Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Косенко Юрий Хрисанфович

Косенко Юрий Хрисанфович — командир звена 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии лейтенант.

Родился в 1922 году в посёлке Чистяково, ныне город Торез Донецкой области (Украина) в семье рабочего. Украинец. Позднее семья переехала в город Шахты Ростовской области. Там Ю.Х. Косенко окончил среднюю школу № 1. В Военно-Морском Флоте - с 1940 года. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище в 1942 году. Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях принимал участие с ноября 1942 года.

Начал службу в звании сержанта в 73-м пикирующем бомбардировочном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота, вооружённом пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Воевал в эскадрилье, которой с мая 1943 года командовал прославленный лётчик, Герой Советского Союза, будущий дважды Герой Советского Союза В.И. Раков.

Ю.Х. Косенко быстро освоил самолёт Пе-2, технику и тактику поражения целей с пикирования, противозенитного маневрирования, борьбы с вражескими истребителями под руководством лётчиков полка, имевших богатый боевой опыт, в первую очередь, В.И. Ракова, и стал мастером снайперских бомбардировочных ударов по наземным и морским целям. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда.

22 января 1944 года 73-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк стал 12-м гвардейским.

К середине мая 1944 года Ю.Х. Косенко, который к этому времени стал командиром звена, произвёл 76 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов, живой силы и боевой техники противника на подступах к Ленинграду, наносил удары по артиллерийским батареям врага, обстреливавшим блокированный город, топил корабли и транспорты противника в открытом море и вражеских портах, в том числе в Финляндии. На его боевом счету было около десятка потопленных вражеских кораблей, два взорванных железнодорожных моста, несколько уничтоженных дальнобойных батарей, сотни убитых вражеских солдат и офицеров.

Заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант Ю.Х. Косенко погиб 17 мая 1944 года при нанесении бомбового удара по кораблям противника в финской военно-морской базе Хамина. Похоронен (увековечен) в братской могиле в деревне Шепелево Ломоносовского района Ленинградской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Косенко Юрию Хрисанфовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (31.05.1944), 2 орденами Красного Знамени (22.05.1943; 19.09.1943), медалью.

Именем Героя назван городской Дом пионеров и школьников (ныне городской Дом детского творчества) в городе Шахты. Бюст Ю.Х. Косенко установлен на Аллее Славы в городе Шахты. Там же установлена стела, где увековечено имя Героя.


В январе 1943 года при прорыве блокады Ленинграда группа бомбардировщиков полка в составе экипажей Голубева, Кабакова, Пасынкова, Веденеева и Косенко разрушили на берегу Невы железобетонное здание ГЭС-8, превращенное гитлеровцами в неприступную левобережную крепость. За высокую меткость при бомбометании таких «точечных» целей эти экипажи первыми в стране стали называться снайперскими.

21 мая 1943 года Ю.Х.Косенко принимал участие в операции по уничтожению моста через реку Нарова в городе Нарва (Эстония). До этого пикировщики несколько раз прорывались к цели, и все безрезультатно. Мост был небольших размеров - пятнадцать метров в ширину и сто в длину. Он был прикрыт шестью батареями зенитной артиллерии разного калибра и специальным патрулем истребителей.

Командование полка отобрало шесть лучших экипажей и организовало их специальную подготовку. Прежде всего летчики и штурманы изучили разработанное для них боевое наставление. Затем они приступили к практическим тренировкам на полигоне, где был установлен макет моста. Тщательно отрабатывались все элементы полета – заход на боевой курс, противозенитный маневр, пикирование, сбор после бомбометания. Когда подготовка была закончена, в воздух поднялась шестерка Пе-2, ведомая В.С.Голубевым. Все вошедшие в нее экипажи — И.И.Кабакова, Г.В.Пасынкова, Ю.X.Косенко, П.А.Веденеева и А.И.Чубинидзе — прославились как мастера бомбовых ударов. Для прикрытия пикировщиков взлетели три «Яка» и четыре Ла-5.

Подойдя к цели, бомбардировщики прорвались через зенитный огонь и точным бомбовым ударом разнесли его с первого захода. После выхода из атаки самолёты были атакованы восемью истребителями «фокке-вульф». В воздушном бою было сбито огнём воздушных стрелков бомбардировщиков два «фокке-вульфа», ещё два были сбиты истребителями прикрытия. Немцами было сбито два наших истребителя и два бомбардировщика – экипажи П.А.Веденеева и А.И.Чубинидзе. Ещё два бомбардировщика получили повреждения и сели вне своего аэродрома, в том числе самолёт Ю.Х.Косенко, у которого оказалась повреждённой бензосистема, и все горючее вытекло. Лётчик посадил машину на фюзеляж в трех километрах от аэродрома. Экипаж остался невредимым.

Поставленную задачу пикировщики выполнили. Из восемнадцати сброшенных ими бомб четыре попали в мост и разрушили его. Двадцать восемь дней гитлеровцы не могли использовать железнодорожную магистраль для снабжения своих войск, осаждавших Ленинград.

В конце июня 1943 года звено во главе с Ю.Х.Косенко в составе эскадрильи из 8 самолётов под командованием В.И.Ракова нанесло бомбовый удар по вражеской артиллерийской батарее № 213, расположенной в пригородном посёлке Коркули и обстреливавшей Ленинград. Бомбы, сброшенные пикировщиками, прорвавшимися к батарее через завесу зенитного огня, легли точно в цель.

Подобные удары летом 1943 года повторялись по батареям осадной артиллерии, расположенным в юго-западном секторе обороны города, где противник сосредоточил наибольшее количество огневых средств. Обычно налёты на вражеские батареи проходили под прикрытием истребителей 21-го истребительного авиационного полка, защищавших бомбардировщики от нападений вражеских истребителей.

Немецко-фашистское командование подбрасывало к Ленинграду все новые подкрепления. Из Таллина на восток по железным и шоссейным дорогам непрерывно двигались эшелоны и автоколонны. Поступил приказ: ударами пикировщиков разрушить железнодорожный и шоссейный мосты через реку Луга в городе Кингисепп. В воздух поднялись две группы «Петляковых». Восьмерку повел майор Раков, четверку — капитан Метёлкин. Пикировщиков прикрывали девять «яков». В эскадрилье В.И.Ракова шло звено во главе с Ю.Х.Косенко. Выйдя к Кингисеппу, бомбардировщики , несмотря на сильный зенитный огонь, атаковали свои цели. Четвёрка капитана Метёлкина атаковала шоссейный мост, восьмёрка майора Ракова – железнодорожный. Цели были успешно поражены. На обратном пути потерпел катастрофу повреждённый зенитным огнём самолёт лётчика Н.Н.Дегтярёва из звена Ю.Х.Косенко. Остальные самолёты благополучно достигли своего аэродрома.

Летом 1943 года воздушной разведкой было установлено скопление большого количества транспортов противника в финской военно-морской базе Котка. Для нанесения удара по ним было подняты в воздух две восьмёрки пикировщиков, в том числе звено Ю.Х.Косенко. Котка была сильно защищена. Противник располагал густой сетью постов воздушного наблюдения и мощной зенитной артиллерией, расположенной как на островах, так и на суше. Скрытный подход самолетов к порту был почти исключен. Было решено подойти к Котке на большой высоте со стороны солнца. Однако гитлеровцы заметили советские самолёты на дальних подступах к цели. Вокруг самолетов начали рваться зенитные снаряды. Чем ближе они подходили к порту, тем плотнее становился их огонь.

Ю,Х.Косенко повел своё звено между островами. Когда показалась цель – военно-морская база, он приказал своим подчинённым:

– Внимание, бьем по большому транспорту, по тому, который стоит у левого причала.

Плотным строем звено понеслось на транспорт. Сброшенные пикировщиами бомбы сделали свое дело: над причалом взметнулся столб черного дыма, перевитый пламенем. Транспорт загорелся. Маневрируя между островами, мы отходили в море. Вдруг неподалеку от бомбардировщиков появились два «фокке-вульфа». Истребители прикрытия вовремя заметили их и атаковали первыми, не позволив им даже приблизиться к пикировщикам. Обе восьмерки «Петляковых», сопровождаемые истребителями, благополучно вернулись на свой аэродром. Фотографии, сделанные для контроля результатов бомбометания, подтвердили потопление двух транспортов в порту Котка.

В августе 1943 года полк получил задание — уничтожить батарею осадной артиллерии, обстреливающую Ленинград из района Беззаботное. На задание отправилась четвёрка Пе-2, ведомая Ю.Х.Косенко (командиры экипажей А.Ф.Калиниченко, Х.Сохиев, С.В.Николаеня). Как только самолёты пересекли линию фронта, как вражеские зенитки открыли огонь. Лавируя среди разрывов, бомбардировщики вышли в район замаскированной батареи, обнаружили её по вспышкам огня и на цель и устремились в пикирование, Над целью самолёт Николаени был подбит и врезался в землю вместе со своим бомбовым грузом. Остальные самолёты, успешно выполнив боевую задачу, вернулись на свой аэродром.

14 января 1944 года началось наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов совместно с Краснознаменным Балтийским флотом за окончательное освобождение города Ленина от фашистской блокады. Летчики рвались в бой. Но небо было хмурым, облака цеплялись за верхушки оголенных деревьев, все время валил густой липкий снег. Авиация в такую погоду не летала. В.И.Раков позвонил прямо командующему ВВС Балтийского флота генерал-лейтенанту авиации М.И.Самохину:

— Разрешите мне попробовать звеньями? Не могу сидеть!

Командующий сдался наконец и поставил задачу: уничтожить командный пункт дивизии СС в Ропше.

Вылетели тремя звеньями: впереди В.И.Раков, за ним К.С.Усенко и Ю.Х.Косенко. Снегопад над аэродромом не прекращался. Видимости — никакой, как в тумане. Прижимаясь из-за низких облаков почти ко льду, балтийские пикировщики пересекли Финский залив и появились над берегом. Погода здесь была лучше: снег шел, но не так густо, как на севере Ленинграда, а облачность приподнялась до тысячи двухсот метров, горизонтальная видимость увеличилась до двух километров. «Петляковы» сразу попали под ливень снарядов вражеских зениток. Уклоняясь от них, звенья пикировщиков, не сворачивая, держали курс на Ропшу. Впереди показались развалины Ропши. Где-то там в полусохранившемся дворце прятался вражеский штаб. Звенья бомбардировщиков одно за другим спикировали на него и точно накрыли цель.

Враг не выдержал натиска наших войск, дрогнул, начал отступление. М.И.Самохин немедленно перенацелил авиаполки на удары по коммуникациям. Звенья пикировщиков Ракова, Усенко, Пасынкова, Косенко, летчиков других авиаэскадрилий полка непрерывно штурмовали немецкие колонны на дорогах, уничтожали железнодорожные эшелоны на станциях Волосово, Елизаветино, Молосковицы.

В феврале 1944 года полк получил задание уничтожить вражеские корабли, направлявшиеся в Нарвский залив. Командир полка решил предварительно послать экипаж Ю.Х.Косенко на воздушную разведку, чтобы уточнить место нахождения судов и их ордер. Ранним утром самолет Косенко поднялся в воздух и взял курс к морю. Экипаж без труда нашел корабли и, возвратившись на аэродром, доставил командованию необходимые данные. Однако немедленному вылету пикировщиков мешали сложные метеоусловия. Пришлось ждать улучшения погоды. Прошл два часа. а облака все так же низко висели над землей. Чтобы не потерять противника, командир полка снова послал экипаж Косенко на воздушную разведку. Едва «Петляков» после набора высоты отошел от аэродрома, как летчик заметил, что начал перегреваться левый мотор. Температура воды и масла стала повышаться. Косенко попытался открыть жалюзи радиатора, но они бездействовали.

Летчик уменьшил обороты левого мотора и прибавил газу правому. Машину он все время удерживал в горизонтальном полете. При такой неисправности Косенко согласно инструкции имел право на возвращение домой. Однпко он знал, что полк находится в полной боевой готовности, что на аэродроме с нетерпением ждут свежих разведданных. Если он возвратится ни с чем, выполнение задания может быть сорвано Самолет шел на высоте тысяча метров и едва держался в горизонтальном полете. Большую высоту набрать было невозможно. Винт левого мотора вращался, но не тянул. Недостаток тяги летчик компенсировал ювелирной техникой пилотирования. После долгих поисков вражеские корабли наконец были обнаружены и сфотографированы. На обратном пути самолёт Ю.Х.Косенко был атакован парой «фоке-вульфов». Несмотря на то, что он шёл, по-существу, на одном двигателе, Ю.Х.Косенко сумел маневрировать и уклоняться от атак истребителей. Воздушному стрелку А.А.Марухину удалось сбить один «фоккер». Снимки были во-время доставлены на аэродром, и полк вылетел на уничтожение вражеских кораблей.

В середине мая 1944 года усилия морских пикировщиков были нацелены на разгром вражеских военно-морских баз на финском берегу — Котка и Хамина, через которые шло основное снабжение войск Карельского перешейка.

17 мая 1944 года, не вернулись с задания четыре экипажа, в том числе и экипаж Юрия Косенко. Когда наши бомбардировщики подходили к цели – финской военно-морской базе Хамина, в воздухе появились вражеские истребители. Как только «Петляковы» легли на боевой курс, «мессеры» бросились в атаку. Они подожгли самолет правого ведомого звена Юрия Косенко — летчика И.А.Докучаева. Пламя охватило все крыло. Затем произошел взрыв бензобаков, и самолет развалился. Гвардии старший лейтенант Ю.X.Косенко не прекратил атаки. Он выполнил прицеливание и вместе с ведомым гвардии младшим лейтенантом Д.В.Поповым перешел в пике. На выходе из пикирования Косенко и Попов отстали от основной группы и были встречены шестеркой «фокке-вульфов». Отбивая атаки, штурманы и стрелки-радисты непрерывно вели огонь из пулеметов. Ведомый летчик Попов, уклоняясь от вражеских ударов, неотступно следовал за командиром. Но атаки «фокке-вульфов» следовали одна за другой. Самолет Попова вспыхнул, словно бочка с бензином, и упал в воду. Вместе с Поповым погибли штурман гвардии младший лейтенант В.В.Луковкин и стрелок-радист гвардии сержант Петров.

Теперь фашисты набросились на оставшийся без прикрытия самолет Юрия Косенко. Повреждённые моторы тянули слабо. Лётчик все больше отставал от группы. Два «фоккера» зашли в хвост его машине. Стрелок-радист А.А.Марухин выпустил три авиационные гранаты АГ-2 и скомандовал летчику манёвр. Косенко сделал резкий бросок вниз, но там оказалась другая пара «фокке-вульфов», сманеврировал вверх — наткнулся на третью пару гитлеровцев. Он нуждался в помощи, но рядом не было ни одного нашего истребителя. Все они вели воздушный бой где-то в верхнем ярусе. Потом наши лётчики видели, как самолет Косенко пошел на снижение, сел на воду в пятнадцати километрах от вражеского берега и скрылся в холодных волнах Финского залива. Летчик Ю.Х.Косенко, штурман И.А.Шигаев и воздушный стрелок-радист А.А Марухин погибли.

Из наградного листа на звание Героя Советского Союза*:

В борьбе против немецких захватчиков гвардии лейтенант Косенко принимает непосредственное участие с ноября 1942 года.
Точными бомбардировочными ударами с пикирования уничтожал портовые сооружения и корабли в военно-морской базе Котка, разрушал железнодорожные мосты, железнодорожные станции, подавлял огонь артиллерийских батарей, обстреливавших город Ленинград, громил узлы сопротивления, технику и живую силу противника, нанося ему тяжелые потери.
За время Отечественной войны произвел 76 боевых вылетов, из них 70 успешных, с пикирования на самолете Пе-2.
23 ноября 1942 года при бомбоударе с пикирования по ВМБ Котка над целью зенитной артиллерией был подбит левый мотор. Несмотря на неисправность мотора. Отважный летчик успешно выполнил боевое задание в составе группы потопил тральщик противника и разрушил причалы ВМБ. На обратном пути был атакован истребителями противника Ме-109. Отражая атаки, в неравном бою мужественный экипаж сбил 1 Ме-109. Фашистские стервятники еще яростнее наседали на отважного пикировщика до острова Сескар. Им удалось поджечь правый мотор.
Гвардии лейтенант Косенко принял правильное решение и мастерски произвел посадку на воду в 500 метрах от берега острова Сескар, спас жизнь экипажу и дорогостоющую материальную часть.
Так совершил первый боевой вылет молодой летчик-пикировщик.
В операции по прорыву блокады Ленинграда произвел 4 успешных боевых вылета и 14 января 1943 года в составе группы самолетов точным бомбоударом с пикирования разрушил сооружение 8-й ГЭС, превращенной противником в узел обороны.
21 мая 1943 года в составе группы из 6 самолетов Пе-2 бомбоударом с пикирования разрушил железнодорожный мост через реку Нарва, имевший громадное стратегическое значение для немецкого командования. Мост был разрушен прямым попаданием.
За проведенные 18 успешных боевых вылетов и разрушение моста через реку Нарва был награжден орденом Красного Знамени.
В операции по уничтожении узла сопротивления противника в районе Синявино произвел еще 14 боевых вылетов и в составе группы уничтожил артбатарей – 2, дотов и блиндажей – 8, танков – 3, взорвано складов боеприпасов – 3, убито до 150 солдат и офицеров.
За последующие 26 успешных боевых вылетов, нанесенный ущерб противнику, мужество и отвагу, проявленные в боях, гвардии лейтенант Косенко награжден вторым орденом Красного Знамени.
После второго награждения произвел 32 успешных боевых вылета.
Особо отличился в операции по изгнанию немецких оккупантов из Ленинградской области. Бомбардировочными ударами в составе группы самолетов уничтожил: командный пункт 9-й пехотной дивизии в п. Ропша, 12 автомашин, 3 железнодорожных эшелона, 1 зарядную станцию с горючим, 2 склада с боеприпасами, 8 дотов, рассеяно и убито до 170 солдат и офицеров противника.
6 февраля 1944 года бомбоударом с пикирования разрушил здание завода у шоссейной дороги станции Йыхви. Подтверждено экипажем гвардии лейтенанта Журина.
Исключительно скромный, дисциплинированный, простой в жизни и в то же время напористый в выполнении поставленных задач.
В течение всего времени звено тов. Косенко по результатам боевой работы и боевой подготовки занимает одно из первых мест.
За нанесенный ущерб противнику, за произведенные 70 успешных боевых вылетов с пикирования, за смелость, мужество и героизм, проявленные в боях гвардии Лейтенант Косенко достоин высшей награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка
Гвардии подполковник Курочкин
2 марта 1944 года

Приложение к наградному листу:

Сведения о боевой деятельности командира звена гвардии лейтенанта Косенко Ю.Х. в составе группы самолетов Пе-2

Несколько примеров его боевой работы:

24.01.1943. Бомбоударом с пикирования разрушил здание при железнодорожной станции Кингисепп.
23.02.1943. Произвел бомбоудар с пикирования по железнодорожному эшелону на станции Волосово. Отмечено прямое попадание в эшелон.
10.03.1943. В составе группы из 6 самолетов Пе-2 произвел 2 боевых вылета на бомбоудар по ВМБ Котка. В результате бомбоудара подожжен целлулоидный завод, разрушены железнодорожные пути и накрыты места стоянок кораблей противника.
19.03.1943. В составе группы из 6 самолетов Пе-2 произвел бомбоудар с пикирования по командному пункту дивизии противника в районе деревни Ульяновское. Прямым попаданием командный пункт уничтожен.
31.08.1943. Бомбоударом с пикирования уничтожил артбатареи противника в районе деревни Коркули. Отмечены разрывы бомб по цели.
4.09.1943. Произвел 2 вылета на бомбоудар с пикирования по артбатарее противника в 550 м от деревни Горбушки. Разрывы бомб по цели, батарея повреждена.
17.01.1944. Бомбоударом с пикирования в составе группы из 10 самолетов Пе-2 разрушен командный пункт 9-й пехотной дивизии противника в д. Ропша, убито до 30 солдат и офицеров противника.
18.01.1944. Бомбоударом с пикирования в составе группы самолетов Пе-2 в районе д. Кипень уничтожено 5 автомашин, разрушены 4 жилых дома, взорван склад боеприпасов, убито до 50 солдат противника.
1.02.1944. произвел бомбо-штурмовой удар по скоплению техники и живой силы противника на дороге Заречье – Нарва. Уничтожено до 5 автомашин с грузом и до 30 солдат и офицеров.


……………………
*На сайте «Подвиг народа» в наградном листе указана фамилия Косечко.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Калиниченко А.Ф. В небе Балтики. - М.: Воениздат, 1973

Калиниченко А.Ф. Герои неба. Калининград, 1982.

Цупко П.И., Пикировщики. - М.: Политиздат, 1987