Привалов Алексей Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17904
Орден Ленина № 425877
Привалов Алексей Иванович - главный конструктор Агрегатного завода «Универсал» Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.
Родился 25 февраля 1906 года в посёлке Юрюзань (ныне город Челябинской области) в семье рабочего. Русский. Окончил школу, работал на водокачке.
В 1930 году поступил на механико-математический факультет Московского государственного университета, который окончил в августе 1935 года по специальности «научный работник 2-го разряда в области теории упругости и преподаватель ВУЗа ВТУЗа».
С 1935 года - инженер-расчётчик в ЦАГИ и в Экспериментальном институте НКТП. С 1937 года - начальник конструкторской бригады в КБ-29 Наркомата Авиапрома (позже - завод № 289).
С 26 марта 1941 года - главный конструктор и директор завода № 468 НКАП, с 28 марта 1955 года - главный конструктор и ответственный руководитель завода № 468 (с 1966 года - Агрегатный завод «Универсал»).
На протяжении 45 лет оставался главным разработчиком парашютно-десантной техники (ПДТ). Под его руководством созданы парашютные и парашютно-реактивные системы десантирования, принятые на снабжение ВДВ, ВВС, спасательных служб, широкая номенклатура средств аэродромного обслуживания, проведены многие научно-исследовательские работы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 23 декабря 1976 года Привалову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1 февраля 1986 года назначен ведущим конструктором завода «Универсал».
С декабря 1987 года – на пенсии. Жил в Москве. Умер 21 декабря 1995 года. Похоронен в Москве на Лианозовском кладбище.
Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1952) и Ленинской (1962) премий.
Во время Великой Отечественной войны сначала в Бескудниково (район Москвы), а затем и в эвакуации (посёлок Билимбай, Урал), А.И.Привалов занимался организацией выпуска как парашютно-десантного имущества, походных кухонь, больших десантных планёров и др. для фронта, так и своей основной тематикой – разработкой парашютно-десантной техники (ПДТ). Так, в 1943 году была разработана подвесная грузовая рама ПГР-1 для посадочного десантирования грузов под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-3 (с подвеской ДПТ-2). В начале Вяземской десантной операции (январь-февраль 1942 года) вместе с 8-й воздушно-десантной бригадой с использованием первых образцов ПДТ были десантированы 120 ручных пулемётов, 72 противотанковых ружья, 20 миномётов калибра 82 мм и 30 - калибра 50 и 37 мм. При подготовке десанта 3-й и 5-й воздушно-десантных бригад в районе Канева (Днепровская десантная операция) в сентябре 1943 года планировалось десантирование 45-мм пушек с бомбардировщиков Ил-4.
А.И.Приваловым был разработан и в 1944 году прошёл госиспытания мягкий парашютно-десантный контейнер ПДМТ-150. Наиболее широкое применение в годы Великой Отечественной войны нашла парашютно-десантная тара для грузов малой массы - в ходе выброски воздушных десантов, для снабжения войск, групп специального назначения, партизанских отрядов. Производство заводом А.И.Привалова парашютно-десантных мешков ПДММ-120 для грузов в 100-120 кг доходило до сотни тысяч штук в месяц.
Ещё во время войны А.И.Приваловым и М.П.Дрязговым был изобретён «ракетный парашют», который включением реактивного двигателя перед приземлением значительно уменьшал скорость снижения груза.
После войны, вернувшись в Москву, конструкторская группа А.И.Привалова отделилась от «планеристов» и в связи с возникновением воздушно-десантной армии, а затем и ВДВ, занялась исключительно разработкой ПДТ, сохранив за собой и производство – завод № 468, переведённый в кустарные мастерские «Коопящик» во Владыкино, а затем перемещённый снова в Бескудниково.
В 1948 году выдержал госиспытания парашютно-десантный контейнер П-10 для ГСМ, в 1949 году - разборный универсальный контейнер П-62. В начале 1948 года завод №468 А.И.Привалова продемонстрировал действие стержневой подвески П-15, предназначенной для сброса с Ту-2 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 или 76-мм пушки ЗИС-3 с многокупольной парашютной системой МКС-15. Для парашютного десантирования 57- и 76-мм пушек служила также подвеска П-55, созданная в 1949 году.
Для десантирования грузов служили подвесные парашютно-десантные кабины. К «транспортной» (Ту-4Т) и «десантной» (Ту-4Д) модификациям самолета была разработана подвесная кабина П-90
Всего к 1954 году завод №468 под руководством А.И.Привалова предъявил на государственные испытания 50 образцов ПДТ, 20 из которых были приняты на вооружение. Значимость работ по ПДТ была отмечена присуждением в 1952 года А.И.Привалову Сталинской премии 2-й степени.
Кроме указанных опытно-конструкторских работ, в тот же период коллективом А.И.Привалова были закончены и получили положительную оценку проведенные на заводе экспериментально-теоретические и научно-исследовательские работы по таким принципиально новым направлениям, как парашютно-реактивные и инерционно-тормозные системы. В 1947 году была испытана экспериментальная парашютно-реактивная система ПН-16 для груза 120 кг. В 1951 году была в целом готова парашютно-реактивная система П-36 для груза порядка 1,5 т с круглым вращающимся текстильным парашютом площадью 30 м2 и реактивным двигателем с массой заряда 15 кг.
Летные испытания с целью комплексной отработки и исследования в воздухе всей системы с действующим РД проводились с 11 августа по 29 октября 1953 года с использованием самолета Ту-4. За это время провели 10 сбрасываний с «болванками» (габаритно-массовыми макетами) массой 4,6-5 т. В отчете, утвержденном А.И.Приваловым 15 декабря 1953 года, делалось заключение, что «вопрос о возможности и целесообразности применения реактивного торможения при парашютном сбрасывании объектов весом доя 5000 кг считать решенным положительно». А в 1956 году Опытно-конструкторское бюро завода №468 представило проект «ракетного парашюта» для груза до 20 т.
В 1955 году на завод № 468 был назначен новый директор М.П.Горбунов, а А.И.Привалов остался только главным конструктором ПДТ. Была введена новая тематика – аэродромное оборудование. В связи с этим произошло некоторое сокращение разработок по ПДТ.
За 1955-1957 годы завод сдал на государственные испытания 4 объекта: контейнер П-101 (фактически заменивший парашютно-десантный мешок ПДММ-120), автоотцепку П-99 для грузов до 300 кг, «агитационную бомбу» (авиационную тару) П-86 на 80-90 кг литературы и «парашют-кольцо», рассчитанный на 120 кг груза.
В середине 50-х годов в ОКБ-473 O.K.Антонова были спроектированы специальные военно-транспортные самолёты Ан-8 и Ан-12. Для них конструктору А.И.Привалову было поручено разработать более мощные ПДТ. К 1959 году им была сконструирована платформа П-127. В 1960 году проходили государственные испытания, в ходе которых было произведено 32 удачных сбрасывания вооружения и военной техники на платформах П-127, в том числе - с десантированием вслед за боевой техникой боевых расчётов. При серийном сбрасывании двух П-127 и боевого расчёта в составе 6-8 человек десантируемая техника на испытаниях приводилась в боевое положение через 15-20 мин.
После доработки и госиспытаний в 1961 году универсальная грузовая парашютно-десантная платформа П-127 была принята на снабжение ВВС и ВДВ. Это стало существенным шагом в развитии ПДТ. ПП-127-3500 позволила иметь в составе воздушных десантов практически все виды артиллерии (АСУ-57 с боекомплектом, 85-мм самодвижущуюся пушку СД-44, 57- и 85-мм противотанковые пушки, 120- и 160-мм минометы с боеприпасами), находившейся в то время на вооружении войск, автотранспорт (автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-62 с полной заправкой ГСМ), радиостанции, технику инженерных частей и подразделений химзащиты, десантировать грузы снабжения.
В начале 1960-х годов работы по ПДТ на заводе № 468 расширились. В 1963 году для удешевления парашютно-десантного оборудования А.И.Приваловым была создана платформа П-135, сваренная из торговых сортов стали, с бумажно-сотовой амортизацией. К 1964 года полётная масса П-135 была доведена до 6,9 т при той же массе полезного груза 5,6 т, что и у платформы П-128.
В 1965 году совершил первый полёт новый военно-транспортный самолёт Ан-22 («Антей») грузоподъемностью до 60 т. Комплекс парашютно-десантного оборудования для грузовой кабины Ан-22 получил на заводе №468 индекс П-134 (тема «Ангел»). За основу, наконец, взяли рольганги. В рамках темы «Ангел» конструкторами завода А.И.Привалова разрабатывалось самолётное рольганговое оборудование 1П-134, платформы 2П-134 и 4П-134 и создавался испытательный стенд М9П-134 для отработки комплекса. А.И.Привалов лично взял на себя руководство разработкой объекта П-134 «ввиду его исключительной сложности и срочности».
В 1966 году в ОКБ С.В.Ильюшина приступили к разработке среднего военно-транспортного самолета Ил-76. Одновременно началась подготовка парашютно-десантного оборудования для него (объект П-158). Согласно требованиям заказчика, предполагалось использование двухопорных платформ, созданных для Ан-12 и Ан-22, - П-127, П-128, 2П-134, 4П-134, П-135, ПГС-5, ПГС-10. Поэтому выбрали ту же схему с центральным монорельсом.
Завод в это время получил новое название: приказом Минавиапрома СССР №175 от 30 апреля 1966 года ему присвоили наименование «Агрегатный завод «Универсал» с сохранением той же специализации.
Не без успеха продолжались работы над парашютно-реактивными системами. Первая серийная ПРС, получившая обозначение ПРС-3500, предназначалась для десантирования из самолетов Ан-8 и Ан-12 грузов массой до 3,5 т - например, самоходных установок АСУ-57, автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69рх, артиллерийских систем Д-30, СД-44, ЗУ-23, РПУ-14, 120-мм миномёта, станкового гранатомета СПГ-9, ящиков с боеприпасами.
В 1961-1964 годах был создан и доведен до натурных испытаний вариант ПРС, рассчитанный на груз до 20 т, - экспериментальная система ПН-116 с парашютом площадью 1500 м2 и зарядом ракетного двигателя около 250 кг. Эта система была испытана с габаритно-массовым макетом в 20 т.
Во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов А.И.Привалов стал активным создателем организационной структуры, обеспечивавшей развитие парашютно-десантной техники (ПДТ) и включавшей специалистов научно-технических комитетов ВВС и ВДВ, заказывающие управления, Агрегатный завод «Универсал» как основной исполнитель работ по ПДТ, ряд соисполнителей (прежде всего — НИИ Автоматических устройств) , оборудованные испытательные полигоны, площадки, серийное производство и т.д.
В этот период на вооружение ВДВ поступили такие новые образцы ВВТ, как боевая машина десанта БМД-1, 122-мм гаубица Д-30, автомобиль ГАЗ-66Б, противотанковые ракетные комплексы 9К11 «Малютка» и 9К111 «Фагот», переносной зенитный ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2». В число десантируемых грузов входили также зенитная установка ЗУ-23, буксируемая реактивная установка РПУ-14, боевая машина реактивной артиллерии БМ-21В («Град-В») с транспортно-заряжающей машиной 9Ф37В, 73-мм станковый гранатомет СПГ-9Д, 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя» с их боеприпасами, автомобили УАЗ-469 и УАЗ-450, специальные машины, новые средства связи и управления, емкости с ГСМ и т.д.
Основными направлениями работ Агрегатного завода «Универсал» и его главного конструктора А.И.Привалова в этот период стали парашютные платформы и парашютно-реактивные системы, а также самолётное оборудование (рольганги, транспортеры и т.п.), средства спасения, аэродромное оборудование.
Базой наземной отработки парашютно-десантной техники стал полигон Медвежьи Озёра под Москвой. По инициативе А.И.Привалова В Медвежьих Озёрах был смонтирован 35-метровый заводской стенд с железобетонным основанием и рольганговым оборудованием, позволявший испытывать объекты с полетной массой до 20 т. Специальные устройства, натягиваемые с помощью трактора, позволяли разгонять платформы до скорости 40 м/с. Одновременно с платформами создавались новые замки крепления платформ (14Ш34М-0105-0, 4П134-0130-0 и др.), автоотцепки и т.п.
Испытания платформы 4П134 для Ан-22 («Антей») с опытной парашютной системой ПС-9404-63Р и вытяжной парашютной системой ВПС-11782-68 проводились в 1968 и 1969 годах на испытательной базе ОКБ O.K.Антонова в посёлке Гостомель (Киевская область). Платформа была принята на снабжение в 1972 году под обозначением П-16. Кроме указанных машин, предполагалось десантировать на ней также БМП-1 и 122-мм самоходную гаубицу 2С1 «Гвоздика» (с парашютной системой ПС-9404-63Р в пятикупольном варианте). В 1973 году на снабжение приняли платформу 14П134, получившую в серии обозначение П-7.
В 1976 году на снабжение Военно-транспортной авиации поступил самолёт Ил-76. Кроме разработки парашютно-десантного оборудования для нового самолёта, заводу «Универсал» пришлось провести и модернизацию парашютных платформ. В том же году на снабжение были приняты рольганговое оборудование 1П158 для Ил-76 (впоследствии использовано на самолетах Ил-76М и Ил-76МД) и платформы П-7М (14П134М) и П-16М (4П134М).
За выдающиеся достижения в области конструирования ПДТ в 1976 году А.И.Привалов был удостоен звания Героя Социалистического труда.
Примером массового применения многокупольных парашютных систем и десантных платформ может служить крупное общевойсковое учение «Двина», проведенное в марте 1970 года в Белоруссии. В учении принимала участие 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия. Всего за 22 мин было обеспечено десантирование более 7000 десантников и свыше 150 единиц боевой техники. Именно на этих учениях В.Ф.Маргелов впервые высказал мысль о сбросе экипажа вместе с БМД-1 и потребовал от конструктора А.И.Привалова проработать и реализовать десантирование экипажа внутри машины. Достигнутая к тому времени высокая надёжность парашютно-платформенных средств (показатель надежности 0,98) позволяли это сделать.
Системе десантирования боевой машины с двумя членами экипажа присвоили условное наименование «Кентавр». Она была тщательно подготовлена с «технической» стороны. В работе приняли участие завод «Универсал» (главный конструктор — А.И. Привалов), завод «3везда» (главный конструктор — Г.И. Северин), ГНИИИ авиационной и космической медицины.
Первое сбрасывание системы «Кентавр» на платформе П-7 (система получила на «Универсале» обозначение 2П170) было произведено 5 января 1973 года с самолёта Ан-12Б в Тесницком учебном центре на базе 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии. Экипаж БМД-1 — подполковник Л.Г.Зуев и старший лейтенант А.В.Маргелов. Результаты показали — экипаж не только уцелеет при таком сбросе, но и сохранит боеготовность. Потом сбросы на «Кентавре» с войсковыми экипажами проводили в каждом парашютно-десантном полку. Средства десантирования боевой машины БМД-1 на платформе П-7 с двумя членами экипажа официально были сданы на снабжение в январе 1977 года.
Одновременно на заводе А.И.Привалова развивались парашютно-реактивные системы. В 1970 году парашютно-реактивная система ПРС-915, рассчитанная на десантирование БМД-1 из самолета Ан-12, успешно прошла государственные испытания и была принята на снабжение ВВС и ВДВ. В 1975 году провели первый сброс БМД-1 на усовершенствованной парашютно-реактивной системе из самолёта Ил-76.
В 1978 году коллектив разработчиков ПРСМ-915 во главе с А.И.Приваловым и А.А.Снятковым был удостоен Государственной премии СССР.
Система ПРСМ-915 создавалась с учётом возможности десантирования БМД-1 с экипажем внутри. Эта система получила название «Реактавр». 23 января 1976 года на площадке приземления Кислово под Псковом прошло первое сбрасывание боевой машины десанта БМД-1 с экипажем внутри на парашютно-реактивной системе ПРСМ-915. На испытании вместе с другими разработчиками и военными начальинками присутствовал главный конструктор завода «Универсал» А.И.Привалов. Экипаж первого «Реактавра» утвердил командующий ВДВ. В его состав вошли офицеры НТК ВДВ капитан А.В.Маргелов, непосредственный участник первого десантирования на «Кентавре», и майор Л.И.Щербаков, участвовавший в испытаниях БМД-1 еще на НИИ БТ Полигоне в Кубинке. Через 20 лет им обоим будет присвоено звание Героя Российской Федерации.
22 декабря 1978 года на площадке «Медвежьи Озера» провели десантирование БМД-1 с двумя членами экипажа на системе 3П170 — первое десантирование боевой машины с экипажем на бесплатформенной парашютной системе. Сбрасывание было проведено из самолета Ил-76 (вылет — с аэродрома Чкаловский) с высоты 700 м. Время снижения составило 100 с. Несмотря на зимнее время, приземление произошло не на снег: БМД-1 приземлилась на взлетную полосу без снежного покрова. Экипаж сразу приступил к расшвартовке машины и приведению ее в боевую готовность, совершил запланированный манёвр и через 4 мин доложил о выполнении задания командующему ВДВ В.Ф.Маргелову и главному конструктору — ответственному руководителю завода «Универсал» А.И.Привалову.
В 80-х годах А.И.Привалов участвовал в создании и испытаниях парашютной системы десантирования 3П170 и системы «Шельф», которая поступили на снабжение ВВС и ВДВ под обозначением ПБС-915. Тогда же им курировались работы по созданию средств маловысотного десантирования (СМД). Заводские испытания СМД проходили в 1982 году.
На протяжении многих лет А.И.Привалов занимался разработкой спасательных средств в парашютных контейнерах. Это были контейнер КАС-90 (П-89) с вариантом загрузки: надувная спасательная лодка ЛАС-5М и радиостанция, обмундирование и продовольствие, плот СП-12; поисково-спасательный комплекс «Архангельск», включавший специальный вариант самолёта Ту-16 и радиоуправляемый авиадесантируемый катер; комплекс Ан-12ПС с катером «Ерш».
В июне 1980 года представители ВВС и ВМФ согласовали и утвердили техническое задание на новый авиационный морской поисково-спасательный комплекс (АМПСК) на базе военно-транспортного самолёта Ил-76МД. ОКБ им.С.В. Ильюшина, как головной разработчик комплекса, выдало Московскому агрегатному заводу «Универсал» техзадание на средства десантирования спасательного катера. Опытно-конструкторская работа получила на «Универсале» обозначение «П211» и велась под руководством заместителя главного конструктора завода П.Р.Шевчука и курированием главного конструктора А.И.Привалова. 2 ноября 1984 года состоялся лётный эксперимент по парашютному десантированию макета катера проекта 14010 на средствах П-211 с самолета Ил-76МД.
В 1985 году проводились сбрасывания на различные водные поверхности. Общая полетная масса десантируемого моногруза составляла около 8550 кг. Провели 6 сбрасываний весового макета катера на Псковское озеро, Мингечаурское водохранилище в Азербайджанской ССР, на морской полигон ГКНИИ ВВС в Крыму и столько же сбрасываний реального катера проекта 14010 на морской полигон.
Многие работы и конструкторские решения, основу которых заложил А.И.Привалов, продолжали его последователи, после того как он в 1987 году вышел на пенсию. И в наше время большинство разработок А.И.Привалова актуальны и активно используются в ВДВ, ВВС и МЧС.
Биографию подготовил: