Клята Платон Федосеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4365
Клята Платон Федосеевич – командир эскадрильи 6-го гвардейского Брянского авиационного полка (6-я гвардейская Сталинградская авиационная дивизия, 1-й гвардейский Смоленский авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии майор.
Родился 18 апреля 1914 года в Ростове-на-Дону в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу фабрично-зеводского обучения (ФЗО) при Ростовской табачной фабрике в 1932 году, работал на этой фабрике слесарем-регулировщиком, с 1935 года - бухгалтером Самарской машинно-тракорной станции (МТС). В Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Служил инструктором в Рязанской 1-й Высшей штурманской школе.
Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях принимал участие с 10 июля 1941 года – в 207-м дальнебомбардировочном полку. Совершал на самолёте СБ, а затем на ДБ-3Ф боевые вылеты на бомбардирование скоплений живой силы и техники врага.
Был сбит над занятой немцами территорией, сумел совершить посадку и со штурманом перебрался через линию фронта к своим.
Ко второй половине августа 1941 года 207-й авиационный полк потерял почти все свои самолёты и был расформирован. П.Ф.Клята продолжал сражаться в 4-м (с 26 марта 1943 года – 6-м гвардейском) авиационном полку дальнего действия.
Совершал дневные и ночные вылеты на самолёте Ил-4 на бомбардирование военно-промышленных стратегических объектов противника в глубоком тылу (Берлин, Кёнигсберг, Данциг, Будапешт, Варшава, Хельсинки), на железнодорожные узлы, скопления войск и боевой техники, укреплённые районы врага на различных фронтах. Выполнял задания по освещению и поджогу целей при ночном бомбардировании, в полётах по контролю результатов бомбардировок, выполненных экипажами полка.
Участвовал в защите Москвы и Ленинграда, Сталинградской битве, Орловско-Курском сражении, освобождении Украины и Белоруссии, Польши, в штурме Берлина.
Летал в любых метеорологических условиях. Неоднократно был подбит и совершал вынужденные посадки. Во время одной из них, когда 2 февраля 1943 года при выполнении боевого задания бомбардировщик потерпел аварию, П.Ф.Клята получил тяжёлые ранения и ожоги. После выздоровления, будучи отстранённым медицинской комиссией от лётной работы в бомбардировочной авиации, он возвратился в часть и с мая 1943 года вновь совершал боевые вылеты на бомбардировку вражеских объектов.
К 14 июля 1944 года П.Ф.Клята совершил 273 успешных боевых вылета – 28 днём и 245 ночью. Он 49 раз летал в качестве осветителя, 87 раз поджигал цель, 20 раз летал в качестве контролёра.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по вражеским военно-промышленным объектам, скоплениям войск и боевой техники, Кляте Платону Федосеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К концу войны совершил болл 300 боевых вылетов.
После войны П.Ф.Клята продолжал службу в ВВС. Два года прослужил лётчиком-испытателем на Воронежском авиационном заводе. В 1951 году окончил Военно-политическую академию. Был переведен на Дальний Восток, он служил в военно-транспортном полку Тихоокеанского флота.
С 1960 года заместитель командира авиационной дивизии полковник П.Ф.Клята – в запасе.
Вернулся в Ростов-на-Дону. Окончил техникум, потом еще 20 лет работал в ревизионных службах потребкооперации.
Скончался 30 апреля 2009 года. Похоронен на Северном кладбище города Ростов-на-Дону.
Награждён двумя орденами Ленина (18.09.1943 и 19.8.1944), двумя орденами Красного Знамени (27.03.1942 и 31.12.1942), орденом Александра Невского (14.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями.
Эпизоды боевой деятельности П.Ф.Кляты (по данным наградных листов)
С начала Великой Отечественной войны до 1 октября 1942 года совершил 22 дневных и 78 ночных успешных боевых вылетов, из них 6 в глубокий тыл противника – Кёнигсберг, Берлин, Варшава, Данциг, Будапешт. На задания летает в любых метеоусловиях днем и ночью. Техника пилотирования отличная. В зоне зенитного огня и истребителей противника маневрирует умело. Действовал по танковым колоннам противника в районах Конотоп, Трубчевск; по мотомехколоннам – Мценск, Тула; по железнодорожным узлам Брянск, Орел, Смоленск, Витебск; по аэродромам Боровское, Смоленск, Брянск.
После выполнения боевого задания в ночь с 9 на 10 июня 1942 года самолёт, пилотируемый капитаном Клята, попал в грозовое облако и подвергся исключительной болтанке. Экипаж, за исключением лётчика, выбросился на парашютах недалеко от линии фронта, в районе села Одоево. Летчик капитан Клята, самоотверженно борясь со стихией, только благодаря мужеству и высокому лётному мастерству вывел самолёт из грозовой облачности и благополучно произвёл посадку на аэродроме Дягилева (недалеко от Рязани), пролетев в тёмную ночь без штурмана более 200 километров.
12 января 1943 года при бомбардировании аэродрома противника в м. Питомник (район Сталиграда) создал 2 сильных взрыва и 3 очага пожара, снизился до минимальной высоты и обстреливал противника пулемётным огнём. В эти же сутки, бомбардируя скопление живой силы и боевой техники в посёлке Бурак, вызвал 4 очага пожара.
16 января 1943 года при налёте на этот же пункт создал сильный взрыв и очаг пожара, снизился до минимальной высоты и обстрелял цель пулемётным огнём.
18 января 1943 года метким бомбардированием скопления войск врага в совхозе «Опытная станция» (район Сталинграда) создал 2 больших очага пожара.
В июле 1943 года в период попытки немецких войск начать наступление на Орловско-Курском и Белгородском направлениях, при наступлении наших войск на этих участках фронта , выполняя боевые задания в составе экипажа: штурман гвардии майор Сергеев, стрелок-радист гвардии старшина Фадеев и воздушный стрелок сержант Гапеев, совершая по 2 вылета в ночь, действуя с аэродрома подскока, сделал 18 успешных боевых вылетов
на этих участках фронта. Фотоснимками и показаниями других экипажей подтверждается, что гвардии майор Клята 7 июля 1943 года, бомбардируя скопление войск противника в деревне Тагино, создал сильный взрыв и два больших очага пожара.
10 июля 1943 года прицельным бомбардированием скопления живой силы и техники противника в деревне Кривцево вызвал 2 сильных взрыва.
13 июля 1943 года при налёте на железнодорожную станцию Орёл при сильном сопротивлении зенитной артиллерии и истребительной авиации противника вызвал сильный взрыв с образованием мощного очага пожара.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:
В действующей армии с 10 июля 1941 года.
За период своего участия в Отечественной войне, летая в составе орденоносного экипажа: штурман гвардии майор Сергеев, радист гвардии старшина Ковтун, воздушный стрелок гвардии сержант Беляков, совершил 273 успешных боевых вылета, из них 28 днем и 245 ночью, на бомбардирование военно-промышленных объектов, скоплений войск и техники противника. В его глубоком тылу, на его собственной территории совершил 6 боевых вылетов ночью: 27.05.1942 года и 18.08.1942 года - город Кёнигсберг; 20.08.1942 года и 1.09.1942 года – город Варшава; 29.08.1942 года – город Берлин; 9.09.1942 года – город Будапешт. Кроме того, 6 и 26 февраля 1944 года совершил 4 успешных боевых вылета на бомбардирование военно-промышленного и политического центра Финляндии город Хельсинки.
Гвардии майор Клята начал свою боевую работу активным участием с самого начала Отечественной войны в разгроме немецких полчищ, ворвавшихся на советскую землю. Он неоднократно приводил свой самолет с боевого задания с несколькими пробоинами.
В бою с истребителями противника, получив тяжелое ранение и контузию, был признан медицинской комиссией негодным к летной службе. Однако, несмотря на это, гвардии майор Клята находится в действующем полку и работает как один из лучших летчиков, не пропуская ни одной ночи без своего участия в боевых вылетах.
Гвардии майор Клята за образцовое выполнение заданий командования награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Александра Невского.
После последнего награждения имеет 23 успешных боевых вылета.
Как одному из лучших летчиков, гвардии майору Кляте всегда ставится ответственная задача – поджечь цель, осветить цель, разведать погоду, проконтролировать результаты бомбардирования экипажами. Со всеми заданиями возлагаемыми на него задачами его экипаж справляется отлично.
Гвардии майор Клята 49 раз летал осветителем, 87 раз поджигал цель, 20 раз в качестве контролера.
Успешность выполнения боевых заданием его экипажем подтверждается фотоснимками и другими экипажами.
Особенно успешно он действовал в январе 1943 года, принимая активное участие в разгроме врага под Сталинградом, летая днем и ночью, делая по два вылета в ночь. Совершил 11 ночных и 5 дневных вылетов.
В июле 1943 года во времени ликвидации наступления немецко-фашистских войск на Орловско-Курском и Белгородском направлениях, работая со всей напряженностью с аэродромов подскока, совершил 18 успешных боевых вылетов.
12 января 1943 года при бомбардировании аэродрома противника в пункте Питомник создал два сильных взрыва и три очага пожара. Не останавливаясь ни перед какими опасностями, снижаясь до минимальных высот, расстреливал врага пулеметным огнем.
15 мая 1944 года при бомбардировании железнодорожной станции Полоцк создал два сильных взрыва и один большой очаг пожара.
16 мая 1944 года при налете на железнодорожную станцию Минск вызывал четыре крупных очага пожара.
14 июня 1944 года при действии по железнодорожному узлу Барановичи создал один очаг пожара и два взрыва большой силы.
Гвардии майор Клята своим личным примером воспитывает подчинённый ему личный состав, чем добился лучших показателей в работе его эскадрильи. В течение февраля и марта 1944 года его эскадрилья занимала 1-е место в полку, за что гвардии майор Клята в итоговых приказах командования имеет ряд поощрений
За время его командования эскадрилья совершила 1076 успешных боевых вылетов.
Являясь мастером своего дела, гвардии майор Клята, неоднократно попадая в грозовую облачность, в самые критические минуты не терял мужество и выводил самолет из трудного положения. Дважды, когда самолет в облачности был неуправляем, члены экипажа оставляли самолет на парашютах. Гвардии майор Клята, мужественно справившись с управлением, без штурмана и радиста приводил самолет на свой аэродром.
Кроме своей непосредственной работы, очень много внимания уделяет молодому летному составу. За время его командования эскадрильей им введены встрой 14 молодых летчиков.
На летной работе с 1939 года. За этот период имеет общий налет на всех типах самолетов 1453 часа.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленное при этом мужество достоин высокой правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 6 гвардейского авиационного Брянского полка дальнего действия гвардии подполковник Кононов
14 июля 1944 года
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984
Они прославили Родину. Книга 2. Ростов-на-Дону, 1975