Михалёв Владимир Александрович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 571
Орден Ленина № 8001
Михалёв Владимир Александрович - командир звена 71-го истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота, лейтенант.
Родился 15 июля 1914 года в городе Ртищев Саратовской области. Русский.
Окончил семилетнюю школу и школу ФЗУ. С 1931 по 1934 год работал слесарем по ремонту паровозов в Ртищевском локомотивном депо. В 1936 году, после окончания 2-го курса Московского тягового техникума имени Ф.Э. Дзержинского, по спецнабору ЦК ВЛКСМ направлен на учёбу в военно-морское авиационное училище. Окончив его в 1938 году, служил в частях истребительной авиации. Рядовым летчиком участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался в составе Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов, занимая должности командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Михалёву Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После войны В.А. Михалёв служил в морской авиации. В 1952 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1954 года подполковник запаса В.А. Михалёв жил и работал в городе Сочи Краснодарского края. Умер 31 мая 1990 года Похоронен на старом городском кладбище.
Награжден орденом Ленина (13.08.1941), 2 орденами Красного Знамени (1940, 1944), орденом Красной Звезды (1951), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (1947), "За оборону Ленинграда", "За оборону Кавказа".
Утром 22 июня 1941 года лётчики по тревоге прибыли на аэродром и, расчехлив самолеты, ожидали приказа на вылет. Вскоре с постов воздушного наблюдения было получено сообщение о приближении к аэродрому восьми бомбардировщиков "юнкерс-87".
Звено Михалева взмыло в небо. С набором высоты "чайки" пошли навстречу "юнкерсам". Лётчик Михалёв был спокоен. Спокоен потому, что за плечами было три года упорных тренировок днем и ночью, боевой опыт, приобретенный в боях с финнами на Карельском перешейке, неоднократные встречи с "юнкерсами" немецкого производства, состоявшими на вооружении финской армии. Хотя скорости нашего истребителя и немецкого бомбардировщика почти равны, "чайка" была намного маневреннее "юнкерса", а решимость уничтожить врага утраивала силы советских летчиков. Имея преимущество в высоте, наши истребители атаковали фашистов из-за облаков. Михалев близко подошел к ведущему восьмерки и нажал на гашетки. Длинная пулеметная очередь хлестнула по правой плоскости бомбардировщика. Самолет задымил и, перевалившись через крыло, пошел к земле. Еще один "юнкерс" сбили товарищи. Остальные самолеты противника, сбросив бомбы в поле, повернули обратно. Бомбардировка аэродрома была предотвращена.
Через некоторое время над расположением наших войск стал часто появляться вражеский самолет-разведчик нового образца. Обнаружив цель, он вызывал бомбардировочную авиацию или огонь артиллерии. Однажды этот самолет появился и над аэродромом 71-го полка. Его обстреляли из зенитных пулеметов, а затем атаковали наши истребители. Помахав крыльями, фашист скрылся в облаках. 18 июля разведчик появился недалеко от аэродрома. Михалёв поднялся в воздух. Был приказ: сбить противника во что бы то ни стало. Советский летчик приблизился к врагу и выпустил по нему очередь. Однако фашист, уклоняясь от атак, продолжал полет. Михалёв атаковал его еще раз и с близкой дистанции огненными струями хлестнул по фюзеляжу. Только теперь стало ясно, что пули от самолета отскакивают - он был бронирован. Тогда Михалев подошел к фашисту снизу и винтом "чайки" обрубил хвост вражеской машины. Самолет пошел к земле, два фашистских летчика повисли на парашютах. Истребитель Михалёва при ударе также получил сильные повреждения и вошел в штопор. Стремительно приближалась земля. Только в 150 метрах от нее летчику удалось вывести "чайку" в горизонтальный полет, а затем произвести благополучную посадку на своем аэродроме. Недалеко от аэродрома валялись обломки гитлеровского разведчика. Это был "хенкель-126".
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.