Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Скугарь Владимир Антонович

Скугарь Владимир Антонович

15.07.1914 - 14.04.2006

Герой Советского Союза

Даты указов

16.05.1944

Медаль № 3802

Орден Ленина № 18477

Скугарь Владимир Антонович - заместитель командира эскадрильи 30-го отдельного разведывательного авиационного полка (Военно-воздушные силы Черноморского флота), капитан.


Родился 2 (15) июля 1914 года в деревне Жабыки ныне Костюковичского района Могилёвской области в семье крестьянина. Белорус. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. Окончил рабфак. Работал на заводе «Московский бондарь» в Москве.

В Военно-Морском Флоте с 1935 года. По комсомольской путёвке поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, которое окончил в 1938 году. В боевых действиях Великой Отечественной войны принимал участие с июня 1941 года. Будучи лётчиком, командиром звена 40-го бомбардировочного авиационного полка 63-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады дальнего действия Военно-воздушных сил Черноморского флота, наносил бомбовые удары по удалённым военным объектам и войскам противника. В результате налётов групп, ведущим которых был В.А.Скугарь, за год войны было уничтожено 44 танка, 42 автомашины, 14 повозок, 25 орудий, четыре автоцистерны с горючим, три взвода конницы, около четырёх батальонов пехоты противника. Экипаж его самолёта в воздушных боях сбил три вражеских самолёта.

Так, 9 октября 1941 года при выполнении боевого задания в районе Каховки (Херсонская область) В.А.Скугарь лично сбил вражеский бомбардировщик Ю-88.

Кроме вылетов на бомбардировку и штурмовку войск врага неоднократно выполнял задания по разведке объектов, аэродромов и скоплений войск неприятеля, все его полёты были эффективными.

В июне 1942 года Скугарь был назначен командиром звена 27-й отдельной разведывательной эскадрильи, а в мае 1943 года  - заместителем командира эскадрильи 30-го разведывательного авиационного полка Военно-воздушных сил Черноморского флота.

В боях за Крым он совершил 96 боевых вылетов на воздушную разведку в море, обнаружил 63 каравана кораблей противника. На его личном счету пять потопленных транспортов, две быстроходные десантные баржи и катер врага.

К январю 1944 года капитан В.А.Скугарь совершил 297 боевых вылетов, из них 196 на дальнюю воздушную разведку и 101 на бомбардировку военно-промышленных центров, аэродромов и морских коммуникаций в глубоком тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Скугарю Владимиру Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В дальнейшем выполнял задания по разведке на морских коммуникациях и в портах Румынии и Болгарии.

11 июня 1944 года экипаж майора В.А.Скугаря с высоты 7000 м сфотографировал порт Варна, в котором находилось 163 судна противника. С высоты 6800 м были сделаны фотоснимки порта Бургас (25 плавательных единиц). В районе Варны в воздух было поднято три вражеских истребителя, однако В.А.Скугарь успешно оторвался от преследования и доставил командованию ценные разведывательные данные.

После войны Скугарь продолжал службу в Военно-Морском Флоте. Учился на высших офицерских курсах ВВС ВМФ в Моздоке, командовал эскадрильей в Одессе, служил в Крыму на авиабазе в поселке Гвардейское. В 1955 году окончил авиационный факультет Военно-морской академии. Служил в авиационных частях Северного флота, командовал полком. С 1961 года полковник Скугарь - в запасе. Жил в Симферополе. До 1978 года работал в Гражданской авиации. Был руководителем полётов в Центральном аэропорту города Симферополь, заместителем начальника по наземным службам аэропорта. Почётный гражданин Автономной республики Крым.

Умер 14 апреля 2006 года. Похоронен на Симферопольском кладбище «Абдал».

Награждён орденом Ленина (16.05.1944), 3 орденами Красного Знамени (10.05.1942; 09.08.1942; 30.12.1956), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (29.04.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (02.06.1951), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (30.04.1946), «За оборону Одессы».

В Симферополе на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В городе Костюковичи Могилёвской области и посёлке городского типа Новофёдоровка Сакского района Республики Крым, где находилась база ВВС Черноморского флота, установлены его бюсты. Имя Героя присвоено средней общеобразовательной школе №40 города Симферополя.


Из книги Коваленко В.И.  Крылья  Севастополя.К.: Политиздат Украины, 1988

Хотя нашим десантникам не удалось удержаться у Эльтигена, второй десант все же овладел небольшим плацдармом в северной части у мыса Еникале и закрепился там основательно. Теперь на этом небольшом клочке крымской земли непрерывно накапливались силы. Декабрьское море бушевало, но суда ночью и днем прорывались через пролив, доставляли пополнение, боеприпасы, продовольствие. Даже неискушенному в военных делах человеку было понятно, что освобождение Крыма уже не за горами и плацдарм севернее Керчи может сыграть если не решающую, то очень важную роль в этом деле.

Мы, воздушные разведчики, чувствовали это очень остро. Побережье пролива и северную часть полуострова, прилегающую к плацдарму у Еникале, фотографировали непрерывно, всё время уточняли расположение вражеской обороны.

Как-то в штаб вызвали сразу два экипажа - Скугаря и Уткина. Два экипажа одновременно - значит, задание ответственное. Мы не ошиблись. Климовский выглядел необычно серьёзным.
-  Командование приказало, - сказал Николай Иванович, - выделить два лучших экипажа для одновременного — планового и перспективного - фотографирования побережья от Еникале до Казантипа. Высота для планового фотографирования - пять тысяч метров, для перспективного - не более пятидесяти. Сложность сами понимаете: берег имеет сильную зенитную оборону, рядом несколько аэродромов с истребителями. Для обеспечения вашего полета выделяются две восьмерки «яков», встреча — над Таманью, на вашей высоте. Плановое фотографирование поручается экипажу...
-  Скугаря, - подсказал Скугарь.
-  Правильно, Скугаря, - подтвердил Климовский. - Перспективное...
-  Следовательно, Уткина,- вставил Уткин.
-  Тоже правильно, - даже без намёка на улыбку подтвердил Климовский.
Разложили на столе полетные карты. Начали прорабатывать задание: время полета, высота, боевой курс, начало и конец фотографирования. Уточнили способ взаимодействия с истребителями.
Климовского особенно волновало перспективное фотографирование. Дело это сложное: нужно открыть боковое окошко (чтобы плексиглас не искажал изображение) и, держа в руках тяжелый фотоаппарат, вести съемку. При этом нужно соблюдать точный прицел, выдерживать необходимый интервал, а еще — быть предельно осторожным, не высовывать аппарат в окошко, иначе глазом не успеешь моргнуть, как он окажется за бортом. В общем, это совсем не то, что плановая съемка: все данные установил на земле, а в воздухе только остается нажать на кнопку, и аппарат работает сам — через определённый интервал «щёлкает» снимки.

Мне приходилось вести перспективное фотографирование не один раз, и все же Климовский еще и еще переспрашивал, уточнял: а как то, а как это? Нас же с Уткиным больше волновало прикрытие — честно говоря, на бреющем полете мимо нескольких вражеских аэродромов прежде ходить не доводилось.
Но на поверку все оказалось гораздо проще, чем представлялось. Скугарь с Василевским вылетели на полчаса раньше, им предстояло набрать высоту и зайти на фотографирование от Арабатской стрелки, а мы после взлета сразу пошли на Тамань, где нас уже ждали четыре пары «яков». Две пары «прилепились» к нам справа и слева, а две других набрали высоту побольше и шли чуть сзади.

У Скугаря полёт сложился труднее. Только лёг на боевой курс, ударили зенитки. Правда, не очень кучно и точно, но боевой курс длится долго, несколько минут, успеют пристреляться. Истребители прикрытия набрали высоту, отошли в сторону из зоны огня.
И в это время появилось две пары «мессеров». Две пары «яков» завязали воздушный бой. Зенитки сразу прекратили огонь, и это, возможно, спасло разведчика. Он не сошёл с курса. Но вскоре пришло еще несколько «мессеров», теперь уже и пара непосредственного прикрытия бросилась на помощь, возле «бостона» осталось только два «яка». Все ближе пролив, уже скоро конец боевого курса. Неожиданно пара «мессеров» атаковала «бостон» со стороны солнца. Пришлось и последней паре «яков» сражаться.
А разведчик все шел «по ниточке». Приготовились к отражению атаки стрелки. И тут прозвучала команда Василевского:
-  Отворот!
Значит, фотографирование закончено. Скугарь кинул самолёт влево вниз, карусель воздушного боя сразу отодвинулась. А в эфире раздалась команда ведущего «яков»:
-  «Соколы», внимание, выходим из боя!
Вся восьмерка «яков» вернулась домой. Разведчики выполнили задание отлично.

Биография подготовлена В.В.Примаченко и Л.Е.Шейнманом.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.