Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Макаров Николай Григорьевич

Макаров Николай Григорьевич

25.12.1917 - 15.05.1974

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 6949

Орден Ленина № 51357

Макаров Николай Григорьевич - командир эскадрильи 826-го штурмового Витебского авиационного полка 335-й штурмовой Витебской авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта, майор.

Родился 25 декабря 1917 года в городе Сердобск ныне Пензенской области в семье крестьянина. Русский. В 1933 году окончил семилетку и решил стать зоотехником. Окончил Сердобский зооветеринарный техникум в 1937 году.

В Красной Армии с 1937 года по спецнабору. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище. Служил лётчиком в 66-м штурмовом авиационном полку 15-й смешанной авиационной дивизии 6-й армии Киевского особого военного округа (КОВО), где и застала его Великая Отечественная война.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал лётчиком, командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи на Юго-Западном, Воронежском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Участвовал:
- в приграничных оборонительных боях на Украине – в 1941 году;
- в Воронежско-Касторненской и Харьковской операциях, в Духовщинской, Невельской и Городокской операциях – в 1943 году;
- в боях за город Витебск, в Белорусской, Рижской и Мемельской операциях, в том числе в освобождении городов Полоцк, Паневежис, Шяуляй, Кретинген (Кретинга), Мемель (Клайпеда) – в 1944 году;
- в боях по разгрому Курляндской группировки врага, в Кенигсбергской и Земландской операциях – в 1945 году.

Командир эскадрильи 826-го штурмового авиаполка (335-я шад, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), майор Макаров к марту 1945 совершил 115 боевых вылетов, нанося удары по живой силе, боевой технике и транспортным магистралям противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Макарову Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 51357) и медали «Золотая Звезда».

До 1958 полковник Н.Г.Макаров продолжал службу в армии. В 1949 году окончил высшие офицерские курсы, был назначен на должность заместителя командира авиаполка, входившего в состав Группы оккупационных советских войск в Германии. Затем была служба в нескольких военных округах, в том числе Белорусском, где он командовал авиационным полком. Принимал участие в испытаниях на Тоцком полигоне. Вскоре по состоянию здоровья уволился из армии.

Жил в городе Брест, работал председателем городского комитета ДОСААФ. Умер 15 мая 1974 года. Похоронен на Гарнизонном кладбище в Бресте.

Награждён орденом Ленина (29.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (20.04.1943; 5.07.1944; 14.03.1945), орденами Александра Невского (1.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (10.12.1943), Красной Звезды (30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1947), другими медалями.


После окончания Энгельсского военного авиационного училища лейтенант Макаров был направлен для прохождения службы в Киевский особый военный округ, где на самолёте И-15 бис нёс боевую вахту по охране воздушных рубежей страны в Львовском выступе.

Великую Отечественную войну Николай Макаров встретил в составе своего 66-го штурмового авиаполка 15-й смешанной авиадивизии 6-й армии Юго-Западного фронта. Полк базировался в Комарно, Куровице и имел на вооружении 58 самолетов И-15бис, а также 5 Ил-2, ещё не освоенных лётчиками. 22 июня 1941 года в результате первого же налёта авиации противника на аэродром Куровице было выведено из строя 36 самолётов. Большинство лётчиков, оказавшихся без техники, в том числе и Макаров, были отправлены в тыл, так и не сделав ни одного боевого вылета.

Обидно было Николаю, что ничего не может сделать, когда эшелон, в котором ехала группа лётчиков на восток, южнее Киева подвергся вражеской бомбардировке. Ещё обиднее оказалось то, что больше года лейтенант Макаров провёл в запасном тыловом авиаполку, где, тем не менее, он в совершенстве освоил грозную машину – штурмовик Ил-2. Наконец, в конце 1942 года его зачислили старшим лётчиком в состав 826-го штурмового полка 291-й штурмовой авиадивизии. В первые дни января 1943 года дивизия в полном составе перебазировалась на Воронежский фронт, где шла усиленная подготовка к крупномасштабному наступлению.

С первого же дня Воронежско-Касторненской операции заместитель по политчасти командира 2-й эскадрильи 826-го штурмового авиаполка лейтенант Макаров стал вылетать на штурмовку вражеских войск. Так 16 января 1943 года на большаке Синие Липяги – Горшечное он уничтожил 4 автомашины, 8 повозок и 20 гитлеровцев. 18 января при штурмовке отступающих вражеских войск в районе Татариново – Ольхов Лог – Каменка уничтожил 10 повозок и до 100 гитлеровцев.

Стремительно развивающееся наступление войск Воронежского фронта и разгром гитлеровцев в районе Острогожска и Алексеевки, позволили советским войскам завязать бои на Харьковском направлении. На штурмовку позиций противника на подступах к Харькову лейтенант Макаров совершил несколько боевых вылетов. 12 марта 1943 года он на станции Дергачи и в селе Полевое уничтожил 2 вражеских танка, 3 автомашины и 15 гитлеровцев. За большой личный вклад в разгром врага в ходе Воронежско-Касторненской и Харьковской операций лейтенант Макаров в апреле 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.

Летом 1943 года авиаполк, в котором воевал Макаров, был переведён на Калининский фронт. В августе 1943 года здесь началась Духовщинская операция, в ходе которой командир звена старший лейтенант Макаров неоднократно водил группы Ил-2 на штурмовку вражеских позиций в районе города Духовщина, а затем – на вражеские колонны, отступающие по дорогам на Смоленск и Витебск.

В октябре 1943 года штурмовая авиация Калининского фронта поддерживала прорыв 2-го гвардейского стрелкового корпуса в Невельской и Городокской операциях. В эти дни Макаров водил группы штурмовиков на вражеские позиции в район Невельского шоссе и озера Езерище, где оборонялись гренадёрские полки 20-й танковой дивизии противника. В районе Езерища образовалась, так называемая, «невельская бутылка», горловину которой постоянно атаковали большие вражеские силы. В район этой горловины Макаров водил группы штурмовиков, лётчики совершали налёты на вражеские танки и артиллерийские батареи. В результате осенних операций войска Калининского (1-го Прибалтийского) фронта вышли на реки Оболь и Заронок – на дальние подступы к городу Полоцк. Врагу удалось удержать в своих руках Витебск, в район которого старший лейтенант Макаров в декабре 1943 и начале 1944 года совершил целый ряд разведывательных полётов. За отличие в ходе Невельской и Городокской операций он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

К лету 1944 года советское командование подготовило грандиозную операцию по освобождении Белоруссии и Прибалтики. В полосе 1-го Прибалтийского фронта она началась 23 июня 1944 года. В эти дни большая работа выпала на долю эскадрильи капитана Макарова. Он по нескольку раз в день водил группы самолётов на штурмовку вражеских позиций в районы северо-западнее и западнее Витебска. Так, 25 июня 1944 года уже в воздухе он получил сообщение станции наведения о 2-х опорных узлах сопротивления противника в районе посёлка Бешенковичи. Передав приказ командиру второй пятёрки лейтенанту Сологуб штурмовать населённый пункт, сам со своей группой обрушился на высоту, где сосредоточились вражеские танки. Большой урон, нанесённый врагу, помог нашим танкам сломить сопротивление этих 2-х узлов вражеской обороны. В последующие дни Макаров летал на задания в район города Полоцк. За освобождение этого города он был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В июле 1944 года линия фронта переместилась на территорию Литвы и Латвии. В эти дни эскадрилья Макарова выполняла боевые задания по подавлению очагов вражеской обороны в районе городов Даугавпилс, Паневежис, способствуя стрелковым подразделениям успешно продвигаться на Рижском направлении. Но в середине августа 1944 года гитлеровское командование собрало большие танковые силы, которые в нескольких местах стали мощно контратаковать далеко ушедшие на запад наши войска. Тяжёлые оборонительные бои развернулись в районе города Шяуляй. В этот район неоднократно вылетали лётчики Макарова. 17 августа 1944 года он вылетел ведущим восьмёрки Ил-2 и обнаружил колонну вражеских танков на марше. Встав в круг, лётчики 20 минут штурмовали колонну, в результате чего было уничтожено 5 танков и до 40 гитлеровцев.

25 августа 1944 года после штурмовки вражеских танков в районе города Ауцэ, группа Макарова подверглась атаке 32-х вражеских истребителей ФВ-190. Самолёт Макарова одновременно атаковало 8 «фоккеров». Умело маневрируя, командир отбил все атаки, а воздушный стрелок сбил одного «фоккера».

В октябре 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта вели бои на Мемельском направлении. Необходимо было выйти на берег Балтийского моря и отрезать вражеские войска, окопавшиеся в Курляндии, от Восточной Пруссии. В этих боях участвовал к капитан Макаров. Во время вылета 9 октября 1944 года он обнаружил в районе станции Кретинген железнодорожный состав. Встав в пеленг, группа начала атаку. Лично Макаров снарядами РС-82 взорвал паровоз, обездвижив состав, а группа подожгла 4 вагона, от огня последовало 2 сильных взрыва. Несмотря на атаку 18 ФВ-190, лётчики умело отразили налёт врага и без потерь возвратились на свой аэродром.

14 октября 1944 года при штурмовке вражеских позиций в районе города Мемель самолёт Макарова был повреждён огнём вражеской зенитки. Прямым попаданием были пробиты стабилизатор, руль поворота и тяга руля. Несмотря на это, Макаров сделал 2 захода на цель, но до своего аэродрома дотянуть не смог. Пришлось ему выбрасываться с парашютом. За отличие в ходе Мемельской операции капитан Макаров был награждён орденом Александра Невского.

В результате выхода советских войск на берег моря в районе Паланги вражеская группировка в Курляндии была изолирована. Начались бои по её уничтожению. В этих боях участвовала эскадрилья майора Макарова. 21 декабря 1944 года налётом на передний край вражеской обороны в районе города Салдус лётчики его эскадрильи помогли нашим наземным войскам овладеть вражескими траншеями.

Через 2 дня, 23 декабря, в районе того же города Салдус самолёт Макарова снова был подбит зенитками. Были пробиты плоскость и мотор. Пришлось на неисправном самолёте возвращаться. Но уже над нашей территорией на высоте 50 метров мотор в самолёте Макарова заглох, и лётчик посадил машину с неработающим мотором. Экипаж не успел отбежать от самолёта, когда взорвался снаряд РС-132. От обломков самолёта лётчики получили несерьёзные ушибы и уже через 2 дня снова были в строю.

6 февраля 1945 года в районе города Скрунда группа майора Макарова настигла колонну вражеской техники. Полёту и штурмовке мешал густой туман, но лётчиков это не остановило. 10 горящих вражеских машин лётчики оставили на дороге. За отличие в боях с Курляндской группировкой майор Макаров был награждён третьим орденом Красного Знамени.

В марте 1945 года полк Макарова перевели на главное, Кенигсбергское направление. Последние свои боевые вылеты в войне майор Макаров выполнил на штурмовку вражеских войск в район Кёнигсберга и опорных пунктов на Земландском полуострове.

К концу войны майор Макаров совершил 115 боевых вылетов, в которых уничтожил 8 танков, 90 автомашин, 80 конных повозок, 1 паровоз, 15 вагонов, 14 орудий полевой артиллерии, 6 складов с боеприпасами, подавил огонь 32 огневых точек, создал 25 очагов пожаров, расстрелял до 500 гитлеровцев. За такой внушительный послужной список он был представлен к званию Героя Советского Союза.

После войны Николай Григорьевич Макаров командовал эскадрильей и полком в Белорусском военном округе. После выхода в запас в 1958 году поселился в городе Брест, где до конца своей жизни руководил городским комитетом ДОСААФ.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации