Бабкин Михаил Николаевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7993
Бабкин Михаил Николаевич – заместитель командира эскадрильи 198-го штурмового Волковысского Краснознамённого авиационного полка (233-я штурмовая Ярцевская Краснознамённая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), старший лейтенант.
Родился 22 января 1922 года в селе Старая Тойда ныне Аннинского района Воронежской области в крестьянской семье. Русский. Вырос в Киргизии, жил в городах Кызыл-Кия, Джалал-Абад, Фрунзе (ныне – Бишкек), на руднике Кок-Янгакский. Окончил неполную среднюю школу и аэроклуб в городе Фрунзе. Призван в армию 19 июля 1941 года Кок-Янгакским РВК Джалалабадской области Киргизской ССР. Окончил военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне – Оренбург) в 1943 году.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с 22 июня 1943 года. Сражался на Воронежском, Степном, Западном, 2-м Белорусском фронтах в 667-м штурмовом авиационном полку 292-й авиационной дивизии, а затем в 198-м штурмовом авиационном полку 233-й штурмовой авиационной дивизии. Летал на штурмовике Ил-2.
В составе 667-го штурмового авиационного полка 2-й воздушной армии на Воронежском фронте с 5 июля 1943 года принимал участие в оборонительной фазе Курской битвы, нанося штурмовые удары по наступавшим германским войскам. С 3 августа 1943 года в том же полку принимал участие в составе 5-й воздушной армии Степного фронта в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции.
8 августа 1943 года при штурмовке войск противника в районе Харькова был тяжело ранен. После лечения в госпитале 21 декабря 1943 года возвратился на фронт и был направлен в 198-й штурмовой авиационный полк, в котором воевал до окончания войны.
В этом полку на Западном фронте с декабря 1943 по апрель 1944 года в составе 1-й воздушной армии принимал участие в боевых действиях на витебском и оршанском направлениях, нанося удары по скоплениям войск и железнодорожным коммуникациям противника.
С 23 июня по 29 августа 1944 года в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте принимал участие в Белорусской стратегической наступательной операции.
С 13 января по 25 апреля 1945 года участвовал в составе 4-й воздушной армии в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской стратегических операциях.
К 24 марта 1945 года совершил 145 успешных боевых вылетов, в ходе которых им лично уничтожено и выведено из строя до 85 автомашин с военным грузом и живой силой, до 10 бронетранспортёров, до 5 самоходных орудий, уничтожено и сожжено до 35 железнодорожных вагонов, 3 станционных здания, разрушено свыше 1 километра железнодорожных путей, повреждено 2 паровоза, уничтожено до 7 самолётов противника на аэродромах и 1 самолёт сбит в воздушном бою, взорвано 4 склада с боеприпасами и 2 склада с горючим, уничтожено 3 переправы, до 65 повозок с военным грузом, до 45 всадников, подавлен огонь 5 батарей зенитной и полевой артиллерии, разрушено до 15 блиндажей, убито и ранено до 650 солдат и офицеров противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Бабкину Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 1 августа 1946 года М.Н.Бабкин – в запасе. В 1951 году окончил лётную школу ГВФ в Ульяновске, был командиром корабля отдельного Киргизского авиационного предприятия. С 18 августа 1952 года вновь в Советской Армии. Служил в дальней авиации, в 251-м гвардейском бомбардировочном авиаполку, базировавшемся на Украине и к 1959 году вооружённом реактивными самолётами Ту-16.
8 декабря 1959 года майор М.Н.Бабкин погиб в авиационной катастрофе при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в городе Борисполь Киевской области на Кнышевом кладбище.
Награждён двумя орденами Ленина (18.08.1945; 22.02.1955), четырьмя орденами Красного Знамени (12.07.1944; 22.02.1945; 25.05.1945; 30.12.1956), орденом Отечественной войны 2-й степени (24.10.1944), орденом Красной Звезды (16.02.1944), медалями.
Имя Героя занесено на стелу Аллеи Славы в районном центре – поселке городского типа Анна Воронежской области. Его имя носит школа № 1 в городе Джалал-Абад, на здании школы установлена мемориальная доска.
Из наградного листа
В Отечественной войне принимает участие в составе 667-го штурмового авиационного полка с 22.06.1943 года по август 1943 года. В составе 198 штурмового Волковысского Краснознамённого полка – с 21.12.1943 года по настоящее время.
Лейтенант Бабкин совершил с 1.07.1943 по 1.03.1945 года 145 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 на штурмовку вражеской техники и живой силы, артиллерийских и миномётных позиций и железнодорожных станций, немецких городов и укреплений, аэродромов и складов.
Из 145 боевых вылетов 95 вылетов совершил в качестве ведущего группы из 4, 6 и 8 самолётов Ил-2 и 30 вылетов в качестве заместителя командира группы. В боевой работе не имел случаев невыполнения боевых заданий и потери ориентировки. Несмотря на плохие метеоусловия, всегда точно выводит группы на заданную цель. Честно и добросовестно выполняет боевые задания командования.
Лейтенант Бабкин приобрёл богатый боевой опыт, вырос от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи, он же штурман эскадрильи. За 16 успешных боевых вылетов с 1.07.1943 года по 10.02.1944 года и Орловско-Курскую битву награждён орденом Красной Звезды.
За участие в боях с 10.02.1944 года по 27.06.1944 года в боях за Витебск и Советскую Белоруссию в первые дни наступления Красной Армии, где его боевой счёт увеличился на 28 боевых вылетов, он был удостоен второй правительственной награды – ордена Красного Знамени.
Продолжая наносить удары по врагу с воздуха, с 27.06.1944 года по 2.08.1944 года совершил ещё 36 успешных боевых вылетов, за что ему была вручена третья правительственная награда – орден Отечественной войны 1-й степени.
Особенно отличился в боях по освобождению польского народа и во время вторжения наших войск в Восточную Пруссию. За 47 успешных боевых вылетов, совершённых во время этой операцией, он был награждён орденом Красного Знамени.
После четвёртой правительственной награды совершил ещё 18 успешных боевых вылетов На уничтожение войск противника на его собственной территории. Неоднократно он летал на уничтожение немецких войск в группе 6 – 8 самолётов в районе населённых пунктов Найденбург, Хохенштайн, Мариенбург, Эльбинг, Браунсберг, Грауденц и других.
8 августа 1943 года в составе группы из 6 Ил-2 атаковал артиллерийские и миномётные позиции противника на окраине города Харьков. Отлично отбомбившись, штурмовики реактивными снарядами РС и пулемётно-пушечным огнём обстреляли колонны танков и автомашин противника, отступавших по шоссе Белгород – Харьков. В это время 18 немецких истребителей Ме-109 и ФВ-190 внезапно напали на штурмовики. 4 вражеских самолёта были сбиты нашими истребителями прикрытия, а 3 ФВ-190 были сбиты огнём штурмовиков. Прямым попаданием снаряда был разбит колпак самолёта лейтенанта Бабкина, а сам он был тяжело ранен в правую руку. Управляя самолётом одной левой рукой, Бабкин, маневрируя и сбивая пламя с горящего мотора, перетянул самолёт на свою территорию, привел его на свой аэродром и совершил благополучную посадку, тем самым спас свою машину.
После возвращения из госпиталя продолжал участвовать в боевых действиях и совершенствовать своё мастерство эффективного бомбометания.
12 февраля 1944 года в исключительно сложных метеоусловиях четвёрка Ил-2 выполняла боевое задание, нанося удар по артиллерийским и миномётным позициям в районе Витебска. Низкая облачность прижимала самолёты почти до земли, штурмовики вышли на цель в бреющем полёте. Бабкин, будучи третьим ведомым, точно сбросил бомбы с бреющего полёта на цель – батарею полевой артиллерии противника. Было уничтожено два орудия, до 12 вражеских солдат. При возвращении оказалось, что свой аэродром был закрыт туманом, однако лейтенант Бабкин мастерски посадил машину. За отличное выполнение боевого задания получил благодарность от командующего 38-й армией, а за мастерскую посадку – от командира дивизии.
За 6 дней операции 2-го Белорусского фронта с 23 по 28 июня 1944 года лейтенант Бабкин совершил 22 боевых вылета на штурмовку войск противника. Бомбовым ударом за эти дни он уничтожил 35 автомашин с военным грузом, до 130 человек пехоты, до 50 повозок в военным грузом, уничтожено 5 орудий.
20 июля 1944 года при атаке танков в районе 6 километров северо-западнее города Гродно группа из 6 самолётов Ил-2, в которой был Бабкин, находясь в зоне зенитного огня, сделала 3 захода на цель. Она была атакована со стороны солнца сзади сверху четырьмя самолётами ФВ-190. Правильно организованным групповым огнём атаки противника были отбиты, один из них со снижением ушёл на свою территорию, остальные атаки прекратили.
2 августа 1944 года Бабкин был участником боевого вылета в район Восточной Пруссии западнее города Августов. В результате штурмовых ударов было уничтожено до 10 автомашин.
5 августа 1944 года ведущий лейтенант Бабкин штурмовал железнодорожную станцию Граево недалеко от границы с Восточной Пруссией. В результате меткого бомбового удара были взорваны стрелки на главных путях, повреждено и сожжено до 30 железнодорожных вагонов с военным грузом и техникой противника.
7 августа 1944 года при налёте на станцию Липанки восьмёрка Ил-2, ведомая лейтенантом Бабкиным, сделала 3 захода на цель, где находилось большое скопление танков и автомашин противника. В результате бомбового удара было прямым попаданием подбито и сожжено 5 танков и уничтожено до 20 солдат противника.
В октябре 1944 года он произвёл 25 боевых вылетов на поддержку наземных войск при расширении плацдарма на левом берегу реки Нарев вблизи городов Макув, Пултуск.
29 и 30 сентября 1944 года лейтенант Бабкин принимал участие в массированном налёте во главе группы из 4 самолётов Ил-2 на танко-сборочные мастерские, расположенные в тылу врага, в 50 км за линией фронта, в районе населённых пунктов Млава и Мхово. Каждый из самолётов нёс бомбовую нагрузку в 500 кг. В результате бомбового удара в районе мастерских зафиксированы большие очаги пожаров и 5 сильных взрывов.
19 января 1945 года лейтенанту Бабкину было приказано группой из 4-х Ил-2 подавить огонь зенитной артиллерии, который мешал действиям нашей авиации и продвижению наземных войск. Бомбовым ударом было уничтожено 2 орудия зенитной артиллерии и подавлен огонь одной батареи полевой артиллерии.
5 февраля 1945 года восьмёрка Ил-2, где заместителем командира группы был лейтенант Бабкин, произвела налёт на город Эльбинг. При подходе к цели лётчики увидели, что северо-западнее города наши наземные войска белыми ракетами обозначают свое расположение. Город был фактически окружён, и требовалась исключительная точность бомбового удара, во избежание попадания по своим войскам. Группа сделала 3 захода на цель и точно её поразила. Лейтенант Бабкин получил высокую оценку точности нанесённого удара со стороны станции наведения.
5 февраля 1945 года при повторном боевом вылете на штурмовку станции Хайрикау Бабкин со своей четвёркой групповым бомбовым ударом уничтожил железнодорожный эшелон с войсками и техникой противника. Результат удара был сфотографирован, при этом установлено, что лейтенантом Бабкиным уничтожено и сожжено до 12 вагонов, ранено и убито до 45 солдат и офицеров противника.
С 23 по 27 февраля 1945 года лейтенант Бабкин 8 раз водил группу на уничтожение окружённой группировки в городе Грауденц – последний плацдарм на правом берегу Вислы.
Как верный сын своей Родины, лейтенант Бабкин честно исполняет свой долг, повседневно совершенствует свою боевую выучку, учит молодых лётчиков штурманскому делу, тактике воздушного боя, технике пилотирования, искусству противозенитного манёвра, отличному знанию материальной части.
Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск) и В.П.Воробьёвым (г. Подольск).
Биографию подготовил:
Бесстрашные сыны Киргизстана. Фрунзе, 1962.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Их подвиг будет жить в веках. Фрунзе, 1985.