сложности своей профессии, постоянно связанной с изменчивой и непредсказуемой природой. Здесь под его руководством были разработаны и прошли производственную апробацию многие новые технологии гидротехнических работ, ставшие впоследствии хрестоматией гидротехнического строительства. Именно полученный на Иркутской ГЭС опыт строительства в суровых климатических условиях открыл путь для продвижения гидроэнергетики на Крайний Север и Северо-Восток СССР. Вслед за Иркутской были построены Мамаканская ГЭС на севере Иркутской области, Усть-Хантайская ГЭС на севере Красноярского края, Вилюйская и Колымская гидроэлектростанции в Якутии, и это положило начало освоению несметных природных богатств «главной кладовой» нашей страны.

В 1959 году все работы на Иркутской ГЭС были полностью завершены, и она была сдана в промышленную эксплуатацию. На строительстве Иркутской ГЭС Бочкин сумел создать дружный, работоспособный коллектив и за короткий срок вывел стройку в число передовых. Эта стройка была девятой большой стройкой в его биографии, за которую он получил Звезду Героя Социалистического Труда.

Назначение А.Е. Бочкина начальником строительства Красноярской ГЭС на Енисее, которая должна была стать в то время самой мощной ГЭС на планете и по своему техническому уровню являть как бы лицо нашей страны, было, безусловно, проявлением доверия к нему со стороны партии и государства. Это доверие А.Е.Бочкин оправдал.

Приняв стройку, находившуюся фактически на грани консервации, он за короткое время вывел её в число передовых: о возведении энергетического гиганта на Енисее вскоре заговорила вся страна.

В напряжённом творческом труде сформировался крепкий коллектив — сплав молодости и опыта, а А.Е.Бочкин стал не просто его начальником, а признанным лидером, которому люди верили, на которого равнялись, за которым шли, как в бой. Его, «бочкинский», стиль руководства выгодно отличался от других. Он был непримиримым противником формализма, казёнщины и всякого рода показухи. Свою ответственность за порученное дело он понимал широко, по-государственному, и для него не существовало никаких ведомственных барьеров. В сфере его ответственности в равной мере были и ход строительных работ, и работа субподрядных организаций, и качество проекта, и состояние сметы, и даже то, как грамотно организована эксплуатация ГЭС в первые годы после ввода агрегатов. Своей личностью он объединял на стройке всех, все должны были работать с ним в единой упряжке, в которой коренным был он — начальник строительства.

Через всю деятельность А.Е.Бочкина на посту начальника строительства красной нитью проходила забота о том, чтобы построенное им сооружение было максимально надёжным и эффективным в эксплуатации. Все остальное: установленные сроки ввода, экономические показатели стройки были, конечно, очень важны, но отступали перед надёжностью и качеством построенного сооружения. На строительстве Красноярской ГЭС ему пришлось выдержать длительную и напряженную борьбу с теми, кто на волне конъюнктурных соображений пытался необоснованно «рационализировать» проект плотины, чтобы сделать его более «проходимым» в директивных органах страны. То, что сегодня Красноярская ГЭС является одной из самых надёжных из построенных в СССР сооружений подобного класса, в большой мере является личной заслугой А.Е.Бочкина.

Строительство Красноярской ГЭС было завершено в установленные сроки. Строители выполнили взятые обязательства по вводу двух первых агрегатов к 50-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, точно по графику ввели остальные 10 агрегатов и сдали Государственной комиссии полностью готовую гидроэлектростанцию с оценкой «отлично» летом 1972 года. Все 12 гидроагрегатов Красноярской ГЭС общей мощностью 6 миллионов киловатт были введены в эксплуатацию. Сегодня Красноярская ГЭС с ее 120-и метровой высоты плотиной является одним из самых надёжных и экономичных сооружений подобного типа, стержнем всей энергосистемы Сибири.

А.Е.Бочкиным воспитаны сотни и тысячи специалистов гидростроителей, которые внесли большой вклад в развитие энергетики не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фактически под его руководством была создана целая гидростроительная школа, которую с полным основанием можно было бы назвать «бочкинской». Вклад А.Е.Бочкина высоко оценен: ему была присуждена Ленинская премия. 

А.Е.Бочкин большое внимание уделял дальнейшему использованию потенциала реки Енисей. Под его руководством было начато возведение еще более крупной - Саяно-Шушенской гидроэлектростанции мощностью 6,4 миллиона киловатт и с плотиной высотой 240 метров. К сожалению, из-за болезни ему самому не удалось довести до конца этот грандиозный проект. Впоследствии в конце 70-х годов Саяно-Шушенскую ГЭС А.Е.Бочкин посетил уже в качестве почётного гостя и… почётного члена бригады, которой было присвоено его имя. Однако сегодня Саяно-Шушенская ГЭС успешно работает на благо России.

В 1971 А.Е.Бочкин избран членом Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР. В 1978 году опубликована книга А.Е. Бочкина «С водой как с огнем» – рассказ гидростроителя о строительстве Иркутской и Красноярской ГЭС.

Имя Андрея Ефимовича Бочкина стало легендарным и не сходило со страниц газет и журналов, радио и экранов телевидения. О нем писали книги и снимали кинофильмы. Известный поэт А.Т.Твардовский, восхищенный подвигом людей, перекрывших Ангару, в поэме «За далью - даль» посвятил ему проникновенные строки. А.Е.Бочкин стал прототипом главного героя романа Ф.Н.Таурина «На Ангаре». Ему посвятил книгу «Десятое море Бочкина» известный писатель и его друг Б.Н.Полевой, который сказал: «Человечище! Такими вот красна и богата наша земля!».

 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)