Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Атаманов Николай Николаевич

Атаманов Николай Николаевич

22.04.1907 - 23.08.1973

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 167

Орден Ленина № 16318

Атаманов Николай Николаевич - паровозный машинист депо Сталинград Сталинградской железной дороги.

Родился 22 апреля 1907 года в городе Елец, ныне Липецкой области в семье железнодорожника. Русский. В 1920 году семья переехала в Царицынскую губернию, отец был переведен на станцию Арчеда Юго-Восточной железной дороги. Жили в селе Фролово Усть-Медвецкого округа, ныне город Волгоградской области. Здесь окончил 8 классов.

В 1924 году пришел работать в паровозное депо на станции Арчеда Юго-Восточной железной дороги рабочим, потом учеником слесаря. В 1928 году окончил школу ФЗУ на станции Борисоглебск (Воронежская область), перешел работать слесарем.

В 1929 году переведен в город Сталинград (Волгоград) в паровозное депо помощником машиниста. В 1933 году окончил курсы машинистов на станции Глубокая (Ростовская обалсть), работал машинистом паровоза паровозного депо Сталинград-1 Сталинградской железной дороги. Один из первых на своей железной дороге включился в «лунинское» движение и стал бережливо, по-хозяйски ухаживать за паровозом. Став опытным машинистом, он первым на Сталинградской железно дороге начал водить по трудным профилям пути на кривоносовских скоростях тяжеловесные составы с превышением нормы на 600-800 тонн. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.

С началом Великой Отечественной войны Атаманов рассматривал свой локомотив как боевой пост, сутками не покидал паровоза. В начале ноября 1941 года был откомандирован на Московскую-Окружную железную дорогу. Водил составы с военными грузами под постоянными вражескими бомбардировками, через охваченные огнем станции. В феврале 1942 года вернулся на свою дорогу, работал на линии Сталинград–Качалино–Филоново.

Летом 1942 года, когда враг рвался к Сталинграду, пригодился опыт работы в прифронтовой полосе под Москвой. Снова пришлось водить составы под постоянными налетами вражеских бомбардировщиков. В одном из рейсов эшелон, который вел Атаманов, атаковало 12 пикировщиков. Умело маневрируя, то сбрасывая то резко набирая скорость, используя особенности рельефа, Атаманов смог провести состав не допустив ни одного попадания бомбы. В августе 1942 года, при бомбардировки станции Качалино, был тяжело ранен в правое плечо. Из госпиталя вернулся только в феврале 1943 года.

Разгром Сталинградской группировки врага уже был закончен. Предстояло восстанавливать разрушенное железнодорожное хозяйство. Атаманов, как опытный паровозник, был направлен на станцию Чир начальником депо. Как и сама станция, так и депо были разрушены до основания. За короткое время депо было восстановлено и по Сталинградской магистрали на запад пошли поезда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Атаманову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Вернувшись по собственному желанию на паровоз, стал водить пассажирские поезда. В 1944 году ему было присвоено звание инженера-лейтенанта тяги.

В послевоенное время успешно трудился на Сталинградской дороге, был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1952 году по собственному желанию перевелся машинистом паровоза на строившуюся Сталинградскую гидроэлектростанцию. В 1962 году вышел на пенсию.

Жил в городе Волгограде, с 1964 года – в городе Волжский. Скончался 23 августа 1973 года.

Награжден орденами Ленина (05.11.1943), Трудового КрасногоЗнамени (21.05.1951), медалями ,в том числе «За трудовое отличие» (09.08.1947); знаком «Почетный железнодорожник».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Сталинградцы в бою и труде. Волгоград, 2005

Подводная археология   Т