Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Никулин Дмитрий Егорович

Никулин Дмитрий Егорович

19.09.1914 - 10.10.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

19.08.1944

Медаль № 4107

Никулин Дмитрий Егорович — начальник связи эскадрильи 99-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного Забайкальского полка (15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 19 сентября 1914 года в деревне Щёкино ныне Зуевского района Кировской области в крестьянской  семье. Русский. Окончил неполную среднюю школу в посёлке Косино Зуевского района, затем в 1932 году – школу ФЗО при Косинской писчебумажной фабрике. Работал в колхозе «Красный строитель» счетоводом, затем после окончания курсов бухгалтеров – бухгалтером в Зуевской МТС. Призван в армию в 1936 году.

Служил в авиации. Прошёл курс обучения на воздушного стрелка-радиста скоростного бомбардировщика СБ. Служил в Забайкальском военном округе, с 1938 года – в 32-м бомбардировочном авиационном полку, дислоцированном на аэродроме в районе станции Бада (Хилокский район Читинской области), затем – в Боханском районе Иркутской области.

С началом Великой Отечественной войны полк был переброшен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в боевых действиях с 17 июля по 20 сентября, после чего из-за больших потерь в материальной части и личном составе был выведен в тыл на пополнение и переобучение на пикирующий бомбардировщик Пе-2. Воздушный стрелок-радист старшина Д.Е. Никулин успел совершить за два месяца на самолёте СБ 22 боевых вылета.

Полк вернулся на новых бомбардировщиках в действующую армию, на Брянский фронт, в 284-ю бомбардировочную дивизию 15-й воздушной армии, 6 июля 1942 года. Участвовал в оборонительных сражениях в районе Касторная – Воронеж - Землянск и в ликвидации плацдарма противника на левом берегу Дона. С августа 1942 года полк использовался при проведении одиночных разведывательных полётов, а 23 ноября 1942 года приказом командующего 15-й воздушной армией был  преобразован в 32-й отдельный разведывательный авиационный полк. Старшина Д.Е. Никулин, который к этому времени стал флагманским воздушным стрелком-радистом, за отличие в бомбардировочных и разведывательных вылетах 1 сентября 1942 года был награждён медалью «За отвагу».

В составе 15-й воздушной армии в 1943 году на Брянском фронте участвовал в подготовке и проведении Воронежско-Касторненской наступательной операции (24 января — 2 февраля), Орловской стратегической наступательной операции (12 июля — 18 августа), Брянской наступательной операции (1 сентября — 3 октября). 17 июня 1943 года полк был преобразован в 99-й гвардейский отдельный разведывательный Забайкальский авиационный полк.

В октябре 1943 года 15-я воздушная армия была передана в состав Прибалтийского (с 20 октября — 2-го Прибалтийского) фронта.

С 1 по 21 ноября 1943 года Д.Е. Никулин в составе своего полка участвовал в разведывательном обеспечении наступления на витебско - полоцком направлении. В январе — феврале 1944 года - в Старорусско-Новоржевской операции – этапе Ленинградско-Новгородской операции по окончательной ликвидации блокады Ленинграда. Летом 1944 года участвовал в Режицко-Двинской операции (10 – 27 июля) и Мадонской операции (1 – 28 августа) на территории Латвии. В сентябре – октябре 1944 года участвовал в Рижской операции и освобождении столицы Латвии Риги, а затем в блокировании в Курляндии германской группы армий "Север".

К середине мая 1944 года начальник связи эскадрильи гвардии старший лейтенант Д.Е. Никулин совершил 107 боевых вылетов на разведку и 30 — на бомбардировку живой силы и боевой техники противника. Провёл аэрофотосъёмку важных объектов сосредоточения и передвижения войск и техники в тылу врага. Сфотографировал под огнём зенитной артиллерии и при противодействии вражеской истребительной авиации 17 крупных участков переднего края и оборонительных рубежей общей площадью 13 тысяч квадратных километров, в воздушных боях сбил 2 вражеских истребителя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Никулину Дмитрию Егоровичу  присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

10 ноября 1944 года самолёт Пе-2 (командир экипажа – гвардии старший лейтенант А.А.Гатауллин, штурман (лётчик-наблюдатель) – гвардии старший лейтенант П.И. Хрусталёв и воздушный стрелок-радист – гвардии старший лейтенант Д.Е. Никулин) вылетел для выполнения боевого задания в район городов Добеле— Ауце (ныне – Латвийская Республика). Самолёт был сбит над целью огнём зенитной артиллерии. Экипаж направил свой горящий самолёт на позиции артиллерийских батарей противника. Герой Советского Союза Д.Е. Никулин погиб смертью храбрых.

Похоронен на воинском кладбище в городе Добеле (Латвия).

Награждён орденами Ленина (19.08.1944), Красного Знамени (14.8.1943), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (16.02.1943) , медалью «За отвагу» (1.09.1942).

Его именем названа улица в посёлке городского типа Косино Зуевского района. На здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.


Из наградного листа

В Отечественной войне участвует с 17 июля 1941 года. За это время произвел 132 успешно выполненных боевых вылета на разведку войск противника. 

За 132 боевых вылета тов. Никулиным передано с борта самолета по радио с данными о противнике 357 радиограмм. В них о движении и скоплении 1098 железнодорожных эшелонов, 1512 самолётов, 10193 автомашины, 376 танков, 1405 парных повозок, 90 бензоцистерн, до 2 полков пехоты противника.
В воздушных боях сбито 2 истребителя противника, уничтожено при штурмовке войск до 20 автомашин с пехотой, подожжены 2 цистерны с горючим.

За время нахождения в должности начальника связи эскадрильи ввёл в боевой строй 17  молодых стрелков-радистов, воспитывая их своим личным примером в духе мужества и бесстрашия, обучая на своём боевом опыте. Стрелками-радистами, обученными тов. Никулиным, произведено 943 успешных боевых вылета на разведку. В воздушных боях сбито 6 самолётов противника, передано с борта самолета 702 радиограммы.

После последней правительственной награды совершил 31 боевой вылет на разведку. Экипажем вскрыто и сфотографировано 10100 автомашин, 960 железнодорожных эшелонов, 1277 разнотипных самолётов, 1405 повозок, без прикрытия истребителей с высоты от 3000 до 6000 м сфотографировано 17 крупных площадей переднего края и оборонительных рубежей противника, общей площадью 13462 кв км.

19.08.1943 года в условиях интенсивного обстрела зенитной артиллерией над городом Брянск (до 7 батарей) передал по радио, что обнаружил при разведке на аэродроме Брянск 20 разнотипных самолетов. На станции Фокино обнаружил 9 железнодорожных эшелонов, по шоссе Брянск – на Рославль до 500 автомашин, на аэродроме  Ивановка – до 40 разнотипных самолетов, на станции  Орджоникидзеград –  10 железнодорожных эшелонов.

31.08.1943 года при противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации противника провёл разведку, обнаружил и передал с борта самолета по радио: на станции Фокино до 50 железнодорожных эшелонов, на  аэродроме Городище – 80 самолётов, по шоссе Брянск-Сеща до 750 автомашин, на аэродроме Олсуфьево 90 самолетов и до 60 автоцистерн.

5.11.1943 года в условиях противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника противодействия ЗА и ИА протвника экипаж обнаружил, а тов. Никулин передал с борта самолета по радио: по шоссе Остров – на Опочка  250 автомашин, на станции Себеж – 7 эшелонов, на аэродроме Идрица – 70 самолётов противника, на  станции  Идрица – 12 эшелонов, над Идрицей сильно обстрелян зенитной артиллерией.

1.01.1944 года без прикрытия истребителей экипаж произвёл фотографирование переднего края Погар – Старица (район Новосокольники). На всем участке фотографирования находился под интенсивным обстрелом зенитной артиллерии противника, в конце маршрута был атакован истребителями, и, невзирая на это, связь не прерывал, все атаки отбил, задание было выполнено.

24.04.1944 года, выполняя задание при сильном противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации противника, обнаружил и передал с борта самолёта по радио: движение по дороге Мякишево-Опочка – 95 автомашин, Себеж-Опочка – 130 автомашин, Мозули-на Красногородское – 60 автомашин, станция Резекне – 12  эшелонов, станция Лудза – 8  эшелонов, станция Себеж – 16 эшелонов, станция Идрица – 15  эшелонов, аэродром Карсава – 18 самолётов, аэродром Идрица – 60 разнотипных самолётов. За это время 14 раз был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии и 2 раза атакован истребителями противника, несмотря на это, задание выполнил полностью.

За 31 боевой вылет после последней правительственной награды 10 раз подвергался атакам истребителей противника но, отлично владея своим оружием,  своевременно предупреждал экипаж о появлении истребителей противника, умело отбивал атаки и обеспечивал экипажу выполнение боевого задания.

За отличное выполнение боевых заданий по разведке, отличное воспитание подчинённых стрелков-радистов, за личное мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками,  представляю к высшей правительственной награде – присвоению звания героя Советского Союза.

Командир 99 гвардейского разведывательного авиационного Забайкальского полка
гвардии подполковник  Н.Щенников
14 мая 1944 года

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использован материал с сайта «г. Зуевка и Зуевский район, Кировская область» http://zuevskie.ru/index/0-24 .

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза - кировчане. Выпуск 2. Киров, 1978

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Колеватов Н.А. Их именами названы. Киров, 1973.

Плесцов К. М. Люди высокого подвига. М., 1962.