Амосов Александр Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Амосов Александр Иванович - заместитель командира эскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й Нижнеднепровской Краснознамённой штурмовой авиационной дивизии 9-го Одесского смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, лейтенант.
Родился 14 сентября 1918 года в деревне Супроново Вологодской губернии ныне Череповецкого района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. Окончил Верещенскую семилетнюю школу.
В 1933 - 1934 годах работал секретарём сельского Совета. Переехав в город Сталинск (ныне Новокузнецк Кемеровской области), работал маневренным диспетчером на железнодорожной станции Сталинск. Одновременно учился в городском аэроклубе. В 1939 году вступил в ВКП(б).
В марте 1940 года Сталинским горвоенкоматом призван в Красную Армию. В 1943 году Амосов окончил Новосибирскую военно-авиационную школу пилотов, затем некоторое время служил в 1-й запасной авиационной бригаде.
С августа 1943 года младший лейтенант А. И. Амосов - на фронтах Великой Отечественной войны. Был направлен на Юго-Западный (с октября 1943 - 3-й Украинский) фронт, где воевал лётчиком, командиром звена, заместителем командира авиационной эскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии. Сразу же проявил себя талантливым и отважным лётчиком: 12 августа совершил свой первый боевой вылет, а уже 27 августа награждён своим первым орденом. Участник Донбасской, Мелитопольской, Нижнеднепровской, Березнеговато-Снегиревской наступательных операций. Многократно отличался в боевых вылетах.
Так, 15 и 16 августа 1943 года участвовал в серии ударов с воздуха по аэродрому Краматорская. При одном из вылетов замыкающий звено самолёт Ил-2 Амосова был подбит зенитным снарядом, а затем атакован двумя немецкими истребителями. Пилот оказал достойное сопротивление надеявшимся на лёгкую победу немецким истребителям и в неравном бою сбил один из атакующих немецких самолётов, а второй спешно вышел из боя. После этого довёл повреждённую машину до цели и точным огнём бортового вооружения сжёг на аэродроме три бомбардировщика. На обратном бою в воздухе несколько раз прекращал работу мотор, но каждый раз лётчику удавалось запустить его вновь. Он сумел довести самолёт до своей территории и благополучно посадил его.
6 сентября 1943 года при атаке станции Барвенково мелкокалиберный снаряд зенитной артиллерии разорвался прямо в кабине пилота, осыпав осколками его лицо. Несмотря на заливающую глаза кровь, Амосов вновь не вышел из строя и выполнил боевую задачу. В этом вылете он сжег 5 вагонов с военными грузами.
21 и 22 сентября в составе звена четыре раза наносил удары по переправе отступавших немецких войск через Днепр в районе Днепропетровска. Переправа была прикрыта сильной зенитной артиллерией, над ней было сбито несколько советских самолётов. В последнем вылете Амосов с огромным риском для жизни на высоте 10-15 метров промчался над железнодорожным мостом, по которому двигались отступавшие войска врага, сбросив четыре авиабомбы ФАБ-100. Все 4 бомбы попали точно в цель. В воду рухнул один пролёт моста с 8-ю автомашинами, погибло до 40 немецких солдат. На обратном пути за штурмовиком погнались два немецких истребителя, но пилот и стрелок-радист отбили все их атаки.
11 января 1944 года в условиях снежной метели лейтенант Александр Амосов уже сам вёл в бой группу штурмовиков. Обнаружив на автодороге в районе Ново-Витебск пехотный батальон противника на марше, пять раз выводил группу на штурмовку. В результате батальон был рассеян, до 100 солдат погибли.
4 февраля 1944 года звено Александра Амосова получило задачу прервать железнодорожное сообщение врага через станцию Ток на железной дороге Никополь - Апостолово. В момент удара на станции находились два немецких эшелона, станция прикрывалась сильным зенитным огнём. Прорвавшись через завесу огня, звено лейтенанта Амосова вывело из строя 2 паровоза, уничтожило 8 вагонов с военными грузами и войсками, взорвало 2 железнодорожные цистерны с топливом, а также уничтожило выходные стрелки. Приказ командования был выполнен в точности.
22 февраля 1944 года на автодороге под Кривым Рогом звено А.И. Амосова атаковало немецкую автоколонну и сожгло 8 автомашин.
За 7 месяцев участие в военных действиях А. Амосов совершил 150 успешных боевых вылетов на штурмовку узлов сопротивления противника, аэродромов, скоплений живой силы и техники, а также на воздушную разведку. При этом в 72 вылетах был ведущим группы и звена. В 12 воздушных боях сбил 1 истребитель врага.
24 марта 1944 года в районе села Касперовка Новоодесского района Николаевской области Украинской ССР лейтенант А. Амосов погиб смертью храбрых в воздушном бою (в военное время считался пропавшим без вести). Похоронен в братской могиле в селе Себино Новоодесского района.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года лейтенанту Амосову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Лейтенант (1944). Награждён орденом Ленина (2.08.1944), орденами Красного Знамени (25.01.1944), Отечественной войны I степени (20.01.1944), Красной Звезды (27.08.1943).
На месте гибели Героя в Новоодесском районе Николаевской области установлен памятный знак.
Биографию подготовил:
Вологжане - Герои Советского Союза.- Вологда: Северо-Западное кн.изд.1970
Герои Вологодчины. Энциклопедический словарь биографий. - Вологда, 2015.
Герои Советского Союза, Российской Федерации - кузбассовцы. Кемерово, 2006.
Золотые Звёзды вологжан. - Архангельск, 1985.
Золотые Звёзды Новокузнецка. Новокузнецк, 2005.
Новосибирцы – Герои Отечества. – Новосибирск, 2010.