Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Степанов Николай Никитович

Степанов Николай Никитович

09.01.1919 - 17.09.2008

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 8006

Орден Ленина № 52450

Степанов Николай Никитович – штурман  эскадрильи 566-го штурмового авиационного Солнечногорского  Краснознаменного ордена Кутузова полка (277-я штурмовая авиационная  Красносельская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), капитан.


Родился  9 января 1919 года в деревне Большие Льзи ныне Плюсского района Псковской области в крестьянской семье. Русский. Окончив в 1933 году семилетнюю школу, приехал в Ленинград. Работал слесарем в тресте «Хладпромстрой». В 1935 году поступил, в 1939 – окончил Ленинградский кинотехникум и был призван в армию. В 1940 году окончил Ленинградское авиационно-техническое училище, получив воинское звание воентехника 2-го ранга.

Служил в Западном Особом военном округе под Минском техником звена в 160-м истребительном авиационном полку, имевшем на вооружении истребители И-15 и И-153.

В действующей армии – с 22 июня 1941 года. До августа 1941 года принимал участие в боевых действиях полка в составе 43-й истребительной авиационной дивизии на Западном фронте.

В августе полк, потерявший почти все самолеты, отправлен на  Калининский фронт. Там был переформирован в 429-й истребительный авиационный полк и вооружен истребителями ЛаГГ-3. В этом полку Н.Н.Степанов служил техником звена с августа по ноябрь 1941 года – на Калининском, а с ноября 1941 по январь 1942 года – на Северо-Западном фронте в составе 4-й смешанной авиадивизии.

С января по май 1942 года служил старшим техником группы инспекторов Управления ВВС Северо-Западного фронта, выполнявшей специальные задания.

В мае – июне 1942 года служил техником звена в 416-м истребительном авиационном полку 1-й ударной армии Северо-Западного фронта.

После неоднократных рапортов  в июне 1942 года старший техник-лейтенант Н.Н.Степанов направлен во 2-й учебный авиаполк в городе Кинешма, где до февраля 1943 года проходил переобучение на пилота.

С февраля по май 1943 года продолжал  обучение в 34-м запасном авиаполку. Затем зачислен в качестве слушателя в 14-ю Чебоксарскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в октябре 1943 года, получив звание старшего лейтенанта.

 С октября 1943 по  январь 1944 года проходил дополнительную подготовку в 46-м запасном авиационном полку.  С января по апрель 1944 года осваивал штурмовик Ил-2 в 15-м отдельном учебно-тренировочном смешанном полку.

С 15 апреля 1944 года – в 566-м штурмовом авиационном полку 277-й штурмовой авиационной дивизии – летчик, летчик старший (17.08.1944), командир звена (3.11.1944), заместитель командира, он же штурман эскадрильи (24.01.1945).

Сражался на штурмовике Ил-2 на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах.

На Ленинградском фронте участвовал в следующих операциях:

Выборгская наступательная операция (10 – 20 июня 1944 года) – составная часть Выборгско-Петрозаводской стратегической операции, в том числе освобождение города Выборг;

Нарвская наступательная операция (24 – 30 июля 1944 года), в том числе освобождение города Нарва (Эстония);

Таллинская наступательная операция (17 – 26 сентября 1944 года), часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение столицы Эстонии города Таллин;

Моонзундская десантная операция (с 27 сентября по  1 ноября 1944 года) – часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение эстонских островов Муху – 1  октября, Даго (Хийумаа) – 3 октября, Эзель (Сааремаа) – частично.

На 3-м Белорусском фронте участвовал в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (с 13 января по 6 апреля 1945 года), в том числе в Инстербургско-Кенигсбергской наступательной операции (13 – 27 января 1945 года).

К 6 апреля 1945 года совершил на штурмовике Ил-2 123 успешных боевых вылета на штурмовку укреплений, техники и живой силы противника. Им лично уничтожено и повреждено: танков – 24, автомашин с войсками и грузами – 53, бронемашин – 2, легковых автомашин – 4, самоходных орудий – 3, повозок с грузами – 81, железнодорожных вагонов – 27, железнодорожных платформ с военным имуществом – 7, разрушено 2 станционных здания и железнодорожное полотно в 8 местах, повреждено 2 тягача, 3 шестиствольных миномета, подавлен огонь 17 артиллерийских батарей, 26 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожено и рассеяно свыше батальона солдат и офицеров противника.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Степанову Николаю Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

6 апреля 1945 года, в первый день Кёнигсбергской операции, при выполнении боевого задания по штурмовке  Кёнигсберга, был сбит зенитной артиллерией. Самолет врезался в землю, и  летчика выбросило из кабины. Он остался жив, однако получил тяжелейшие травмы.

После многомесячного лечения в госпитале и заживления ран врачи обнаружили у Н.Н.Степанова туберкулез лёгких. После Ялты, куда его отправили на излечение, был медицинской комиссией признан негодным для военной службы и демобилизован.

Вернулся в Ленинград, работал в райкоме партии. В 1950 году был снова зачислен в ряды Военно-Воздушных Сил. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. После ее окончания служил в аппарате Министерства Обороны СССР.

С 1974 года полковник Н.Н.Степанов – в запасе. Жил в Москве. Работал директором стадиона «Динамо».

Скончался 17 сентября 2008 года. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (11.07.1944; 2.11.1944), орденом Александра Невского (22.02.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (25.04.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (18.06.1944; …), медалями.

В городе Калининград его имя увековечено на мемориале Героям штурма Кенигсберга.


Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Тов. Степанов свою боевую работу начал в составе 566 ШАСКП рядовым летчиком-штурмовиком с 21 апреля 1944 года. Принимал активное участие в боях за города Нарва и Псков, в прорыве глубокоэшелонированной обороны немцев и финнов на Карельском перешейке, в боях за город Выборг, за освобождение Советской Эстонии и островов Даго, Муху, Эзель от немецких оккупантов, в прорыве глубокоэшелонированной обороны немцев на подступах к Восточной Пруссии, в уничтожении окруженной нашими войсками Восточно-Прусской группировки противника, в боях за город Кёнигсберг.

Обладая отличными качествами летчика-штурмовика, проявляя мужество, отвагу и геройство в жестоких схватках с врагом, за короткий промежуток времени заслужил славу мастера штурмовых ударов по вражеской технике и живой силе. Отмечен шестью правительственными наградами, рядом благодарностей от наземного командования, воздушной армии, дивизии и полка.

Как один из лучших летчиков, быстро растет в должности и в ноябре 1944 года назначен на должность заместителя командира эскадрильи.

За период своей боевой работы тов. Степанов совершил 123 успешных боевых вылета на штурмовку вражеских укреплений, техники и живой силы, из которых 50 боевых вылетов произвел в период прорыва обороны немцев в Восточной Пруссии и уничтожения окруженной Восточно-Прусской группировки.
15 раз летал на разведку противника, доставляя командованию ценные сведения о нем, что помогало еще большему нанесению ущерба врагу и большей эффективности выполнения боевых заданий.

В результате 123 успешно выполненных боевых вылетов им лично уничтожено и повреждено: танков – 24, автомашин с войсками и грузами – 53, бронемашин – 2, легковых автомашин – 4, самоходных орудий – 3, повозок с грузами – 81, железнодорожных вагонов – 27, железнодорожных платформ с военным имуществом – 7, разрушено 2 станционных здания и железнодорожное полотно в 8 местах, повреждено 2 тягача, 3 шестиствольных миномета, подавлен огонь 17 артиллерийских батарей, 26 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожено и рассеяно свыше батальона солдат и офицеров противника.
12 раз он вступал в воздушный бой с истребителями противника и выходил победителем.

12 июня 1944 года в группе из 8 самолетов Ил-2 участвовал в выполнении боевой задачи по уничтожении железнодорожного эшелона на участке Перкярви – Лейпясую и разрушению железнодорожной станции Лейпясую. На станции Лейпясую было обнаружен эшелон из 30 вагонов с военным имуществом. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, тов. Степанов, производя противозенитный маневр, смело пробился к цели и произвел 11 атак, в результате чего лично поджег 5 вагонов, 1 автомашину и подавил огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Эффектиность вылета подтверждена фотоснимками.

26 июня 1944 года выполнял боевую задачу в группе из 12 самолетов Ил-2 по уничтожению резервов противника в районе дороги Бустила – Пирти. При подходе к линии фронта. в районе Вяряснята группа была встречена 10 истребителями Ме-109. Тов. Степанов по команде ведущего смело и решительно вместе с группой вступил в бой с истребителями противника. Во время воздушного боя самолет тов. Степанова получил сильные повреждения. Несмотря на это, он после отражения атак истребителей успешно выполнил боевое задание и  произвел благополучную посадку в расположении своих войск. Группой при этом было сбито 3 истребителя Ме-109, 1 самолет Ме-109 подбит, убито свыше 15 велосипедистов, подожжено 2 грузовых и 1 легковая автомашина. Лично тов. Степанов подбил 1 Ме-109 и убил до 5 велосипедистов. Эффективность вылета подтверждена  контролирующим группы и фотоснимками.

3.августа 1944 года наносил штурмовой удар по скоплению техники и живой силы противника в районе Первятсе  (Эстония). В районе южнее Симу группа обнаружила скопление танков и пехоты противника. Несмотря на сильный зенитный огонь, тов. Степанов атаковал двумя заходами цель и лично поджег 2 танка типа «тигр», подавил огонь одной зенитной батареи, уничтожил и рассеял до 20 солдат и офицеров противника. Эффективность вылета подтверждена фотоснимками.

15 января 1945 года трижды летал на выполнение боевых задач по уничтежению и подавлению артиллерии противника в районе Нойдорф, Леббтуббелен, Биркенфельде, Юнгвальде, Краузенвальде и уничтожению танков и пехоты противника в районе Краупишкен. Смело подавляя огонь вражеских зениток, тов. Степанов делал по 3 захода на цель и лично повредил 2 самоходных орудия, подавил огонь одной артиллерийской батареи, 2 минометов, одной зенитной точки. Уничтожил и рассеял до 20 солдат и офицеров противника. Эффективность вылета подтверждена фотоснимками. Получил за этот вылет благодарность от командующего 1-й воздушной армией.

18 марта 1945 года в группе 5 самолетов Ил-2 выполнял боевую задачу по сопровождению наших наземных частей с рубежа Рефельд. Несмотря на сильный огонь вражеских зениток, тов. Степанов сделал 5 заходов на цель, в результате которых поджег 1 танк, подавил огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожил и рассеял до 15 солдат и офицеров противника. Эффективность вылета подтверждена благодарностью от станции наведения.

Помимо боевой работы. тов. Степанов, как заместитель командира эскадрильи и штурман, ведет большую работу по вводу молодого летного состава в строй, личным примером мужества и геройства учит их в бою.

За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немцами., за проявленные при этом мужество,  отвагу и геройство, что способствовало успешному продвижению наших наземных частей и быстрейшему разгрому врага, достоин высшей правительственной награды -  звания Героя Советского Союза.

Командир 566 штурмового авиационного Солнечногорского Краснознаменного ордена Кутузова полка подполковник Домущей

15 мая 1945 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои ленинградского неба. - Л.: Лениздат, 1984

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»