Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Маслов Владимир Александрович

Маслов Владимир Александрович

30.06.1911 - 16.09.1983

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 7559

Орден Ленина № 50177

Маслов Владимир Александрович - заместитель командира 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного Полтавского Краснознаменного полка (7-я гвардейская  бомбардировочная авиационная  Севастопольская дивизия, 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 18-я воздушная армия), гвардии  майор.


Родился  30 июня 1911 года в деревне Коньково ныне Старицкого района Тверской области в семье рабочего. С 9 лет – воспитанник  детского дома в Ленинграде. Русский. Учился в школе ФЗУ, на рабфаке. Работал в ленинградской типографии имени Евгении Соколовой. Призван в армию в 1934 году. Окончил Севастопольскую военную авиационную школу пилотов.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года.

Свою боевую деятельность лейтенант В.А.Маслов начал на Южном фронте в 8-м дальнебомбардировочном авиационном полку 22-й бомбардировочной авиационной дивизии дальнего действия.

В качестве командира звена, затем заместителя командира эскадрильи совершал боевые вылеты, нанося бомбардировочные удары по скоплениям танков, мото-механизированных частей наступающего противника, уничтожил переправу через Днепр в районе Днепропетровска, бомбил вражеские аэродромы  в городах  Николаев и Сталино (ныне Донецк). К декабрю 1941 года произвел 48 успешных боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3Ф, из них ночью 35. Был награжден орденами Красного Знамени и Ленина.

После расформирования в январе 1941 года 8-го дальнебомбардировочного полка воевал в 749-м (с 26 марта 1943 года – 9-м гвардейском) авиационном полку дальнего действия. Полк входил в состав 24-й авиационной дивизии дальнего действия, а с 13 мая 1943 года –7-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия. Эти части и соединения входили с марта 1942 года по сентябрь 1944 года в систему Авиации Дальнего Действия (АДД), а с декабря 1944 года – в состав 18-й воздушной армии.

Находясь в должности заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка наносил бомбовые удары на бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4) по административно-политическим и военным объектам в глубоком тылу противника, транспортным коммуникациям, аэродромам, железнодорожным станциям, укреплениям противника для обеспечения стратегических операций в интересах различных фронтов, производил  также транспортировку грузов партизанам.

Участвовал в Черниговско-Полтавской стратегической операции, в том числе освобождении города Полтава; Крымской стратегической наступательной операции, в том числе освобождении Севастополя; Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», в том числе в освобождении белорусских городов  Барановичи, Столбцы, польских городов Демблин, Седлец (Седльце); Висло-Одерской стратегической наступательной операции и освобождении города Лодзь; Восточно-Померанской стратегической наступательной операции и освобождении города Данциг (Гданьск);  Кёнигсбергской наступательной операции и освобождении города Кёнигсберг (Калининград); Берлинской стратегической операции и штурме Берлина.

К январю 1945 года совершил 240 успешных боевых вылетов, из них  226 – ночных.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбардировочных ударов по врагу, Маслову Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжал службу в ВВС Советской Армии. Окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу АДД. С 1953 года подполковник В.А.Маслов – в  запасе. Жил в Ленинграде, работал на Кировском заводе.

Скончался 16 сентября  1983 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Ново-Волковском кладбище.

Награжден 2 орденами Ленина (23.02.1942; 29.06.1945), орденами  Красного Знамени (5.11.1941), Александра Невского (20.10.1943), Отечественной войны 1-й степени (31.12.1942),  Красной Звезды, медалями.


 Из наградного листа


Участвует в разгроме немецкого фашизма с первых дней Отечественной войны – с 23 июня 1941 года.

За этот период совершил 240 боевых вылетов, из них 226 – ночью. В системе АДД совершил 180 боевых вылетов ночью. 19 боевых вылетов совершил в глубокий тыл противника: 23 июля 1942 года и 12 апреля 1943 года – на Кёнигсберг; 18 августа 1942 года и 14 апреля 1943 года – на Данциг; 16 и 20 апреля 1943 года и 23 августа 1944 года – на Тильзит; 20 августа 1942 года, 25 и 27 июля 1944 года – на Варшаву; 11 апреля 1944 года – на Констанцу; 20 сентября 1944 года – на Дебрецен; 7 февраля 1944 года (2 вылета), 27 февраля 1944 года (2 вылета) – на Хельсинки; 13 и 14 сентября 1944 года – Будапешт; 7 октября 1944 года –  на Бреслау.

Общий налет – 2120 часов,  днем – 1025 часов, ночью – 1095 часов.

После последнего награждения совершил 38 боевых вылетов ночью, из них 6 боевых вылетов на столицы противника Хельсинки и Будапешт, 27 вылетов в глубокий тыл противника. 5  успешных боевых вылетов совершил на транспортировку грузов партизанам Литвы.

Отважный и мужественный летчик, владеющий отличной техникой пилотирования. Одним из первых в части 23 июня 1941 года полетел громить немецко-фашистские войска, и с этих пор наносит беспрерывные  свои бомбовые удары по живой силе и технике противника на переднем крае обороны и по военно-промышленным объектам в его глубоком тылу.
Как истинный патриот Родины, несмотря ни на какие трудности полета, сильное сопротивление зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, всегда точно выходит на цель и метко поражает ее.

21 августа 1941 года днем при бомбардировании скопления войск и техники противника в районе Александровка, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, точно поразил цель. Отойдя от цели, экипаж подвергся атакам звена Ме-109. Умелым маневром летчик дал возможность стрелку-радисту не только отразить все атаки противника, но и сбить один Ме-109.

29 августа 1941 года, несмотря на огонь зенитной артиллерии и атаки восьми Ме-109, успешно выполнил боевое задание  и самолет, который получил свыше 250 пробоин, благополучно привел на свой аэродром. За этот полет экипаж получил благодарность командира соединения.

17 июня 1942 года на обратном маршруте в воздухе отказал мотор. Экипаж произвел посадку ночью на линии фронта. Напрягая все силы, экипаж В.А.Маслова до рассвета сумел устранить неисправность мотора и на рассвете благополучно перелететь на свой аэродром.

7 октября 1944 года, производя бомбардирование военно-промышленных объектов города Бреслау и контроль результатов бомбардирования части, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и патрулирование истребителей противника, задание выполнил успешно и точно доложил командованию о результатах бомбардирования. Его самолет при этом получил 10 пробоин.

Своей безотказной боевой работой служит примером для всего летного состава полка. Свой богатый боевой опыт умело передает молодым летчикам. Работая заместителем командира эскадрильи,  подготовил 8 летчиков, которые успешно громят врага.

За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и мужество достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 9 гвардейского авиационного Полтавского Краснознаменного полка ДД
гвардии подполковник Косихин

2 января 1945 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»