Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Брысев Фёдор Яковлевич

Брысев Фёдор Яковлевич

15.02.1915 - 31.03.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

19.08.1944

Медаль № 5262

Орден Ленина № 23336

Брысев Фёдор Яковлевич — заместитель командира эскадрильи 109-го авиационного полка дальнего действия (48-я авиационная дивизия дальнего действия, 8-й авиационный корпус дальнего действия, Авиация дальнего действия), капитан.


Родился 15 февраля 1915 года в городе Славянск ныне Донецкой области в семье рабочего. Украинец. В 1935 году окончил 3-й курс Славянского химического техникума.

Призван в Красную Армию Славянским райвоенкоматом по специальному набору ЦК ВЛКСМ в 1935 году. В 1937 году окончил 11-ю Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов (ныне в городе Луганске.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии летчик-бомбардировщик Ф.Я. Брысев — с июня 1941 года.

На Южном фронте принимал участие в налетах на Румынию. В августе 1941 года совершал боевые вылеты на военно-стратегические объекты Ирана во время операции по введению советских войск в Иран. Там выполнил 6 боевых вылетов.

С марта 1942 года воевал в созданной Авиации дальнего действия, в 36-й авиационной дивизии, куда вошел 455-й бомбардировочный авиационный полк, где он служил. С апреля 1943 года лётчик, с августа 1943 — командир звена, с сентября 1943 — заместитель командира эскадрильи в 109-м авиационном полку, сформированном из части личного состава 455-го авиационного полка. Полк вошел в состав 48-й авиационной дивизии дальнего действия.

Летал на дальнем бомбардировщике ДБ-3Ф, в марте 1942 года переименованном в Ил-4.

Действовал в интересах различных фронтов, в том числе Юго-Западного, Сталинградского, Западного, Воронежского, Карельского, Ленинградского, Прибалтийских, 3-го Белорусского, нанося бомбовые удары по скоплениям вражеских войск, военно-промышленным объектам, аэродромам, железнодорожным узлам, оборонительным сооружениям, огневым позициям. Совершал также полеты на глубокую разведку в тылах противника. Полеты совершал преимущественно ночью, в любых метеорологических условиях. В сентябре-октября 1942 и в ноябре 1943 — апреле 1944 воевал в Заполярье в составе оперативной авиационной группы дальней авиации, бомбил с аэродромов Африканда (район города Апатиты Мурманской области) и Подужемье (район города Кемь, ныне Республика Карелия) военно-стратегические объекты на территории Финляндии и Норвегии, в том числе аэродромы, на которых базировались самолеты противника, препятствовавшие прохождению через Баренцево море караванов с военной помощью союзников. В Заполярье выполнил 26 боевых вылетов. На заключительном этапе войны наносил бомбовые удары по объектам в Восточной Пруссии и Германии. Участвовал в штурме Кёнигсберга.

К 23 июня 1944 года совершил 229 успешных боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Брысеву Фёдору Яковлевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 263 успешных боевых вылета.

После войны продолжал службу в авиации. В 1950 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал авиационным полком. С 1955 года полковник Ф.Я. Брысев — в запасе. Жил в городе Воронеж.

Умер 31 марта 1995 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище Воронежа.

Награжден орденом Ленина (19.08.1944), 2 орденами Красного Знамени (31.12.1942; 10.04.1943), орденами Александра Невского (13.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды, медалями.

В Воронеже на доме, где жил Ф.Я. Брысев, установлена мемориальная доска


Из наградного листа

В Отечественной войне против немецких захватчиков участвует с 22.6.41 года. За этот период совершил 229 успешно выполненных боевых вылетов, из них 12 днем и 217 ночью в системе АДД с общим налетом  962 часа.

3 боевых вылета совершил на военно-промышленные объекты Германии: Кенигсберг – 1 вылет 25.7.42 года, Тильзит – 1 вылет 20.4.43 года, Инстербург – 1 вылет 23.4.43 года.

Участвовал против фашистской авантюры в Иране, где совершил 6 боевых вылетов днем. 3 вылета совершил на разрушение военных складов и портовых сооружений порта Пехлеви – 25.8.41 года, 26.8.41 года, 26.8.41 года; 2 боевых вылета на уничтожение нефтескладов Казвин – 27.8.41 года, 29.8.41 года; 1 боевой вылет с листовками на столицу Ирана город Тегеран. В результате налетов в порту и нефтескладах возникло 3 взрыва большой силы и 2 очага пожара.

На Юго-Западном фронте совершил 6 боевых вылетов днем: 2 вылета на разрушение железнодорожных станций Ислам-Терек, Владиславовка; 1 вылет на уничтожение мото-мехвойск на окраине города Феодосия; 3 вылета – глубокая разведка по маршруту Перекоп – Каховка – Херсон – Николаев – Геническ.

С оперативного аэродрома Платоновка совершил 6 боевых вылетов по уничтожению живой силы и техники противника в районе города Сталинграда, за что награжден медалью «За оборону Сталинграда».  

59 боевых вылетов совершил на уничтожение эшелонов, разрушение станций и железнодорожных узлов Курск, Щигры, Резекне, Ржев, Вязьма, Витебск, Смоленск, Сычевка, Новосокольники, Невель, Белый, Брянск, Рославль, Орел, Шелонь, Псков, Ярцево, Дорогобуж, Дно, Жуковка, Кричев.

8 боевых вылетов совершил на уничтожение матчасти   самолетов противника и вывод из строя аэродромов Орша, Кресты, Грибочки, Коровье Село, Карамышево. 4 вылета – на уничтожения скоплений войск противника в районе Воронежа и 9 вылетов на разведку погоды.

Работая в сентябре – октябре 1942 года в составе оперативной группы с аэродрома Африканда на Севере, совершил 7 успешных боевых вылетов в сложных метеоусловиях на уничтожение матчасти самолетов и вывод из строя  аэродромов противника Лаксельвен, Адакуртти, Рованиеми, Кемиярви, Кеми. Вместе с экипажами, выполнявшими это задание, уничтожил 74 самолета противника, что подтверждено агентурными данными НКВД Карельского фронта.

Экипажем тов. Брысева за 106 боевых вылетов сброшено 118 500 кг бомб на головы немецких захватчиков, в результате чего создано 57 очагов пожара и 18 взрывов большой силы.

28.8.41 года при полете на порт Пехлеви в составе звена после выполнения боевого задания их звено было атаковано 6-ю истребителями противника. Благодаря отличной технике пилотирования и умелому маневру тов. Брысев ушел в облака и один из звена вернулся на свой аэродром.

24.1.42 года после выполнения боевого задания с глубокой разведкой по маршруту Перекоп – Каховка – Херсон – Николаев – Геническ на высоте 3500 метров над Азовским морем отказал правый мотор. Не долетая до своего аэродрома 50 километров,  от перегрузки левый мотор перегрелся и также отказал в работе. Тов. Брысев в надежде спасти экипаж вынужден был идти на посадку, так как на маршруте  самолет был обстрелян зенитной артиллерией, в результате чего воздушный стрелок-радист был убит, а штурман и воздушный стрелок были тяжело ранены и выброситься с парашютом на могли. Самолет имел серьезные повреждения, чем затруднялось управление. При посадке самолета на неровную местность плоскость задела за землю и самолет загорелся. При вытаскивании тяжело раненных штурмана и воздушного стрелка тов. Брысев получил ожог лица 2-й степени, но, несмотря на это, экипаж спас.

В 109-й АП ДД прибыл 28.8.43 года из 455-го АП ДД. Летает в составе экипажа: штурмана звена лейтенанта Баскакова, награжденного орденом Красного Знамени, воздушного стрелка-радиста старшего сержанта Даниленко, награжденного орденом Отечественной войны 2-й степени и медалью «За отвагу», воздушного стрелка сержанта Циренова, награжденного орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «За боевые заслуги».

После последней правительственной награды совершил 123 успешных боевых вылета с боевым налетом 507 часов.

Два боевых вылета совершил на военно-промышленные объекты Германии: Тильзит – 20.4.43 года и Инстербург – 23.4.43 года.

49 боевых вылетов на уничтожение эшелонов и разрушение железнодорожных узлов и станций Смоленск, Брянск, Двинск, Резекне, Орша, Витебск, Гомель, Рославль, Орел, Псков, Тулебля, Славянск, Рудня, Настилово, Дрегунь, Лиозно, Городок, Лосвида, Смоловка, Полоцк, Идрица.

14 боевых вылетов на уничтожение матчасти   самолетов противника и вывод из строя аэродромов Сольцы, Сеща, Олсуфьево, Клинцы, Орел, Боровское, Бобруйск, Болбасово, Идрица.

29 боевых вылетов  на уничтожение мото-мехвойск  и узлов сопротивления в пунктах Зеленый Городок, Глазуновка, Духовщина, Осиповка, Глыбочка, Малиновец, Дудино, Мга, Славянка, Матухова, Беззаботная.

5 боевых вылетов на военно-промышленные объекты Резекне, Березино, на уничтожение перегонного завода, шахт и рудников в Кохтла.

Работая в оперативной группе с аэродромов Африканда и Подужемье на Севере, с ноября 1943 по апрель 1944 года совершил 24 боевых вылета на территорию противника – Финляндию в трудных метеоусловиях Заполярья: 8 боевых вылетов на уничтожение матчасти самолетов, складских, жилых и служебных зданий и вывод из строя аэродромов Луостари, Тунг-Озеро, Алакуртти, Кемиярви; 12 боевых вылетов на разрушение железнодорожных узлов Оулу, Алакуртти, Хюрюпсальми, Кестеньга; 4 боевых вылета на уничтожение военных складов в пунктах Алакуртти, Киркенес, Сельмиярви.

Экипажем тов. Брысева за 123 успешных боевых вылета сброшено 160 345 кг бомб на головы немецких захватчиков, в результате чего создано 139 очагов пожара и 28 взрывов.

Всего за 229 успешных боевых вылетов им сброшено 279 845 кг бомб, создано 146 очагов пожара и 46 взрывов большой силы, что подтверждено последующими экипажами.

8.9.43 года при полете на железнодорожный узел Гомель на маршруте встретилась 10-балльная многослойная облачность, самолет пришлось вести под нижней кромкой облаков на высоте 800 – 1000 метров. На борт самолета была послана радиограмма: «Полет продолжать по своему усмотрению». Капитан Брысев, горя желанием быстрей уничтожить врага,  твердо решил пробиться к цели и точно поразить ее, что и было достигнуто – было создано 2 очага пожара.

7.10.43 года капитан Брысев по своей инициативе первым в полку взял максимальную нагрузку на самолет Ил-4 – 2000 кг бомб и вылетел на разрушение железнодорожного узла Городок. После трех заходов с высоты 1500 метров поразил цель прямым попаданием, в результате чего был создан сильный взрыв, перешедший в большой очаг пожара. который был виден за 100 километров.

В ночь на 14.6.44 года при полете на аэродром Болбасово после выполнения задания при перелете линии фронта на высоте 1500 метров самолет тов. Брысева был атакован истребителем противника. С первой атаки были тяжело ранены воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок, которые не могли отбивать последующие атаки самолета противника. Самолетное переговорное устройство вышло из строя, был перебит трос управления рулем поворота, бензобак первой группы баков пробит насквозь. Самолет противника сделал 4 атаки. Штурману лейтенанту Баскакову были видны атаки самолета противника. Чтобы не дать ему возможности вести прицельный огонь, он  давал сигналы пилоту толчками по правой или левой ноге, чтобы он  маневрировал. Воздушный стрелок  сержант Циренов, невзирая на боль, сумел связать трос руля поворота, и самолет стал управляемым. Маневрировать летчику приходилось очень осторожно, чтобы не произошло разрушение поврежденного самолета в воздухе. Только благодаря  отличной технике пилотирования, выдержке и мужеству, тов. Брысев ублагополучно привел самолет на свой аэродром.

Командование, зная  настойчивость, выдержку, уверенность, отвагу, отличную технику пилотирования тов. Брысева, неоднократно поручало ему самые ответственные боевые задания. 48 раз он летал осветителем и контролером в сложных метеоусловиях.

Как заместитель командира эскадрильи хорошо руководит подчиненным личным  составом. При выполнении боевых заданий смел и решителен. Непримирим к нарушителям дисциплины. Идеологически выдержан, морально устойчив. Требователен к себе и подчиненным. Пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава.

За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 109 АП ДД подполковник Юспин
23 июня 1944 года

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использован материал М.А.Жирохова на сайте «Уголок неба».

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная... — М.: ООО «Дельта НБ», 2004

Документы на сайте «Подвиг народа»

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.