Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Гарцуев Павел Николаевич

Гарцуев Павел Николаевич

04.01.1905 - 23.12.1969

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 63

Орден Ленина № 15473

Гарцуев Павел Николаевич – начальник Кировской железной дороги, город Беломорск Карело-Финской ССР.

Родился 4 января 1905 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожника. Русский. Окончил начальную школу, два года учился в городском училище. Но учёбу окончил, в 14 лет пошел работать.

Устроился учеником слесаря в депо Петроград-Пассажирский Московский. На следующий года стал учащимся Политехникума путей сообщения (ныне - Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта). После окончания техникума в 1924 году вернулся в свое депо и стал работать слесарем, потом техником по ремонту паровозов, помощником машиниста и со временем сам повел локомотив.

В 1928 году был призван в Красную Армию, службу проходил в артиллерийской бригаде. После демобилизации был направлен на орудийный завод «Большевик» в Ленинграде. Вскоре был направлен на учёбу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), где учился на факультете эксплуатации железных дорог.

По окончании института был направлен инженером на станцию Ленинград-Товарный Витебский. Затем работал инженером отделения движения, диспетчером, заместителем начальника службы движения Октябрьской железной дороги. В декабре 1937 года назначен начальником Волховстроевского отделения движения Кировской железной дороги.

В мае 1939 году приказом наркома Л. М. Кагановича назначен заместителем начальника Кировской железной дороги. Когда дорога стала прифронтовой, во время войны с Финляндией, пришлось работать в трудных условиях, осложнявшихся еще и суровым климатом. П. Н. Гарцуев успешно справлялся со своими обязанностями, в конце 1939 года был награждён орденом «Знак Почёта».

В декабре 1940 года принял руководство Кировской железной дорогой. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. В начало военных действия приступил к переводу работы дороги на военные рельсы. Уже с утра 24 июня магистраль перешла на график военного времени. В сентябре 1941 года управление дорогой было передислоцировано из Петрозаводска в Беломорск.

Сложность обстановки усугублялась еще и тем, что на протяжении 1500 километров дорога проходила в прифронтовой полосе, и гитлеровское командование всеми силами старалась отрезать Москву и Ленинград от Мурманского порта. Когда врагу удалось перерезать магистраль на двух участках Лодейное Поле – Свирь и Петрозаводск – Масельская, грузы из составы пошли по новой, недавно построенной ветке Сорокская – Обозерская и дальше через Вологду и Ярославль. Эта линия надёжно работала все военные годы, обеспечивала вывоз грузов, поступавших в Мурманск, а также снабжение Северного флота. В эти трудные дни начальник дороги умело организовал работу многотысячного коллектива Кировской магистрали. Одновременно, с ноября 1941 года, П. Н. Гарцуев выполнял обязанности уполномоченного наркомата по Карельскому фронту.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Гарцуеву Павлу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

П. Н. Гарцуев руководил Кировской магистралью до конца войны. В июле 1944 года управление дороги вернулось в освобождённый Петрозаводск.

В 1945 году был назначен начальником Северо-Кавказской железной дороги. Несмотря на сложную обстановку – магистраль отставала по многим показателям, многие сооружения были разрушены, – уже в 1946 году план погрузки дорога выполнила на 104,4 процента, в том числе по каменному углю – на 107,6 процента. В мае 1949 году Гарцуеву присвоено персональное звание генерал-директора движения II ранга. Руководил дорогой 13 лет, за это время магистраль преобразилась: были полностью залечены раны, нанесённые войной, проведена техническая реконструкция всех служб дорожного хозяйства, завершена электрификация главных ходов дороги.

В 1959-1964 годах руководил Молдавской железной дорогой. Затем три года работал в Чехословакии в качестве эксперта Бюро по эксплуатации общего парка грузовых вагонов. По окончании командировки вернулся в Кишинёв и вышел на пенсию.

Жил в городе Кишинёв (Молдова). Умер 23 декабря 1969 года. Похоронен в Кишинёве на Центральном (Армянском) кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (21.07.1942; 05.11.1943; 31.07.1954; 01.08.1959), орденами Отечественной войны 1-й степени (29.07.1945), Трудового Красного Знамени (02.07.1951), «Знак Почёта» (23.11.1939), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (17.05.1940); 2 знаками «Почётный железнодорожник».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т