Петров Александр Петрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14182
Орден Ленина № 387734
Петров Александр Петрович – начальник отделения вычислительной техники Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ныне ЦНИИ МПС), город Москва.
Родился 1 сентября 1910 года в Москве. Русский.
Окончив Московский эксплуатационный техникум путей сообщения имени Я.Э.Рудзутака, в 19 лет пришёл на железнодорожный транспорт. Работал техническим конторщиком, заместителем начальника станции.
В 1934 году окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). В 1935-1940 годах работал в ЦНИИ НКПС старшим научным сотрудником. Одновременно с 1936 года преподавал в МИИТе, а в 1938 году возглавил в нём кафедру «Организация движения поездов».
В начале Великой Отечественной войны по согласованию с Комитетом по делам высшей школы был переведён в военно-мобилизационное управление НКПС, где выполнял задания по обеспечению перевозок оборонных и народнохозяйственных грузов.
В 1946-1949 годах работал старшим научным сотрудником секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР. В 1949 году вернулся в Научно-исследовательский институт МПС, где проработал до конца жизни.
Будучи первым заместителем директора института, курировал работу аспирантуры. Он очень серьёзно относился к отбору поступающих, а затем поддерживал постоянную связь с аспирантами и как методист, и как воспитатель-эрудит, заботясь о гармоничном развитии будущих учёных.
Новая теория организации вагонопотоков, разработанная А.П.Петровым ещё в военные годы, стала темой его докторской диссертации. Она изложена в фундаментальном труде «План формирования поездов (опыт, теория, методика расчётов)». Эта книга сегодня является настольной для специалистов по управлению движением поездов.
В 1950-е годы начало зарождаться новое, сложное и перспективное направление – транспортная кибернетика. Интуиция учёного позволила А.П.Петрову предвидеть большое будущее этого направления. Он оставил должность заместителя директора ЦНИИ МПС, создал и возглавил отделение вычислительной техники, которым руководил в течение 20 лет. Именно тогда наряду с талантом учёного проявился и его талант научного организатора, создателя коллектива единомышленников.
А.П.Петров обосновал и сформулировал концепцию автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), разработал целевую программу по реализации её первой очереди.
А.П.Петров одним из первых начал применять математические методы и вычислительную технику при решении транспортных задач. Уже в 1960 году сетевой план формирования начали рассчитывать на ЭВМ, а в 1963 году вступила в строй опытная система автоматизации учёта и оперативного управления, разработанная в институте для Московской дороги.
Подготовил много специалистов по транспортной кибернетике, он умел организовать совместную работу инженеров-железнодорожников, математиков, специалистов по электронике и связи при решении актуальных задач управления перевозками. Был инициатором создания на дорогах первых вычислительных центров, ПКТБ АСУЖТ и организации в МПС Главного управления вычислительной техники.
Много сил и энергии отдавал автоматизации решения конкретных задач, разработке систем, получивших признание и широкое применение, – по организации вагонопотоков, расчёту графиков движения, системы «Экспресс», АСУ сортировочной станции, оперативного управления перевозочным процессом на дорожном уровне и других.
Он занимался также координацией разработок АСУ для других видов транспорта в нашей стране, координацией исследований по транспортной кибернетике на уровне СЭВ и ОСЖД.
За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года Петрову Александру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1975 года – на пенсии.
Член-корреспондент АН СССР (23.10.1953), доктор технических наук, профессор.
Жил в Москве. Умер 26 июля 1982 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (01.08.1959; 04.08.1966), 2 орденами Трудового Красного Знамени (29.07.1945; 17.09.1975), 2 орденами «Знак Почёта» (23.11.1940; 23.07.1952), медалью «За трудовую доблесть» (24.11.1942), другими медалями, знаком «Почётному железнодорожнику».
Биографию подготовил: