Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Быкасов Николай Владимирович

Быкасов Николай Владимирович – заместитель командира эскадрильи 156-го гвардейского истребительного авиационного Львовского полка (12-я гвардейская истребительная авиационная Знаменская ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский Краснознамённый корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 16 мая 1921 года в деревне Ламки ныне Сосновского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. По окончании школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в городе Коломна Московской области работал токарем и учился в Коломенском аэроклубе. Призван в Красную армию в 1940 году Коломенским горвоенкоматом. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии с июня 1943 года. Лётчик-истребитель Н. В.Быкасов сражался в 247-м истребительном авиационном полку, который 5 февраля 1944 года за боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, был преобразован в 156-й гвардейский. Полк входил в состав 203-й истребительной авиационной дивизии (с 5 февраля 1944 года – 12-й гвардейской).

Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. В составе 2-й воздушной армии на Воронежском фронте, а затем – 5-й воздушной армии на Степном фронте принимал участие в Курской битве – прикрывал штурмовики, поддерживавшие наземные войска в оборонительной фазе Курского сражения (с 5 июля 1943 года), и в Белгородско-Харьковской операции (3-23 августа) – наступательной фазе этого сражения.

С 25 августа по 23 декабря 1943 года в составе 5-й воздушной армии на Степном (с 20 октября – 2-м Украинском фронте) прикрывал штурмовики при освобождении Левобережной Украины, при форсировании Днепра, в сражениях на Днепровских плацдармах, освобождении Правобережной Украины.

В 1944 году на 2-м Украинском фронте принимал участие в Кировоградской (5-16 января), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля), Уманско-Ботошанской (5 марта – 17 апреля) наступательных операциях. В ходе последней из этих операций войска 2-го Украинского фронта освободили часть Молдавии, форсировали Прут, вышли на территорию Румынии и продвинулись на подступы к городу Яссы.

В июле 1944 года 12-я гвардейская истребительная авиационная дивизия была переброшена на 1-й Украинский фронт и включена вновь в состав 2-й воздушной армии.

В июле – августе 1944 года Н.В. Быкасов в составе своего полка участвовал в Львовско-Сандомирской наступательной операции (13 июля – 29 августа) на территории Западной Украины и Польши.

В январе – феврале 1945 года принимал участие в Сандомирско-Силезской (12 января – 3 февраля) наступательной операции.

К 25 января 1945 года гвардии старший лейтенант Н. В. Быкасов совершил 325 боевых вылетов, провёл 69 воздушных боёв, лично сбил 20 и в составе группы 1 самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Быкасову Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В феврале – марте 1945 года принимал участие в Нижнесилезской (8–24 февраля) и Верхнесилезской (15–31 марта) наступательных операциях.

К концу войны выполнил 385 успешных боевых вылетов. В 73 воздушных боях сбил 21 вражеский самолёт лично и 3 – в группе. Был ранен. С 1946 года – в запасе по состоянию здоровья. Вернулся в Коломну, работал на Бочмановском заводе имени К.Е. Ворошилова (впоследствии завод тяжёлых станков ЗТС); после этого – в Коломенском аэроклубе командиром звена. Окончил Коломенский сельскохозяйственный техникум.

С 1964 года жил в городе Мытищи Московской области. Умер 1 февраля 1976 года. Похоронен в Мытищах на Волковском кладбище.

Награждён орденом Ленина (10.04.1945), 2 орденами Красного Знамени (25.12.1943; 06.03.1944), орденами Александра Невского (17.08.1944), Отечественной войны 1-й (19.05.1945) и 2-й (24.08.1943) степени, медалями.

Его имя высечено в Тамбове на памятнике Героям Советского Союза Тамбовской области, на плите Аллеи Героев в Корсунь-Шевченковском и на мемориальной доске на здании Коломенского аэроклуба. В Мытищах на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска (2023).


Из наградного листа (в сокращении)

Участник Отечественной войны с 25.5.1943 года. Летает на самолетах Як-1, Як-7Б, Як-9Т.
Боевую работу вел на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.
Гвардии старший лейтенант Быкасов выполняет боевые задания по прикрытию штурмовиков в 140 ИАП* с Белгородско-Харьковской операции. Вначале летал рядовым лётчиком, потом ведущим  малых групп. В настоящее время летает ведущим малых и больших групп истребителей прикрытия.

Случаев потерь штурмовиков от истребительной авиации противника при его сопровождении не было. При любой трудной воздушной обстановке истребители не оставляли штурмовиков без прикрытия.

За 48 успешных боевых вылетов  на Степном фронте награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. За 84 успешных боевых вылета и лично сбитые 5 самолетов противника награжден орденом Красного Знамени. За 50 успешных боевых вылетов и 5 сбитых самолетов противника награжден  вторым орденом Красного Знамени. За 50 успешных боевых вылетов и лично сбитые 3 самолета противника, за разумное решение в трудной боевой обстановке награжден орденом Александра Невского.

После получения последней награды произвел 101 успешный боевой вылет на сопровождение Ил-2, провел 22 воздушных боя, в которых лично сбил 7 самолётов противника.
Смелый, инициативный, волевой летчик-истребитель. Его героизм и мужество в сочетании с хладнокровием и мастерством являются заразительным примером для всего лётного состава в борьбе с немецкими захватчиками. Требователен к себе и к своим подчиненным. Отлично владеет радиосвязью и умело использует её в воздушном бою. Имеет квалификацию 1 класса по радиосвязи. В своем боевом мастерстве повседневно совершенствуется.

За время участия в Отечественной войне произвел 325 успешных боевых вылетов на сопровождение Ил-2 с налётом 288 часов. Провел 60 воздушных боёв с истребителями противника, отбивая атаки против штурмовиков. В этих боях лично сбил 20 самолётов противника, по типам: 12 Ме-109, 7 ФВ-190, 1 ФВ-189. В групповом бою сбил 1 Ме-109.

Тов. Быкасов своими подвигами и боевым опытом в воздушных боях увлекает молодой лётный состав на разгром немецко-фашистских захватчиков.

В воздушных боях на Степном фронте в период Белгородско-Харьковской операции  лично сбил 1 самолёт противника.

9.08.1943 года 10 Як-1 сопровождали 12 Ил-2 в район Дергачи, Русское на штурмовку скопления войск противника. Встретили два Ме-109, в воздушном бою лично сбил 1 Ме-109.

В воздушных боях на Степном (затем 2-м Украинском) фронте  при форсировании р. Днепр лично сбил 4 самолёта противника.

8.09.1943 года  7 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 на штурмовку аэродрома противника Карловка. Лично сбил 1 ФВ-190, успевший подняться с аэродрома.

20.10.1943 года  4 Як-1 сопровождали 5 Ил-2 в район Маневка на штурмовку войск противника. Встретили 8 Ме-109. В неравном воздушном бою лично сбил 1 Ме-109.

21.10.1943 года 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Щорска. Встретили 8 Ме-109. В воздушном бою лично сбил 1 Ме-109.

23.10.1943 года 4 Як-1 сопровождали 9 Ил-2 в район Софиевка. Встретили 6 Ме-109. В воздушном бою сбил 1 Ме-109.

В воздушных боях на 2-м Украинском фронте при уничтожении окружённой группировки противника в районе Корсунь-Шевченковский лично сбил 7 самолётов противника.

29.11.1943 года 4 Як-1 сопровождали 4 Ил-2 в район Константиновка для удара по танкам противника. Встретили 12 ФВ-190 и 12 Ме-109. В жестоком неравном бою сбил 1 ФВ-190.

14.12.1943 года 4 Як-1 сопровождали 5 Ил-2 в район Братолюбовка. Встретили 6 Ме-109 и 4 ФВ-190. В воздушном бою лично сбил 1 Ме-109 и 1 ФВ-190.

12.1.1944 года 6 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 в район Захаровка. Встретили 4 Ме-109 и 2 ФВ-190. В воздушном бою лично сбил 1 ФВ-190.

16.1.1944 года 4 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 в район Шестаковка. Встретили 3  Ме-109, в воздушном бою один из них сбил.

30.1.1944 года 3 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 в район Ново-Миргород. Встретили 1 самолёт ФВ-189, который лично сбил.

1.2.1944 года 3 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Липянка. Встретили 12 Ме-109. В неравном бою лично сбил 1 Ме-109.

В воздушных боях на 2-м Украинском фронте в Ясской** операции лично сбил 4 самолёта противника.

1.5.1944 года 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Паду-Илоай. Встретили 8 Ме-109. В воздушном бою лично сбил 1 Ме-109.

3.5.1944 года 4 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Тыргу-Фрумос. Вели воздушный бой с 6 Ме-109 и 4 ФВ-190. Лично сбил 1 Ме-109.

5.5.1944 года  4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Тыргу-Фрумос. Встретили 8 Ме-109. В воздушном бою сбил 1 Ме-109.

31.5.1944 года 8 Як-1 сопровождали 16 Ил-2 в район высоты 197 (2-й Украинский фронт). Встретили 7 Ме-109. В воздушном лично сбил 1 Ме-109.

В воздушных боях на 1-м Украинском фронте в Львовской операции сбил 1 самолёт противника.

16.7.1944 года 6 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Золочева. Встретили 2 ФВ-190. В воздушном бою сбил 1 ФВ-190.

В воздушных боях на 1-м Украинском фронте при форсировании р. Висла и овладении Сандомирским плацдармом лично сбил 3 самолёта противника.

12.8.1944 года 4 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Шуцин. Встретили 6 ФВ-190, вели воздушный бой, в результате которого лично сбил 1 ФВ-190.

28.8.1944 года 4 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 на штурмовку живой силы и техники противника в район Враткув. Встретили 4 ФВ-190, вели воздушный бой, в результате которого лично сбил 1 ФВ-190.

10.9.1944 года 2 Як-1 сопровождали 4 Ил-2 в район Дукля, Драбуновка. Вели воздушный бой против 4-х ФВ-190, в результате которого лично сбил 1 ФВ-190.

21.10.1944 года 4 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 в район Верховцево на штурмовку живой силы и техники противника. Встретили 6 Ме-109, одного из них сбил в паре с ведомым. ***


В наступательных операциях 1-го Украинского фронта с 12 января 1945 года  произвел 2 успешных боевых вылета на сопровождение штурмовиков для удара по отступающим войскам противника.

За образцовое выполнение боевых заданий, за лично сбитые 20 самолётов противника и успешно проведенные 325 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков Ил-2, за личное мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками,  достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Исполняющий обязанности командира 156 гвардейского истребительного авиационного Львовского полка гвардии майор Карнач
26 января 1945 года
---------------------
Примечания
* Правильно – 247 ИАП. В списке истребительных полков ВВС СССР на сайте Авиация второй мировой   140 ИАП не числится.
** Правильно – Уманско-Ботошанской операции. Ясско-Кишинёвская операция проводилась в августе 1944 года, когда 12 ГИАД находилась уже на 1-м Украинском фронте.
*** В приведенном описании всех воздушных побед в сумме получается 11 сбитых Ме-109, 8 ФВ-190, 1 ФВ-189,  что не совпадает по типам сбитых самолётов с данными в начале наградного листа.
------------------------------------
    При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы сайта Красные соколы.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Дьячков Л.Г. Наша гордость и слава. Воронеж, 1968

Кузовкин А.И. Герои-коломенцы. - Коломна, "Лига", 2010