Банифатов Иван Сергеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6803
Орден Ленина № 38098
Банифатов Иван Сергеевич – заместитель командира эскадрильи 35-го Таллиннского штурмового авиационного полка 9-й Ропшинской штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота, старший лейтенант.
Родился 8 мая 1919 года в деревне Красный Двор ныне Невельского района Псковской области в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. Работал в Нижнем Тагиле на «Уралсибстрое». Учился в аэроклубе.
В Военно-Морском флоте с 15 ноября 1940 года. Учился в Военно-морском авиационно-техническом училище имени В.М.Молотова (Пермь) и Ейском военно-морском авиационном училище имени И.В.Сталина. В августе 1941 года переведён в Николаевское военно-морское авиационное училище имени С.А.Леваневского, которое окончил в 1943 году.
На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 года. Воевал лётчиком, командиром звена и заместителем командира эскадрильи в составе 35-го штурмового авиаполка на Краснознамённом Балтийском флоте. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
Участвовал:
- в обороне Ленинграда, в Синявинской операции – в 1943 году;
- в операции по снятию блокады Ленинграда, в Выборгской операции, в боях за города Нарва, Тарту, Пярну, Раквере, Таллинн, в освобождении Моодзунгского архипелага – в 1944 году;
- в морской блокаде вражеских войск в Курляндии, в боях за города Данциг (Гданьск, Польша), Кёнигсберг (Калининград), Пиллау (Балтийск) – в 1945 году.
Заместитель командира эскадрильи 35-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Банифатов к декабрю 1944 года совершил 101 боевой вылет, потопил 9 десантных барж и сторожевой корабль противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Банифатову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 38098) и медали «Золотая Звезда» (№ 6803).
После войны служил командиром звена 51-го минно-торпедного авиационного полка ВВС 4-го ВМФ. В 1951 году окончил Высшие лётно-тактические курсы ВВС ВМФ. В 1951-1953 годах служил командиром эскадрильи 49-го минно-торпедного авиационного полка 3-й минно-торпедной дивизии Тихоокеанского флота (ТОФ). В 1953-1959 годах служил командиром эскадрильи и заместителем по лётной подготовке командира 44-го минно-торпедного авиационного полка ТОФ в городе Артём (Приморский край). В 1959-1964 годах служил заместителем командира 997-го и 846-го минно-торпедного полков Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) в городе Рига. С 1964 года полковник И.С.Банифатов – в запасе.
Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Работал начальником отдела авиаперевозок аэропорта Пулково. Умер 25 мая 1996 года. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён орденом Ленина (6.03.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (19.09.1943; 22.06.1944; 19.08.1944; 1.11.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (22.02.1955; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (26.02.1953), другими медалями.
Семья Ивана Банифатова в начале 30-х годов в потоке необходимой рабочей силы для индустриализации страны переехала из родного села под Невелем на Урал в город Нижний Тагил. Здесь Иван окончил семилетку и школу ФЗУ, здесь же он пошёл работать на «Уралсибстрой». Отсюда в середине ноября 1940 года его провожали в армию на учёбу в военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова, находившееся в одноимённом городе. Но авиационным техником Банифатов не стал – его звало небо. И на первом же курсе он написал рапорт о переводе его в лётную школу. Рапорт удовлетворили, и в мае 1941 года он стал курсантом знаменитого Ейского военно-морского авиационного училища.
Но через месяц началась война, и линия фронта стала двигаться на восток. В связи с этим второе в ВМФ военно-морское авиационное училище, Николаевское, было эвакуировано на станцию Безенчук Куйбышевской области, где сразу же продолжились занятия курсантов. Такая же участь ожидала и Ейское училище, поэтому в августе 1941 года большая группа курсантов была направлена на учёбу в Николаевское ВМАУ имени Леваневского. Так Иван Банифатов оказался на станции Безенчук, где помимо учёбы ему пришлось заниматься строительством военного городка для училища.
В ноябре 1942 года приказом Наркома ВМФ СССР No.01089 при ВМАУ им. Леваневского был сформирован 35-й штурмовой авиационный полк. Состав полка состоял из числа курсантов училища, в него был зачислен лётчиком и младший лейтенант Банифатов. Тренировочные полеты были закончены к февралю 1943 года, и полк перелетел на аэродром Богослово, где вошёл в состав ВВС КБФ. К середине июня 1943 года полк был готов к боевым действиям и 17 июня перелетел на аэродром Каменка, где организационно вошёл в состав 9-й штурмовой авиадивизии ВМФ.
Боевое крещение младший лейтенант Банифатов получил в годовщину войны. 22 июня 1943 года полк получил первое боевое задание: нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Городец. С этого дня он стал регулярно летать на вражеские коммуникации. А в следующем месяце была спланирована Синявинская операция, и с 22 июля в группах штурмовиков Банифатов совершил целый ряд вылетов на штурмовку вражеских позиций на Синявинских высотах и скопление мотомехтехники на станции Мга.
Эти дня были очень напряжёнными. 31 июля 1943 года близ Келколова прямым попаданием зенитного снаряда самолёт Банифатова был сильно повреждён. Несмотря на это, лётчик продолжал бомбить немецкие танки. Он ушёл от цели, только выполнив боевое задание. А через 3 дня такое же повторилось под Синявином. Банифатов привел на свою территорию самолёт, в котором было 220 пробоин. За отличие в этих боях он был награждён первым орденом Красного Знамени.
После напряжённых летне-осенних боёв Банифатова направили в Ленинград на Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, с которых он вернулся уже лейтенантом. И был назначен командиром звена. В этой должности участвовал в операции по полному снятию блокады города Ленинграда. Наносил бомбоштурмовые удары и осуществлял поддержку наземных войск в районе Арбузово и Ропша. А в феврале 1944 года действовал в районе Нарвы и Балтийского моря.
Особенно мастерство Банифатова как морского охотника проявилось, когда в мае 1944 года 35-й штурмовой авиаполк перелетел на аэродром Керстово, и старший лейтенант Банифатов был назначен заместителем командира эскадрильи. С этого времени он наносил бомбоштурмовые удары по кораблям в Нарвском, Финском и Выборгском заливах, потопил один сторожевой корабль, а во время Выборгской операции – 2 десантные баржи, пустив на дно не одну сотню гитлеровцев. За отличие в этих боях старший лейтенант Банифатов получил второй орден Красного Знамени.
Ещё 3 вражеских десантных транспорта Банифатов потопил в августе-сентябре 1944 года в Нарвском заливе и на Чудском озере. В это же время он основательно увеличил свой боевой счёт и уничтоженной вражеской наземной техники, за что был награждён третьим орденом Красного Знамени.
После освобождения Нарвы полк нацелился на Таллин. Лётчики увеличивали радиус действия, подвешивая дополнительные топливные баки. На штурмовку вражеских войск в районе Раквере и столицы Эстонии Банифатов водил группы штурмовиков, численностью от 6 до 12 самолётов.
После взятия советскими войсками Раквере – Таллин - Тарту и Пярну, 30 сентября 1944 года полк перебазировался на аэродром Пярну. Отсюда Банифатов с товарищами совершал боевые вылеты на штурмовку вражеских укреплений на островах Моонзундского архипелага, за что был награждён четвёртым орденом Красного Знамени.
До начала марта 1945 года с аэродрома Кагул на острове Эзель (Сааремаа) старший лейтенант Банифатов с товарищами охотились на морские транспорты, снабжавшие всем необходимым изолированную и прижатую к морю вражескую группировку в Курляндии. За этот период он пустил на дно ещё несколько плавединиц и в конце 1944 года был представлен к званию Героя Советского Союза.
В марте 1945 года старший лейтенант Банифатов выполнил несколько боевых вылетов с аэродрома Эльбинг, что в Восточной Пруссии, на бомбоштурмовые удары по районам Данцига и Кёнигсберга. Последние свои боевые вылеты в войне он совершил в апреле 1945 года, производя штурмовки кораблей и живой силы противника в порту Хель и в районе морской базы Пиллау.
После окончания войны до 1947 года Банифатов служил в родном полку, а после его расформирования недолгое время служил командиром корректировочного отряда 13-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС 4-го ВМФ, а затем в звании капитана перешёл в минно-торпедную авиацию того же флота.
После окончания в ноябре 1951 года Высших офицерских курсов авиации ВМС капитан Банифатов был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот, где до 1959 года служил командиром эскадрильи и заместителем командира в 49-м и 44-м минно-торпедных полках ВВС ТОФ, дослужившись до звания подполковника. С 1959 года Банифатов служил снова на Балтике, в городе Рига, на должности заместителя командира 846-го минно-торпедного авиаполка.
Выйдя в 1964 году в запас, Иван Сергеевич Банифатов не расстался с авиацией, перейдя работать на гражданские авиалинии. Долгое время до выхода на пенсию он занимал пост начальника отдела авиаперевозок ленинградского аэропорта Пулково. До конца своей жизни он жил в этом любимом городе, который защищал в тяжёлые годы войны.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации