Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Панин Иван Иванович

Панин Иван Иванович

27.10.1907 - 11.04.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

01.07.1944

Панин Иван Иванович — штурман 210-го штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия), майор.


Родился 27 октября 1907 года в деревне Нагаево (ныне деревня Нагаево-Карбоньер Чернского района Тульской области) в крестьянской семье. Русский. Окончил сельскую школу. Трудился чернорабочим. Призван в армию в 1933 году. В 1936 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков и летчиков-наблюдателей (станция Рогань под Харьковом).

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с октября 1941 года.

Лейтенант И.И. Панин сражался на Западном фронте в 606-м легкобомбардировочном  полку 77-й смешанной авиационной дивизии. Участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой. Наносил бомбовые удары по скоплениям войск и техники противника на Юхновском направлении, совершил 27 ночных боевых вылетов на легком бомбардировщике – биплане Р-зет. Дважды был ранен. За отличие в боевых вылетах был награжден орденом Красного Знамени. В дальнейшем прошел переобучение на штурмовик Ил-2.

С августа 1942 года воевал в должности командира 1-й эскадрильи в 210-м штурмовом авиационном полку 230-й штурмовой авиационной дивизии на Закавказском (Северная группа войск), Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии.

К февралю 1944 года И.И. Панин совершил 113 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника, а также на разведку, нанёс врагу значительный урон. Бомбардировочными и штурмовыми ударами уничтожил 8 танков,  22 автомашины с войсками и грузами – 22,  подавил огонь 32 артиллерийских батарей,  взорвал 3 склада с боеприпасами, потопил 1 баржу и 2 катера, вывел из строя свыше 300 солдат и офицеров противника.

С 8 апреля 1944 года И.И. Панин участвовал в составе Отдельной Приморской армии в  Крымской наступательной операции. 11 апреля во время боевого вылета на штурмовку скопления войск противника в районе поселка Семь Колодезей в западной части Керченского полуострова, находясь над целью в условиях сильного обстрела зенитной артиллерией, столкнулся в воздухе с самолетом младшего лейтенанта В.Я. Жданова. Оба самолета упали на землю. Пилоты, а также их воздушные стрелки старшина Василий Пинчук и сержант Валерий Маслов погибли. По мнению дважды Героя Советского Союза В.Ф. Сивкова, столкновение произошло из-за повреждения управления одного из самолетов, полученного от зенитного снаряда.

Все четыре летчика похоронены в братской могиле в селе Ленинское Ленинского района Республики Крым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Панину Ивану Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден  орденами  Ленина (1.07.1944), Красного Знамени (5.12.1941), Отечественной войны 1-й степени (5.05.1943), Красной Звезды (21.12.1942), медалями.

Имя И.И.Панина высечено на стеле в городе Тула и присвоено улице в рабочем (заводском) поселке Чернь Тульской области.


И.И.Панин участвовал в составе 4-й воздушной армии Северной группы войск Закавказского фронта в отражении германского наступления на Кавказ, сражаясь за города  Минеральные воды, Прохладный, Нальчик, Моздок, Малгобек, Владикавказ, Грозный  и другие  населенные пункты Северного Кавказа.

Взаимодействуя с частями наземных войск, штурмовая авиация  уничтожала мотомеханизированные части врага в районах их сосредоточения и на поле боя, бомбила переправы, разрушала железнодорожные узлы, наносила удары по аэродромам противника. С ее помощью была пресечена попытка прорыва танковых частей противника на Кавказ через Малгобек, а затем отражен удар танков через  Татартупское ущелье (Эльхотовские ворота) и равнине Северной Осетии с задачей взятия Владикавказа.

Особенно тяжелые бои развернулись на ближних подступах к Владикавказу у селения Гизель, куда прорвалось большое количество вражеских танков и мотопехоты. Соединения штурмовиков и бомбардировщиков Северной группы войск Закавказского фронта непрерывно наносили удары по этому району. Совместными усилиями всех родов войск  скопление бронетанковых войск под Гизелем было окружено и разгромлено.

К концу 1942 года наступление врага было остановлено, города Владикавказ и Грозный противнику взять так и не удалось.

С середины февраля по 16 марта И.И.Панин участвовал в Краснодарской наступательной операции, наносил штурмовые удары по скоплениям войск противника в районе станиц Крымская и Славянская.

В апреле-июле 1943 года в составе своей дивизии участвовал в сражениях на Кубани  в районе вражеской оборонительной «Голубой линии», наносил штурмовые удары по войскам противника под Новороссийском, поддерживая советских десантников, сражавшихся на «Малой Земле» в районе Мысхако.

С 9 сентября по 10 октября 1943 года участвовал в Новороссийско-Таманской стратегической наступательной операции, в ходе которой был освобожден Новороссийск, прорвана оборона «Голубой линии» и очищен от врага Таманский полуостров. Лётчики 230-й штурмовой авиационной дивизии наносили удары по оборонительным объектам, скоплениям живой силы и техники, топили вражеские суда, эвакуировавшие немецкие войска с Таманского полуострова в Крым.

В ноябре-декабре 1943 года совершал боевые вылеты, поддерживая части18-й и 56-й армий, высадившихся в Крыму в районе Керчи в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября – 11 декабря 1943 года). Кроме нанесения штурмовых ударов, летчики полка сбрасывали десантникам продовольствие, боеприпасы, медикаменты.

20 ноября 1943 года 4-я воздушная армия была переподчинена Отдельной Приморской армии, которая вплоть до апреля 1944 года вела бои на Керченском полуострове.


Из наградного листа на присвоение звания  Героя Советского Союза

На фронте Отечественной войны с 26.6.1941 года. В 210-м штурмовом авиаполку с августа 1942 года в должности командира авиаэскадрильи, а с июля 1943 года – штурмана авиаполка.
За весь период боевой работы. лично совершил 113 боевых вылетов на бомбометание и штурмовку живой силы и техники противника, из них на самолете Р-зет – 27 ночью и на самолете Ил-2 – 86 вылетов ведущим групп и колонн. Бомбардировочными и штурмовыми ударами лично уничтожил танков – 8,  автомашин с войсками и грузами – 22,  подавил огонь 32 артбатарей,  взорвал 3 склада с боеприпасами, потопил 1 баржу и 2 катера, убил и ранил свыше 300 солдат и офицеров противника.

27.10.1942 года, ведя борьбу по обороне Владикавказа, т. Панин, будучи ведущим 4 Ил-2, атаковал танки противника в районе Лескен. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и препятствия со стороны истребительной авиации противника, на цель было сделано 3 захода. Штурмовыми и бомбардировочными ударами было уничтожено 3 танка, 4 автомашины и до 30 солдат и офицеров противника.

Сложная обстановка в районе Владикавказа требовала интенсивной работы авиации. Противник рвался к городу. Как одна из лучших эскадрилий полка, эскадрилья т. Панина была переброшена для самостоятельной работы на отдельный аэродром. Со своей задачей подразделение справилось отлично, делая по 2 – 3 вылета в день. Он сам водил в бой свою эскадрилью.

4.11.1942 года в самый разгар боя за Владикавказ т. Панин три раза летал парой с т. Гладковым штурмовать мотомехчасти противника в районе Гизель. Окруженная 13 танковая дивизия была уничтожена нашими войсками при помощи авиации.

В период нахождения конного корпуса Кириченко в районе Ага-Батыр, Графский, Урожайная для лучшего взаимодействия с наземными частями т. Панин со своей эскадрильей перебазировался на передовой аэродром Нижний Наур, откуда вел в сложных метеоусловиях свою боевую работу.

1.01.1943 года по заданию Военного Совета Северной группы войск Закавказского фронта т. Панин в сложных метеоусловиях летал на разведку в район Буденновск, Минеральные Воды,  Георгиевск, Троицкая, Моздок. Несмотря на позднее время (посадка была в темноте) и ограниченную видимость, задание было выполнено отлично. Разведданные, полученные от Панина, дали возможность командованию начать наступление. За отличное выполнение задания т. Панину была объявлена благодарность Военного Совета.

25.05.1943 года т. Панин трижды вылетал со своим подразделением, делая по 2 – 3 захода на цель и уничтожая живую силу и технику противника. В первом вылете водил колонну в количестве 54 самолетов Ил-2 на пункт Плавненский в районе станицы Киевская. В результате точного удара враг был деморализован. Наши войска заняли этот пункт. От наземных войск была получена телеграмма: «Ваши штурмовики работали отлично. Враг побежал, пехота пошла вперед». Тов. Панин получил благодарность от командующего армией.

26.11.1943 года, будучи ведущим 6 Ил-2, в районе Эльтиген (Крым) бомбил и штурмовал танки врага, которые атаковали наш десант. В результате этого удара группа уничтожила 3 вражеских танка и один бронетранспортер. Атака врага была отбита.

За отличную боевую работу награжден тремя  орденами. На боевые задания всегда летает как ведущий групп и колонн. Имеет богатый боевой опыт, который умело передает молодым летчикам. Будучи командиром авиаэскадрильи с августа 1942 по июль 1943 года, воспитал замечательных летчиков-штурмовиков, которые прославились не только в нашей армии, но и по всему фронту, как товарищи Гладков, Синьков, Ткаченко, Калинин и другие. Руководимая им эскадрилья за это время совершила 826 боевых самолетовылетов, имея всего 7 боевых потерь.

За время работы в должности штурмана полка т. Панин много работает над повышением эффективности бомбометания, учит летный состав отличному выполнению боевых задач.
За весь этот период в полку не было ни одного случая потери ориентировки, невыполнения задания, неотыскания целей.

В полку воспитал замечательные кадры ведущих, которые любое задание выполняют хорошо. Бесстрашный в бою, скромный в обращении с товарищами. Требовательный к себе и подчиненным – таков т. Панин.
В плену и окружении не был. В настоящее время находится на службе в 210-м штурмовом авиационном полку.

За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и геройство – достоин  высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 210 штурмового авиационного полка майор Кондратков
7 февраля 1944 года
 

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»

Сивков В.Ф. Готовность номер один. - М.: Советская Россия, 1973.