Бородачёв Виктор Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 2339
Орден Ленина № 11019
Бородачёв Виктор Иванович – командир авиаэскадрильи 40-го гвардейского истребительного авиационного полка (8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.
Родился 23 августа 1918 года на хуторе Широкий Ершовской волости Камышинского уезда Саратовской губернии (ныне не существует, территория Кленовского сельского поселения Жирновского района Волгоградской области). Русский. В 1936 году окончил Московский педагогический техникум.
В армии с августа 1936 года. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).
Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года в должности лётчика 38-го истребительного авиационного полка.
Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – январе 1940 – штурман авиаэскадрильи 38-го истребительного авиационного полка, в январе-марте 1940 – штурман авиаэскадрильи 152-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях И-15бис и И-153.
Продолжал службу в ВВС штурманом авиаэскадрильи и заместителем командира авиаэскадрильи истребительных авиаполков (в Закавказском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в феврале-декабре 1942 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 743-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – мае 1945 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 131-го (с февраля 1943 – 40-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Крымском фронте (февраль-май 1942), в составе Северной группы войск Закавказского фронта (сентябрь-октябрь 1942), Северо-Кавказском (январь-февраль 1943), Воронежском (май-октябрь 1943) и 1-м Украинском (октябрь 1943 – май 1945) фронтах.
Участвовал в обороне Крыма и Кавказа, Краснодарской и Северо-Кавказской операциях, Курской битве, Белгородско-Харьковской, Сумско-Прилукской, Киевской, Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях. 9 мая 1942 года был ранен в ногу.
Всего за время войны совершил 552 боевых вылета на истребителях И-153, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 116 воздушных боях сбил лично 26 лично и в составе группы 5 самолётов противника*.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года гвардии майору Бородачёву Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
После войны до февраля 1946 года служил в ВВС заместителем командира истребительного авиаполка (в Центральной группе войск; Австрия).
В 1950 году окончил Военно-Воздушную академию (Монино). Служил в ВВС заместителем командира и командиром истребительного авиаполка (в Прикарпатском военном округе; город Стрый Львовской области). В 1951-1956 – старший лётчик-инспектор Управления боевой подготовки истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.
В феврале 1956 – марте 1957 – командир 263-й истребительной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Тукумс, Латвия). В апреле 1957 – сентябре 1958 – заместитель командира 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии).
В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В июне 1960 – октябре 1962 – начальник штаба 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии), в октябре 1962 – марте 1963 – начальник штаба 37-й воздушной армии (в Северной группе войск; Польша).
С 1963 – старший преподаватель кафедры оперативно-тактической подготовки, а в 1964-1967 – заместитель начальника кафедры ВВС Военной академии имени М.В.Фрунзе. С 1967 – начальник кафедры ВВС Военно-политической академии.
Жил в Москве. Трагически погиб 11 июля 1968 года. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Генерал-майор авиации (1961), военный лётчик 1-го класса (1954), кандидат военных наук (1967). Награждён орденами Ленина (1.07.1944), 4 орденами Красного Знамени (27.10.1942; 9.07.1943; 18.08.1944; 23.01.1957), орденами Александра Невского (7.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.06.1944), 2 орденами Красной Звезды (19.11.1951; 22.02.1955), медалями «За отвагу» (21.05.1940), «За боевые заслуги» (5.11.1946) и другими медалями, китайской медалью.
Его именем названа улица в селе Кленовка Жирновского района Волгоградской области.
Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 24 личных и 3 групповые победы;
2) Награждён за выполнение 364 боевых вылетов и участие в 91 воздушном бою, в которых сбил лично 19 и в составе группы 5 самолётов противника (на февраль 1944 года).
Воинские звания:
Лейтенант (23.08.1938)
Старший лейтенант (16.04.1943)
Капитан (19.07.1943)
Майор (10.06.1944)
Подполковник (13.05.1948)
Полковник (25.09.1953)
Генерал-майор авиации (9.05.1961)
В 1936 году, окончив Московский педагогический техникум, Виктор Бородачёв был призван в ряды Красной Армии и направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую успешно окончил в 1938 году.
Боевое крещение молодой пилот получил в период «зимней» войны с Финляндией. Произвёл более десятка боевых вылетов на штурмовку наземных войск финнов и был награждён медалью «За отвагу».
После финской войны лейтенант В.И.Бородачёв служил в Закавказье. С началом Великой Отечественной войны, поскольку была большая вероятность нападения Турции и высадки немецких десантов, в составе недействующего Закавказского фронта до января 1942 года он нёс боевую вахту в Грузии. Только в конце января 1942 года 25-ю истребительную авиадивизию передали в состав Крымского фронта, и старший лейтенант В.И.Бородачёв перелетел на аэродром в Крым. В боевых действиях он участвовал с 1 февраля 1942 года.
На Крымском фронте до мая 1942 года В.И.Бородачёв на самолётах И-153 и ЛаГГ-3 совершил 109 боевых вылетов, в основном, на прикрытие аэродромов, портов, морских транспортов и сопровождение своих бомбардировщиков. Провёл 14 воздушных боёв, в которых сбил 2 вражеских самолёта.
10 апреля 1942 года в воздушном бою с бомбардировщиками противника в районе мыса Казантип В.И.Бородачёв смелой атакой звеном врезался в их группу. Лётчики нарушили построение врага и препятствовали бомбометанию. Воспользовавшись паникой в стане врага, командир звена метким огнём поджёг один Ю-88, который упал на землю, открыв тем самым боевой счёт отважного лётчика.
В начале мая 1942 года вся обстановка на Крымском фронте говорила о подготовке гитлеровцев к наступлению хотя бы потому, что враг активизировал свои действия в воздухе. Только командование фронта этого не замечало. Участились налёты вражеских бомбардировщиков на наши Ак-Монайские позиции, в воздухе почти ежедневно стали происходить неравные бои с большим вражеским перевесом.
Так 4 мая 1942 года В.И.Бородачёв выполнял задание по разведке войск противника, когда 8 Ме-109 атаковали его звено в районе Семи Колодезей. Расчётливо проведя на виражах получасовой бой, ему удалось сбить один из немецких истребителей, оттянуть противника на свою территорию и без потерь привести звено на аэродром.
Но уже 9 мая 1942 года в большом воздушном бою 17 наших истребителей против 50 Ме-109 В.И.Бородачёв был ранен в ногу, но не вышел из боя и продолжал сражение. Превозмогая боль и теряя силы от потери крови, командир звена всё же привёл свой самолёт и посадил его на своём аэродроме. В медсанбат обращаться было некогда – гитлеровские войска, прорвав наш фронт, на танках и бронетранспортёрах «Ганомаг» устремились к Керчи, опережая наши отходящие части. Полк перелетал на Северный Кавказ, и раненого лётчика в фюзеляже самолёта вывезли боевые товарищи. Только там его отправили на лечение.
Пока В.И.Бородачёв лежал в госпитале, немецко-фашистские войска прорвались на Кавказ, форсировали Терек, но были остановлены в районе города Малгобек. Тогда они предприняли попытку совершить прорыв к Грозному через Нальчик и Орджоникидзе. К началу этой операции старший лейтенант В.И.Бородачёв был уже в боевом строю 4-й воздушной армии Закавказского фронта. За отличие в боях на Крымском фронте ему вручили орден Красного Знамени. Незадолго до этого, при проведение боевого вылета в район станицы Курская Ставропольского края, В.И.Бородачёв в группе сбил Ме-109.
После крупного поражения под Сталинградом во избежание нового окружения немецкое командование решило вывести свои войска с Кавказа. Части Закавказского, а затем и Северо-Кавказского фронтов перешли к преследованию врага. В феврале 1943 года в ходе Краснодарской операции старший лейтенант В.И.Бородачёв в районе станицы Лебединская сбил вражеский бомбардировщик Ю-88. Тогда же его 131-й истребительный авиаполк был преобразован в 40-й гвардейский истребительный авиаполк.
Но в грандиозном воздушном сражении на Кубани и над «Голубой линией» В.И.Бородачёв не участвовал. Не менее важные события стали намечаться на образовавшейся Курской дуге, на белгородское направление которой в апреле 1943 года и перелетел авиаполк, в котором воевал В.И.Бородачёв. Там полк вошёл в состав 2-й воздушной армии Воронежского фронта и приступил к боевой работе. На новом месте В.И.Бородачёв стал гвардии капитаном и был назначен командиром эскадрильи.
Всё чаще большие группы гитлеровских пикировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей стали совершать налёты на бомбардировку нашей передней линии, и нашим «якам» и «лавочкиным» приходилось по нескольку раз в день вылетать для их достойной встречи. 9 июня 1943 года гвардии капитан В.И.Бородачёв в воздушном бою на самолёте Ла-5 «завалил» одного «лаптёжника».
1 июля 1943 года Виктор Бородачёв повёл шестёрку Лa-5, чтобы разогнать большую группу пикировщиков Ju-87 сопровождаемую истребителями Ме-109 в район села Kочетовка (северо-восточнее Белгорода) и лично сбил один из 6 «юнкерсов», уничтоженных его группой в этом бою.
5 июля 1943 года началось наступление гитлеровских войск на Курск. Танковые армады с воздуха поддерживались огромным количеством вражеских самолётов. В этот день гвардии капитан Бородачёв вылетел ведущим группы из 11 Ла-5 на прикрытие своих войск в район села Черкасское, где наступало почти 250 вражеских танков. В воздухе наши лётчики встретились с четырьмя группами вражеских бомбардировщиков и истребителей большой численности и, несмотря на огромный перевес врага, навязали им бой. На глубоких виражах, проявив незаурядное мастерство, В.И.Бородачёв в этом бою сбил 3 вражеских самолёта: пикировщик Ju-87 и пару истребителей Ме-109. За высокий результат в этом бою он через 4 дня был награждён вторым орденом Красного Знамени.
Ожесточённые бои на белгородском направлении продолжались. Ежедневно враг бросал сотни танков на наши оборонительные позиции. 9 июля 1943 года в районе всё той же Кочетовки В.И.Бородачёв бросил свою шестёрку Ла-5 на 40 «юнкерсов», 15 «мессеров» и 10 «фоккеров»! В результате внезапной атаки нашим лётчикам удалось не только заставить врага сбросить бомбы вне цели, но и сбить 3 вражеских самолёта, один из которых модификации Ме-109Ф был на счету комэска.
В день апогея битвы стальных лавин на Прохоровском поле, 12 июля 1943 года В.И.Бородачёв в не менее захватывающем воздушном бою в районе Владимировки сбил ещё одного «мессера».
В августе 1943 года, перемолов главные силы врага в оборонительном сражении, войска Воронежского фронта сами перешли в наступление и начали продвигаться на запад по Левобережной Украине. Наиболее далеко в этот период продвинулись войска 47-й армии, выйдя к городу Гадяч Полтавской области. Здесь, в районе Гадяча и посёлка Веприк наш наземный авангард подвергся яростным контратакам врага, сопровождаемым нещадной бомбёжкой с воздуха. В эти дни, 20 и 25 августа 1943 года, в воздушных боях в этом районе гвардии капитан В.И.Бородачёв увеличил свой счёт ещё на 1 «юнкерс» и 1 «мессер».
В сентябре 1943 года советские войска вышли на Днепр, форсировали его, захватив плацдармы, на которых разгорелись тяжелейшие бои по их удержанию и расширению. Наши плацдармы и наведённые переправы подвергались почти беспрерывным налётам вражеских бомбардировщиков. Наши авиаторы трудились не менее напряжённо, совершая в день по нескольку вылетов. Так, 26 сентября 1943 года в бою над нашим плацдармом в междуречье Днепра и Припяти В.И.Бородачёв сбил своего первого ФВ-190. А 7 октября 1943 года в трёх вылетах в район нашего плацдарма при впадении реки Тетерев в Днепр отважный комэск сбил в каждом по одному 3 вражеских самолёта: бомбардировщик Ju-88 и 2 истребителя FW-190. Ещё два «фоккера» уже над плацдармом южнее Киева в октябре 1943 года нашли свой логический конец от точных очередей гвардии капитана В.И.Бородачёва.
Утром 3 ноября 1943 года землю окутал плотный туман. Как только он рассеялся, по основным узлам сопротивления на участке прорыва нашей 38-й армии был нанесён массированный удар, в котором участвовало 64 бомбардировщика Пе-2 и 103 штурмовика Ил-2. Удар с воздуха серьёзно нарушил систему огня противника. Части 38-й армии получили возможность быстрее продвигаться в глубину вражеской обороны. К исходу дня оборона противника была прорвана на глубину 7 километров. Поддерживая наступающие войска, наши авиаторы сделали 545 самолётовылетов.
С самого утра и в течение всего дня операции над районом сражения шли упорные воздушные бои. Наши лётчики сбили 31 самолёт. Особенно отличились в этих схватках В.И.Бородачёв, В.К.Кулешов, В.П.Бабков, А.С.Романенко, А.С.Куманичкин. Нанося удары по врагу, авиаторы прочно удерживали инициативу в своих руках, не давая возможности противнику бомбить войска 38-й армии и переправы через Днепр. Они внесли свой очень важный вклад в блестящую победу – 6 ноября 1943 года столица Украины город Киев был полностью освобождён от врага! За героизм, проявленный в боях за Днепр, гвардии капитан В.И.Бородачёв был награждён орденом Александра Невского.
В ходе последовавшей Житомирско-Бердичевской операции лётчики полка поддерживали прорыв 1-й танковой армии в обход Винницы с юго-востока. 15 января 1944 года в районе села Ободное Немировского района В.И.Бородачёв сбил ещё один ФВ-190, а второго он пригвоздил к земле в паре. 22 января у райцентра Ильинцы четвёркой Ла-5 он встретил 40 Ю-87, которых заставил сбросить бомбовый груз на головы своих войск, а одного – горящим факелом врезаться в землю.
К 1 февраля 1944 года командир эскадрильи 40-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В.И.Бородачёв совершил 364 успешных боевых вылета, участвуя в 91 воздушном бою, сбил лично 19 самолётов противника и 5 - в составе группы. Этот внушительный послужной список подвиг командование на представление его к званию Героя Советского Союза, которого он был удостоен 1 июля 1944 года.
Весной 1944 года в результате удачно проведённой Проскуровско-Черновицкой операции линия фронта была отодвинута западнее городов Луцка, Ровно, Тернополя, на подступы к Станиславу (Ивано-Франковск). Часто стояла нелётная погода, но в мае 1944 года небо надолго прояснилось. Это сподвигло гитлеровскую авиацию на активизацию своих действий, особенно в районе Тернополя, где враг резонно ожидал главного прорыва советских войск на Львов. Именно в полосе будущего прорыва и образования «колтувского коридора» стали учащаться воздушные бои между лётчиками двух армий. Здесь, в районе селений Березовица, Анелювка, Козлув в мае 1944 года гвардии капитан В.И.Бородачёв сбил ещё 4 вражеских самолёта, 1 «юнкерс» и 3 «фоккера», за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Перед началом Львовско-Сандомирской операции В.И.Бородачёву было присвоено звание гвардии майора. В самые важные боевые вылеты гвардии майор В.И.Бородачёв водил большие группы «лавочкиных» лично. А при прорыве обороны противника в районе села Тауров 14 июля 1944 года он сбил ещё один ФВ-190. За большую помощь наземным войскам в разгроме Бродской вражеской группировки и овладении Сандомирским плацдармом гвардии майор В.И.Бородачёв был награждён третьим орденом Красного Знамени.
В январе-феврале 1945 года полк В.И.Бородачёва участвовал в Сандомирско-Силезской операции, сопровождал наши штурмовики в операции при освобождении Кракова и Силезского промышленного бассейна. 9 февраля 1945 года В.И.Бородачёв повёл своих истребителей на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков при налёте на вражеский аэродром в городе Ламсдорф (ныне Ламбиновице, Верхняя Силезия, Польша). При подлёте к аэродрому В.И.Бородачёв вступил в бой с группой Ме-109, патрулировавших воздушное пространство, и сбил одного из них, а наши бомбометатели полностью привели в негодность лётное поле и те самолёты, которые не успели подняться в воздух.
На завершающем этапе войны гвардии майор В.И.Бородачёв участвовал в Берлинской и Пражской операциях.
Войну Виктор Бородачёв закончил с 26 личными и 5 групповыми победами, одержанными в 552 боевых вылетах и 116 воздушных боях. Его жертвами стали: 1 He-111, 3 Ju-88, 1 FW-189, 8 Ju-87, 7 Me-109 и 6 FW-190. Сам он летал на истребителях И-153, ЛаГГ-3, Лa-5 (на котором одержал большинство своих побед) и Лa-7.
После окончания войны Виктор Иванович Бородачёв продолжал служить в ВВС, окончил две академии, стал генералом, кандидатом военных наук. Трагически погиб 11 июля 1968 года…
Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в этом описании сведений.
Биографию подготовил:
Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Герои-волгоградцы. Волгоград, 1967
Документы на сайте «Подвиг народа»
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Учётно-послужная карта