Остапенко Иван Петрович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 5319
Остапенко Иван Петрович – командир авиационной эскадрильи 7-го гвардейского Севастопольского ордена Ленина штурмового авиационного полка 230-й Кубанской Краснознаменной ордена Суворова штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии капитан.
Родился 14 октября 1923 года в селе Долгенькое ныне Изюмского района Харьковской области в семье крестьянина. Украинец. Окончил зоотехникум.
В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.
В действующей армии с 25 июля 1942 года. Воевал в составе 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Боевое крещение получил в боях по поддержке войск Северо-Кавказского фронта. Член ВКП(б) с 1943 года.
К 10 ноября 1942 года пилот 7-го гвардейского ордена Ленина штурмового авиационного полка гвардии старший сержант Остапенко И.П. совершил 10 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, лично уничтожил и повредил 3 танка, 5 автомашин, 2 зенитных орудия, 2 бронемашины, до 50 солдат и офицеров противника. 6 ноября при выполнении боевого задания был обстрелян зенитной артиллерией противника. Самолет получил повреждения шасси и элерона, однако пилот смог довести трудно управляемый самолет до аэродрома и посадить его. Командованием полка был представлен к награждению орденом Красного Знамени. Приказом командира 230-й штурмовой авиационной дивизии № 1/н от 8 декабря 1942 года награжден орденом Красной Звезды.
Зимой 1943 года 7-й гвардейский ШАП продолжал выполнять боевые задания по огневому поражению противника в районе города Орджоникидзе. И.П. Остапенко был назначен командиром звена в 3-й эскадрилье полка. К 16 января 1943 года совершил еще 16 боевых вылетов на штурмовку противника, лично уничтожил и повредил 9 танков, 11 автомашин, 3 орудия зенитной артиллерии, 3 бронемашины, до 80 солдат и офицеров противника. Приказом командующего 4-й воздушной армией № 010/н от 12 февраля 1943 года награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
К этому времени И.П.Остапенко зарекомендовал себя смелым, решительным летчиком, который не только сам отлично выполняет боевые задания, но и умело управляет подчиненным подразделением. Ему было присвоено офицерское звание, а в июне 1943 года он был назначен командиром эскадрильи.
К ноябрю 1943 года его эскадрилья произвела 252 боевых вылета на штурмовку войск противника на Кубани и Таманском полуострове, на огневую поддержку нашего десанта на Керченском полуострове. Эскадрильей уничтожено и повреждено до 150 автомашин, 24 артиллерийских орудия, 3 паровоза, 15 вагонов, 6 зенитных орудий, потоплено 3 баржи и катера, свыше 700 солдат и офицеров противника. Лично И.П.Остапенко совершил 25 боевых вылетов. 13 сентября при выполнении боевого задания был ранен в левую руку, но нашел в себе силы выполнить задание и только тогда вернулся на аэродром. Приказом командующего 4-й воздушной армией № 099/н от 7 декабря 1943 года гвардии старший лейтенант И.П. Остапенко был награжден орденом Красного Знамени.
При выполнении боевого задания 24 июля 1944 года самолет И.П.Остапенко был обстрелян зенитной артиллерией противника и получил прямые попадания в мотор. Летчик посадил горящий самолет, но при этом получил тяжелые ранения и ожоги. Воздушный стрелок успел вытащить из кабины командира, который находился в бессознательном состоянии. К месту падения штурмовика подошли советские партизаны, которые и помогли экипажу добраться до линии фронта. После двухмесячного лечения в госпитале И.П.Остапенко вернулся в родной полк.
К ноябрю 1944 года И.П.Остапенко совершил 103 боевых вылета, уничтожив и повредив значительное количество боевой техники и живой силы противника. В 37 воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 1 в группе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии капитану Остапенко Ивану Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5319).
После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Военно-воздушную академию. С 1963 года проходил службу в Ворошиловградском авиационном училище. Полковник И.П.Остапенко погиб 14 февраля 1964 года.
Похоронен в Луганске.
Награжден орденом Ленина (23.02.1945), двумя орденами Красного Знамени (7.12.1943, 24.10.1944), орденами Александра Невского (15.06.1944), Отечественной войны 2-й степени (12.02.1943), четырьмя Красной Звезды (3.12.1942, …), медалями.
Именем Героя названы улицы в Луганске и Харькове.
Из наградного листа на И.П.Остапенко:
«Товарищ ОСТАПЕНКО участвует в Отечественной войне с 25 июля 1942 года. Во всех боях показал себя беззаветно преданным партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине. Стойко, самоотверженно и мастерски защищает нашу землю от немецких захватчиков, нанося им сильные и меткие удары.
Беспощадно он громил врага на Дону, Северном Кавказе, Кубани, в Крыму и на белорусской земле. За это время совершил 103 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, из них 84 вылета ведущим групп от 4 до 9 самолетов, в том числе на Севастополь совершил 12 успешных боевых вылетов. За эти вылеты лично уничтожил и повредил: танков – 23, самолетов на земле – 13, сжег и подорвал железнодорожных эшелонов – 11, повредил и вывел из строя паровозов – 6, вагонов – 118, автомашин – 105, повозок – 43, лошадей – 86, уничтожил переправ через реки – 3, взорвал складов с боеприпасами – 13, уничтожил и повредил самоходных орудий типа ФЕРДИНАНД – 5, потопил и повредил барж – 5, катеров – 3, подавил огонь 15 артиллерийских орудий, 54 пулеметов, 18 минометов, истребил свыше 600 немецких солдат и офицеров. Провел одиночно и со своей группой 37 воздушных боев, лично сбил 3 МЕ-109, подбил 1 Ю-52 и 1 Ю-87, в группе сбил 1 МЕ-109 и подбил 1 МЕ-109. Высокое летное мастерство, глубокое знание техники и умение полностью использовать ее над полем боя, хорошие моральные качества неизменно обеспечивали успех боя.
4.2.1943 года повел группу 4 самолетов Ил-2 на уничтожение переправы через реку Кубань в районе Варениковской (Голубая линия немцев). Переправа прикрывалась 5 батареями ЗА, в воздухе барражировало 4 МЕ-109, наше прикрытие отсутствовало. Сильный огонь ЗА и яростные атаки истребителей противника не устрашили стойкого и волевого командира тов. Остапенко. Он принял самооборону, построив замкнутый круг, и в таком порядке атаковал цель. На втором заходе прямым попаданием бомб переправа была разрушена, затем в течение 6-8 минут группой провел оборонительный бой с МЕ-109 и без потерь возвратился домой.
29.1.1944 года тов. Остапенко повел группу 8 самолетов Ил-2 на станцию Владиславовка (Керченский полуостров) для уничтожения железнодорожного эшелона в составе 50 вагонов, груженых танками и артиллерией. Используя наступление темноты (полет совершался в сумерках) и умело выбранный заход, внезапно атаковал эшелон, не встречая сопротивления ЗА и в 3 местах поджег эшелон. Несмотря на большой маршрут, 150 клм, в сумерках привел всю группу на аэродром. На имя командира полка была получена следующая телеграмма: «Удар по железнодорожному эшелону на станции Владиславовка, нанесенный в 17.25, выполнен отлично, эшелон зажжен, что подтверждено истребителями. Зам. командира 230 шад полковник БОНДАРЕНКО, начальник штаба полковник УРЮПИН».
В приказе по 4 воздушной армии от 23.1.1944 г. № 27 говорилось: «Несмотря на позднее время, удар штурмовиков и профиль полета, ведущий группы старший лейтенант ОСТАПЕНКО, был построен и осуществлен, несмотря на большую глубину, продуманно. В результате был нанесен эффективный удар по ж.д. эшелону на станции Владиславовка. И выполнив задание, все самолеты вернулись без потерь, совершив посадку на свой аэродром в 17.45.»
Как грамотный и культурный офицер, тов. ОСТАПЕНКО ищет все новых и новых приемов борьбы с врагом, изменяя и совершенствуя тактику штурмовых ударов. Быстро ориентируется в сложной обстановке, принимая всесторонне продуманные, довольно оригинальные решения.
4.5.1944 года водил группу в 7 самолетов на уничтожение пловучих средств противника в бухте казачья, район Севастополя. Задача чрезвычайно трудная для выполнения – большая насыщенность зенитного огня и истребителей противника. тем не менее задание было выполнено успешно и без потерь. Набрав высоту 1500 метров и построив заход с юга, с моря, подходя к цели, пошел на снижение, создавая запас скорости, что увеличило возможность противозенитного маневра. Зенитчики врага не смогли стразу пристреляться к повышенной скорости, снаряды ложились сзади группы штурмовиков, а пока внесли поправку, самолеты, убрав газ, на нормальной скорости и с заданной высоты бомбили вражеские баржи – теперь снаряды ложились впереди самолетов. Одновременно тов. Остапенко выделил пару штурмовиков пройтись через аэродром на мысе Херсонес, обстрелять аэродром, блокируя его, не давая истребителям взлететь. Замысел блестяще удался, вся группа возвратилась без потерь, потопив прямым попаданием бомб крупный транспорт и повредив 3 баржи.
8.5.1944 года водил группу 6 самолетов на штурмовку укреплений немцев в районе Севастополя. Над целью группа была атакована восемью ФВ-190. Умело построенный круг и активная оборона отразила все атаки вражеских истребителей. Задание было выполнено и 1 ФВ-190 был сбит воздушным стрелком гвардии старшего лейтенанта ОСТАПЕНКО.
24.6.1944 года будучи ведущим 4 самолетов Ил-2 выполнял задачу по уничтожению артпозиций противника в районе Бородиничи. На обратном маршруте встретил группу вражеских самолетов противника в количестве 32 Ю-87 и прикрывающих их 15 Ме-109, направляющихся для нанесения удара по нашему переднему краю. Тов. Остапенко принял дерзкое и смелое решение – атаковать вражеские самолеты, сорвать план противника. Встреча произошла на высоте 1300 метров. Врезавшись в строй Ю-87 с первой атаки группой был сбит 1 Ю-87 и 1 Ю-87 подбит. Ввиду того, что вышли боеприпасы, группа сделала две ложные атаки, рассеяв таким образом самолеты врага, заставив их сбросить бомбы в расположение своих войск. Группа штурмовиков без потерь возвратилась на свой аэродром.
21.7.1944 года тов. Остапенко, ведущим 4 Ил-2 получил боевую задачу атаковать и нанести удар по контратакующим танкам, самоходным орудиям и живой силе противника в районе Ломжа. Изучив поставленную задачу, довел ее до ведомых. На подходе в район цели установил связь со станцией наведения «Стрела-4», которой сообщил поставленную задачу, пошел на выполнение. Производя холостой заход, на высоте 800 метров он обнаружил на западной стороне Адамовичи 7 танков, которые были замаскированы. Тов. Остапенко отдал приказ ведомым перестроиться в замкнутый круг – бомбометание производить прицельно каждому с Н-400 мтр. Цель – отдельный танк. Произведя таких 4 захода в сильно насыщенном огне ЗА, группа в результате удара уничтожила 3 танка, 1 легковую автомашину, до 30 солдат и офицеров и экипажи наблюдали взрыв большой силы. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром. Станция наведения «Стрела-4» наблюдая за действиями группы передала группе благодарность.
24.7.1944 года идя на выполнение боевого задания ведущим 4 самолетов Ил-2 в район Белостока на уничтожение отходящего противника. тов. Остапенко обнаружил движение железнодорожного эшелона на перегоне Бацоты – Лапы. Который и решил атаковать. Перестроив группу в правый пеленг, под углом 60 градусов к эшелону. Произвел 3 атаки, в результате которых ж.д. эшелон был полностью уничтожен и огнем из пушек, пулеметов и РС вывел из строя паровоз.
В этом вылете прямым попаданием снаряда ЗА в мотор был зажжен самолет тов. Остапенко. Пламя стало охватывать кабину, огонь обжигал руки, ноги, лицо. Но тов. Остапенко, проявляя исключительное мужество, продолжал лететь, и только когда мотор сдал, самолет упал. Тов. Остапенко получил при этом тяжелые ушибленные ранения головы, ожоги 2 степени ног, рук и лица. Самолет продолжал гореть, пламя захлестывало кабину. Тов. Остапенко в бессознательном состоянии оставался в кабине. При помощи воздушного стрелка тов. Остапенко был извлечен из кабины самолета и доставлен в безопасное место, где он пришел в чувство и совместно с воздушным стрелком, преодолевая тяжелые боли, на второй день пришел в часть.
Личный состав авиаэскадрильи под командованием тов. Остапенко отлично выполняет любые боевые задачи командования. За время его командования эскадрилья произвела 1062 боевых вылета, из них на Севастополь 81, не понеся никаких потерь. За эти вылеты уничтожено и повреждено: автомашин – 450, повозок 15, вагонов – 250, потоплено и повреждено барж и катеров – 12, взорвано и подожжено разных складов – 35, уничтожено солдат и офицеров до 2500.
Имея богатый боевой опыт, тов. Остапенко передает его молодым летчикам, заботливо выращивает ведущих групп. Он подготовил в эскадрильи 4 ведущих групп, способных выполнять любые боевые задания.
За отличное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за совершенные лично 103 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2 и проявленные при этом геройство, мужество и смелость, за уничтоженные 23 танка, 13 самолетов на земле, поврежденные 118 вагонов и 6 паровозов, уничтоженные 105 автомашин, 43 повозки, 86 лошадей, 3 переправы через реку, 5 самоходных орудий ФЕРДИНАНД, 5 барж, 3 катера, 54 пулемета, 18 минометов и до 600 солдат и офицеров, за произведенные 37 воздушных боев, в которых лично сбил 3 МЕ-109, 1 Ю-52 и в группе 1 МЕ-109, за воспитание кадров, умелое руководство авиаэскадрильей, тов. ОСТАПЕНКО достоин высокой правительственной награды – присвоения звания ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
Командир 7 гвардейского штурмового авиационного Севастопольского ордена Ленина полка
Гвардии подполковник БАУТИН
1 ноября 1944 г.»
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Подвиги во имя Отчизны. – Харьков, 1974.