Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Диденко Гавриил Власович

Диденко Гавриил Власович

12.06.1908 - 25.01.1970

Герой Советского Союза

Даты указов

10.04.1945

Медаль № 4610

Орден Ленина № 24111

Диденко Гавриил Власович - командир 482-го истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная Минская дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), майор.


Родился  12 июня 1908 года в поселке Горловка, ныне город Донецкой области (Украина), в семье рабочего. Украинец. Окончил сельскохозяйственный техникум в Ростове-на-Дону в 1930 году. В 1930 году призван в армию Кущевским райвоенкоматом Краснодарского края.  Служил в 41-м стрелковом полку. Окончил полковую школу младших командиров, получил звание старшины.

В 1932 году окончил Ленинградскую военную теоретическую школу летчиков, в 1933 – Энгельсскую военную школу летчиков. Служил в Ленинградском военном округе в 1-й легкобомбардировочной эскадрилье младшим летчиком, в 1-й тяжелобомбардировочной авиабригаде летчиком-инструктором,  в 38-м истребительном авиационном полку командиром звена.

С сентября 1939 по май 1940 года служил военным комиссаром эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка в Ленинградском военном округе. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Здесь он сбил 2 самолета противника лично и 1 в группе.  За отличие в воздушных боях был награжден орденом Красного Знамени.  

С мая по ноябрь 1940 года служил военным комиссаром 14-й отдельной авиаэскадрильи Северо-Кавказского военного округа. В ноябре 1940 года был назначен командиром эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка Ленинградского военного округа.

В этой должности во время Великой Отечественной войны в боевых действиях принимал участие с июня по декабрь 1941 года.  В одном полку с  известными летчиками П.А.Пилютовым, П.А.Покрышевым на истребителе МиГ-3 сражался на Северном (с 23 августа 1941 года – Ленинградском) фронте, защищая Ленинград от налетов вражеской авиации  и сопровождая транспортные самолеты, снабжавшие город во время блокады.
За мужество в боях и сбитые самолеты врага был награжден в июле 1941 года вторым орденом Красного Знамени, а в декабре – орденом Ленина. В декабре 1941 года в воздушном бою сам был сбит, ранен и направлен в тыловой госпиталь.

После излечения в феврале 1942 года направлен на Крымский фронт, где назначен штурманом 795-го истребительного авиационного полка, входившего в 15-ю ударную авиагруппу Во время  тяжелых боев на Керченском полуострове 5 мая 1942 года в воздушном бою на самолете Як-1 сбил 3 вражеских истребителя Ме-109 и сам, будучи раненым, выбросился на парашюте из горящего самолета.

После излечения в августе 1942 года был направлен на Сталинградский фронт. Воевал в должности командира истребительной группы, затем командира 652-го истребительного авиационного полка 102-й истребительной дивизии ПВО.

С  января по апрель 1943 года сражался в должности командира 652-го истребительного полка 126-й истребительной дивизии ПВО на Закавказском фронте.

С апреля по сентябрь 1943 года командовал 907-м истребительным авиационным полком особого назначения 9-го Воронежского истребительного авиационного корпуса ПВО. Полк действовал с июня 1943 года на Западном фронте ПВО в составе Воронежского корпусного района. Во время Курского сражения полк выполнял боевые задания в интересах Центрального фронта.

С сентября 1943 по апрель 1944 года командовал 959-м истребительным авиационным полком 147-й истребительной дивизии в составе Рыбинско-Ярославского дивизионного района Западного фронта ПВО.

С мая по октябрь 1944 года служил заместителем командира 2-го гвардейского истребительного авиационного полка 322-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии. С июня по сентябрь 1944 года дивизия входила в состав 3-го Белорусского фронта.

Принимал участие в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» (Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Каунасской наступательных операциях).

В октябре 1944 года был назначен командиром 482-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной авиационной дивизии. Командовал этим полком до конца войны. Дивизия с ноября 1944 по май 1945 года воевала на 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии.

Участвовал в Сандомирско-Силезской наступательной операции (составной части Висло-Одерской стратегической операции), Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях, Берлинской и Пражской стратегических наступательных операциях.

 К 26 февраля 1945 года гвардии майор Г.В.Диденко совершил 365 боевых вылетов, провёл 80 воздушных боёв, в которых сбил лично 22 и в группе 37 самолётов противника.
Сам был сбит пять  раз, дважды ранен,  один  раз контужен.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях,  Диденко Гавриилу Власовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны Г.В.Диденко совершил около 400 успешных боевых вылетов и, участвуя в 90 воздушных боях, довёл счет лично сбитых самолётов противника до 26. Последний вражеский самолет – истребитель ФВ-190 – сбил  на самолете Ла-5ФН над Берлином 1 мая 1945 года.

С 1946 года Г.В.Диденко – в запасе, жил и работал в Ленинграде.

Скончался 25 января 1970 года. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.

 Награжден  2 орденами Ленина  (3.12.1941;  10.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (1940; 22.07.1941), медалями.


Из наградного листа (в сокращении)


Участвуя в Отечественной войне с первых дней до настоящего времени, показал высокую преданность Родине и партии, проявляя в боях с врагом героизм, отвагу и мастерство.
365 боевых вылетов, 60 успешных штурмовок войск и техники противника, 80 воздушных боев совершил гвардии майор Диденко, защищая советскую Родину. В результате его боевых действий им лично уничтожено 22 и в  группе с другими летчиками 37 самолетов противника. Из 22 лично сбитых самолетов по типам: 4 Ме-109, 6 Ю-88, 4 Хе-111, 1 Хш-126, 2 До-215, 5 ФВ-190.
Тов. Диденко в воздушных боях два раза был ранен и один раз контужен, однако, несмотря на это, стремился все время быть в боевом строю и добивался победы над врагом. Хороший организатор учебы и боя, в совершенстве владеющий техникой пилотирования на всех типах истребителей. Прекрасный методист и воспитатель, заслуженно пользуется большим авторитетом и любовью среди летчиков и техников.
Фамилия гвардии майора Диденко хорошо известна бойцам, офицерам и жителям Ленинграда с 1941 года, когда он вместе с ныне Героями Советского Союза Покрышевым, Пилютовым, Петровым защищал Ленинград .
28 июня 1941 года на самолете МиГ-3 первый в 39 истребительной авиадивизии во время сопровождения наших бомбардировщиков Пе-2 над Финляндией  в одном бою сбил 2 Ме-109.
В 1942 году в Крыму на Керченском полуострове провел более 10  напряженных неравных боев.
5 мая 1942 года показал всему составу полка личную отвагу, мужество и мастерство. Пренебрегая опасностью быть сбитым еще на взлете истребителями противника, блокировавшими аэродром, вылетел на отражение налета авиации на единственную тогда железнодорожную станцию, питавшую весь фронт – Семь колодезей. В течение 20 минут на самолете Як-1 он дрался с восьмеркой истребителей противника. В этом бою над головами своих войск сбил 3 Ме-109 и сам, будучи раненым, выбросился на парашюте из горящего самолета.
С сентября 1942 года по январь 1943 года, командуя группой самолетов Як-1, уничтожал вражескую авиацию на Сталинградском фронте.
В ноябре 1942 года, вылетев на прикрытие особо важной дороги в снабжении фронта на правом берегу Волги,  вступил парой в бой с 12 Ю-88. Проявляя дерзость и настойчивость, хладнокровие и выдержку, разогнал всю группу, при этом лично сбил 3 Ю-88, и его ведомый – 1 Ю-88.
С января по апрель 1943 года со своей группой защищал путь снабжения страны нефтью Астрахань – Кизляр. Вражеская авиация  проявляла большую активность, препятствуя нормальной работе нефтяников. Чувствуя большую ответственность перед Родиной, гвардии майор Диденко на второй же день показал всем, как надо защищать и любить свою страну. При налете девятки вражеских бомбардировщиков  вылетел со своим ведомым в бой, в котором сбил 2 Ю-88, а его ведомый, увлеченный примером командира, таранил  одного  Ю-88. Летчики его группы в этот день сбили еще 3 бомбардировщика.
После этого враг снизил свою активность в этом районе.
На героических подвигах тов. Диденко и его летчиков учились многие другие, читая неоднократно напечатанные статьи в армейской газете «За отчизну» и брошюру «Майор Диденко и его орлы».
С апреля по сентябрь 1943 года, командуя 907-м истребительным полком особого назначения ПВО на Центральном фронте на Курском направлении, также проявил высокое мастерство и героизм. 2 июля 1943 года во время массированного налета вражеской авиации на город Курск его полк сбил 31 самолет противника, из них 21 бомбардировщик. Полк потерял 1 экипаж. Подавая личный пример отваги,  тов. Диденко в этот день провел 6 воздушных боев и сбил лично 4 бомбардировщика и 9 в группе с другими летчиками.
Участвуя в боях за освобождение Советской Белоруссии и Литвы, так же мужественно и бесстрашно сражался  с врагом.
4.08.1944 года провел напряженный воздушный бой парой Ла-5 против 8 ФВ-190. Несмотря на хорошие боевые качества своего противника и его численное превосходство, добился победы, сбив лично 1 ФВ-190.
С мая по октябрь 1944 года, работая заместителем командира 2-го гвардейского истребительного Оршанского Краснознаменного полка, гвардии майор Диденко проявил большую личную инициативу в обучении летного состава технике пилотирования. Лично сам  почти весь летный состав полка провез и проверил в технике пилотирования на учебно-тренировочном самолете.
С октября 1944 года, работая командиром 482-го истребительного авиационного Ковенского полка, тов. Диденко хорошо сколотил полк, вывел его из отстающих в передовой в дивизии.
Участвуя в боевых действиях на 1-м Украинском фронте, личный состав полка показывает образцы мужества и отваги в выполнении боевых заданий командования.
Выполняя основную боевую задачу – прикрытие наземных войск, полк все время базируется  вблизи линии фронта, идет вслед за наземными войсками и систематически ведет боевую работу, несмотря на исключительно плохие метеоусловия. В условиях отсутствия пригодных аэродромов, зачастую с размокших полевых площадок полк не прекращает боевую работу. За это время летчиками полка произведено 875 боевых вылетов, проведено 46 воздушных боев, в которых сбит 71 самолет противника. Свои потери –  5 летчиков и 9 самолетов.
Штурмовыми действиями с бомбометанием уничтожено большое количество живой силы и техники противника.
За отличные боевые действия на 1-м Украинском фронте полк, входящий в  322-ю истребительную авиационную Минскую дивизию, 5 раз отмечен в приказах Верховного Главнокомандующего тов. Сталина.
Лично тов. Диденко в этой операции провел 17 успешных боевых вылетов. Провел 2 воздушных боя, в которых сбил лично 3 ФВ-190.
17 февраля 1945 года группа из 4 Ла-5 под командованием гвардии майора Диденко, прикрывая переправу на реке Бобер, встретила 28 ФВ-190, с которыми вступила в бой. В этом бою тов. Диденко сбил лично 3 ФВ-190, а вся группа сбила 5 самолетов, не имея своих потерь.

За образцовое выполнение  боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом геройство и мужество, произведенные 365 боевых вылетов, сбитые лично 22 и в группе 37 самолетов противника, за отличную боевую работу полка под руководством тов. Диденко – достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 322-й истребительной авиационной Минской дивизии гвардии подполковник Семенов
26 февраля 1945 года

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использован материал сайта «Красные соколы».

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»