Соловьёв Иван Трофимович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Соловьёв Иван Трофимович – старший машинист локомотивного депо Зилово Забайкальской железной дороги, Читинская область.
Родился в 1913 году в городе Рига Лифляндской губернии, ныне столица Латвии. Русский. Жил и учился в Белоруссии.
В январе 1933 года по путевке комсомола приехал в Забайкалье, на станцию Зилово Забайкальской железной дороги. Начал работать слесарем по ремонту паровозов, возглавил в депо комсомольско-молодёжный ремонтный цех. В феврале 1935 года стал помощником машиниста, а в декабре того же года – машинистом паровоза.
В 1936 году был призван на службу в Красную Армию, получил специальность стрелка-радиста. Участвовал в боях с японцами на Халхин-Голе, был награжден медалью «За отвагу».
После увольнения в запас вернулся в Зилово и вновь встал у реверса паровоза. Освоил передовые методы вождения поездов и ухода за паровозом. Создал собственный технологический процесс обслуживания паровоза, выработал эффективные приемы вождения поездов. Для Транссибирской магистрали характерен сложный профиль пути, что не позволило последовать кривоносовскому методу увеличения грузоперевозок за счёт повышения скорости. Пришлось искать другие возможности для повышения производительности труда – в частности, за счёт увеличения грузоподъёмности состава.
В мае 1941 года в депо Зилово доставили паровоз «Еф-93», требовавший большого ремонта. Соловьёв, по собственной инициативе с товарищами, восстановил машину и в начале июне уже вышел в рейс. Впоследствии этот паровоз стал своеобразной лабораторией передового опыта. Машинист-новатор своими руками сделал более 50 рационализаторских усовершенствований, что позволило продлить срок службы деталей, облегчить уход за паровозом, улучшить его ремонт.
С начала Великой Отечественной войны Иван Соловьёв возглавил созданную в Зилово паровозную колонну имени Государственного Комитета Обороны. Паровозная бригада Соловьёва вошла в число передовых по сети дорог страны. Она провела около 300 тяжеловесных поездов и перевезла дополнительно к плану свыше 25 тысяч тонн груза. При этом паровоз прошёл без капитального ремонта около 600 тыс. км, при среднемесячном пробеге свыше 14 тыс. км. Сам машинист-новатор постоянно совершенствовал мастерство высокоэффективной эксплуатации паровоза, увеличивая среднесуточные и межремонтные пробеги. Всю войну Соловьёв проработал на восстановленном им паровозе «Еф-93»
Опыт зиловского машиниста широко освещался на страницах отраслевой газеты «Гудок». Соловьёвское движение стало приобретать массовый характер. Он был награжден вторым знаком «Почётному железнодорожнику», именными часами, было присвоено звание «инженер-лейтенант тяги».
В 1945 году явился инициатором социалистического соревнования на Забайкальской магистрали за увеличение полезной работы паровоза, удлинение межремонтных пробегов, экономию топлива. После войны на новом паровозе серии ЕА добился перевыполнения норм по использованию локомотива, продолжал водить тяжеловесные поезда, повысив полезную работу паровоза на 50-60 %. За коренное усовершенствование процесса работы паровозных бригад по эксплуатации и ремонту паровозов ему присвоена Сталинская премия (1949).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта Соловьёву Ивану Трофимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот».
В том же 1959 году прошел переподготовку и получил права на вождение тепловозов, и еще много лет водил составы по Забайкальской магистрали.
Жил в посёлке Аксеново-Зиловское Чернышевского района Читинской области (ныне – Забайкальского края). Скончался 22 февраля 1993 года.
Депутат Верховного Совета СССР 2-го - 4-го созывов (1946-1958).
Награжден двумя орденами Ленина, медалями.
На станции Зилово на пьедестале установлен паровоз, на котором работал Герой.
Биографию подготовил: