Сергеев Георгий Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17223
Орден Ленина № 423625
Сергеев Георгий Иванович – главный конструктор отдельного конструкторского бюро №2 завода «Баррикады» Министерства оборонной промышленности СССР, город Волгоград.
Родился 30 августа 1911 года в городе Таганрог области Войска Донского, ныне – Ростовской области. Русский.
Окончил среднюю школу в Таганроге, в 1932 году – Таганрогский авиационный техникум. Распределён на завод №232 «Большевик» в Ленинграде, работал техником-технологом в отделе подготовки производства, с 1935 по 1937 годы – инженер-технолог. С 1934 года учился на вечернем факультете Ленинградского военно-механического института, в 1937 года переведён на дневное обучение.
После успешного окончания института в 1938 году распределён в на завод №221 «Баррикады» в Сталинграде (с 1961 года – Волгоград), инженер конструкторско-производственного отдела завода, работал над серийным производством гаубицы Г-4. Очень быстро почувствовал вкус к конструкторской работе и добился перевода в Особое конструкторское бюро (руководитель – выдающийся советский конструктор-артиллерист И. И. Иванов) при этом же заводе, где трудился инженером-конструктором и руководителем группы. Участник разработки крупнокалиберных артсистем: 210-мм пушка Бр-17, 305-мм гаубица Бр-18, 280-мм мортира Бр-5, а также 76-мм дивизионная пушка УСВ.
С началом Великой Отечественной войны продолжал работу в конструкторском бюро на заводе «Баррикады». Когда в 1942 году Сталинград стал прифронтовым городом, вместе с коллективом бюро был эвакуирован в город Юрга Новосибирской (ныне Кемеровской) области, где работал на артиллерийском заводе №75 Наркомата вооружения СССР. В 1943 году переведён на конструкторскую работу в Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством В. Г. Грабина в Подлипках (Московская область): старший инженер и начальник подотдела. В этом коллективе работал над созданием 85-мм танкового орудия, которое в конце войны в массовом порядке устанавливалось на советских танках.
С 1944 года – в филиале ЦАКБ в Ленинграде, которое в 1945 году преобразовано в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (затем ЦКБ-34) под руководством его старого учителя И. И. Иванова. Там участвовал в разработке башенного 85-мм орудия для установки на бронекатера, 130-мм береговой артиллерийской установки СМ-4 и других.
В июле 1950 года вернулся в Сталинград и назначен начальником Специального конструкторского бюро №221 (СКБ-221), с декабря 1959 года – главный конструктор СКБ-221. В 1950-х годах под его руководством были созданы качающиеся части 305-мм башенных орудий СМ-33 и СМ-31, 152-мм береговое орудие СМ-9, 130-мм береговая артиллерийская установка СМ-4, морская зенитная установка СМ-27. Были модернизированы путём перевода на колёсный ход 203-мм гаубица Б-4 и 152-мм пушка Бр-2 (выпускались после модернизации соответственно под индексами Б-4М и Бр-2М). В интересах народного хозяйства СССР сталинградские конструкторы под руководством Г. И. Сергеева разработали буровые установки для малых глубин БУ-40, буровые установки для глубинного бурения БУ-75Бр и БУ-50Бр, на долгое время ставшие основным оборудованием для газо- и нефтедобычи в СССР.
В 1958 году СКБ-221 было переориентировано на разработку пусковых установок и наземного оборудования для ракетных комплексов оперативно-тактического назначения для Сухопутных войск. Один из пионеров создания в СССР ракетных комплексов на автомобильных шасси высокой проходимости: «Луна-М», «Тепм-С», «Точка», «Ока», автомобильный комплекс с межконтинентальной ракетой «Темп-2С». Кроме них, его КБ разрабатывало базирующиеся на гусеничных и автомобильных шасси высокой проходимости радиолокационные станции, подвижные центры управления, специализированные машины, береговые передвижные артсистемы и т.д.
С 1973 года – главный конструктор выделенного из СКБ-221 Отдельного конструкторского бюро №2, специализированного на создание ракетных комплексов оперативно-тактического назначения. На вооружении Советской и Российской армий стояли десятки видов вооружения, созданных под руководством Г. И. Сергеева (значительная часть их продолжает оставаться на вооружении и в начале 2010-х годов).
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 9 октября 1975 года за выдающиеся заслуги в создании продукции специального назначения Сергееву Георгию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1983 года – первый заместитель начальника Центрального конструкторского бюро – главный конструктор по отрасли (ЦКБ было создано путём воссоединения ранее выделенных из СКБ-221 конструкторских бюро, в 1990 году переименовано в ЦКБ «Титан»). Руководил работами своего КБ и по созданию сложнейшего технологического оборудования для атомной промышленности СССР. В 1984 году вышел на пенсию по состоянию здоровья.
Автор свыше 100 научных работ и 72 изобретений.
Жил в городе Волгограде. Скончался 15 марта 1988 года. Похоронен на Центральном кладбище Волгограда.
Награждён 2 орденами Ленина (26.04.1971, 09.10.1975), орденом Октябрьской Революции (08.08.1981), 2 орденами Трудового Красного Знамени (14.05.1960, 31.08.1964), орденом Красной Звезды (05.08.1944), медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).
Ленинская премия (1966). Сталинская премия (1946).
В память о Герое в Волгограде установлены мемориальные доска на здании инженерного корпуса ЦКБ «Титан» и на доме, в котором он жил. Имя Г. И. Сергеева присвоено одной из улиц Волгограда.
Биографию подготовил:
Военный энциклопедический словарь РВСН. ‒ Москва, 1999.
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.