Комзин Иван Васильевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9152
Орден Ленина № 350955
Комзин Иван Васильевич - начальник управления строительства «Куйбышевгидрострой» Министерства электростанций СССР, генерал-майор инженерно-технической службы в отставке.
Родился 16 (29) июня 1905 года в селе Васильево ныне Вяземского района Смоленской области в крестьянской семье. Русский. После Октябрьской революции с родителями переехал в подмосковное село Перерва (ныне в черте Москвы). Здесь в составе отряда частей особого назначения (ЧОН) участвовал в борьбе за установление Советской власти. Имея только три класса образования, сам обучал неграмотных, вел антирелигиозную пропаганду. Укомом комсомола был направлен работать на строящуюся рядом электростанцию. С сентября 1922 года учился в техникуме. В 1925 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
В 1926 году окончил Московский строительный техникум, направлен на строительство Северной железной дороги, техник строитель и производитель работ. С декабря 1927 по декабрь 1928 года - на службе в Красной Армии, учился в лётно-технической школе в Ростове-на-Дону, но стать лётчиком ему не довелось.
После увольнения в запас работал прорабом в тресте «Мосстрой», в 1930 году заочно окончил Московское высшее инженерно-строительное училище. С марта 1930 года - старший инженер, начальник особой группы, руководитель по строительству и монтажу доменных печей «Магнитстроя» на Магнитогорском металлургическом комбинате. С декабря 1931 года - заместитель управляющего трестом «Мосгипромез». Для повышения квалификации был направлен в командировку в Германию в должности помощника уполномоченного Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР.
По возвращении домой - вновь в заграничной командировке, заместитель главного инженера на строительстве текстильного комбината в городе Кайсери в Турции. С июля 1935 года - заместитель главного инженера треста «Турскстрой» в Наркомате тяжелой промышленности, который отвечал за строительство советскими инженерами объектов промышленности в Турции. С февраля 1936 года - начальник строительства текстильного комбината в городе Назили (Турция).
С декабря 1937 года - заместитель начальника строительного направления треста «Эскпортстрой». В августе 1938 года Комзин назначен начальником Главного управления капитального строительства Наркомата тяжелого машиностроения СССР, в декабре 1938 года - начальником строительной промышленности этого наркомата. С июля 1939 года - начальник Главного управления строительства в северо-западных районах СССР Народного комиссариата строительства СССР.
В апреле 1940 года началась новая страница в жизни И.В.Комзина: с призывом в Красную Армию ему было присвоено воинское звание «военинженер второго ранга» и он был назначен начальником строительства Главной военно-морской базы Балтийского флота в Таллине. В феврале 1941 года переведён из РККА в Военно-морской флот и почти сразу откомандирован в народное хозяйство с оставлением в кадрах ВМФ. Назначен заместителем Народного комиссара тяжелого машиностроения СССР по строительству. С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года назначен заместителем Народного комиссара станкостроения СССР. Выполнял непростую задачу по обеспечению оборудованием оборонной промышленности СССР.
В декабре 1944 года богатая на неожиданные зигзаги судьбы биография Комзина делает очередной крутой поворот: из ВМФ СССР его переводят в НКВД СССР и назначают начальником Управления Балтийского военно-морского строительства НКВД СССР. Восстанавливает ту же военно-морскую базу в Таллине, объекты флота в других приморских городах. Генерал-майор инженерно-технической службы (10.04.1945).
С января 1946 года - заместитель Народного комиссара (с марта 1946 года - Министра) строительства военных и военно-морских предприятий СССР. С октября 1948 года - начальник управления при Совете Министров СССР по восстановлению и строительству города Севастополя.
В августе 1950 года, сразу же после публикации постановления Совета Министров СССР о начале работ по возведению Волжской ГЭС имени В.И.Ленина, было создано специализированное управление «Куйбышевгидрострой». Его начальником тогда же был назначен генерал-майор инженерно-технической службы И.В.Комзин. Управление входило в состав Министерства внутренних дел СССР, а И.В.Комзин два года совмещал должность руководителя строительного управления с должностью начальника Кунеевлага.
В течение девяти лет возглавлял многотысячный коллектив «Куйбышевгидростроя», создавшего уникальный промышленный комплекс в Жигулях – самую крупную, по тем временам, Волжскую ГЭС имени В.И.Ленина, ведущий завод отечественного цементного машиностроения «Волгоцеммаш», Тольяттинский электротехнический завод, Жигулевский комбинат строительных материалов, крупнейшие химические предприятия города. В 1958 году, когда гидроузел сдавали в эксплуатацию, равных ему по мощности в мире не было.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1958 года за выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Куйбышевской гидроэлектростанции, большой вклад, внесенный в разработку и внедрение новых прогрессивных методов труда в строительство гидросооружений и монтаж оборудования электростанций, Комзину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В октябре 1956 года был уволен в отставку из Вооружённых сил, с оставлением на занимаемой должности. После завершения работ на Куйбышевской ГЭС Комзин в 1959 году направлен в Египет, где в течение трех лет был главным советским экспертом по строительству Асуанской плотины.
В 1962-1971 годах - профессор кафедры гидротехнического строительства Московского инженерно-строительного института имени В.В.Куйбышева. С 1963 года - начальник Главгидроэнергостроя по строительству ГЭС Центра и Юга и Главной коллегии Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР.
Всего же за свою жизнь он руководил строительством более чем 30 промышленных объектов по всему миру. Кроме Волжской строили другие станции в СССР: Днепродзержинскую, Воткинскую, Беломорскую, Храмскую ГЭС; Заинскую, Ставропольскую, Ереванскую, Руставскую и Тбилисскую ТЭЦ. Руководил вводом в эксплуатацию более 30 крупных заводов.
С 1968 года - директор Всесоюзного научно-исследовательского института организации и управления в строительстве. Даже после выхода на пенсию продолжал читать лекции в строительных вузах не только в СССР, но и за рубежом. Почётный доктор Лейпцигской Высшей технической школы (ГДР).
Депутат Верховного Совета РСФСР 3-го созыва (1951-1955). Являлся депутатом Ставропольского и Куйбышевского областного Советов депутатов трудящихся, депутатом Верховного Совета РСФСР от Куйбышевской области, был членом Президиума Комитета солидарности стран Азии и Африки.
Жил в Москве. Скончался 27 марта 1983 года. Похоронен на кладбище в поселке Переделкино.
Награждён 2 орденами Ленина (11.10.1943; 09.08.1958), орденом Октябрьской Революции (30.06.1975), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (в т.ч. 24.07.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (1946), медалями, именным оружием (1953), иностранными наградами - орденами «Ожерелье Нила» (Объединенная Арабская Республика, ныне Египет), Голубого Нила (Эфиопия), орденом Германской Демократической Республики. Заслуженный строитель РСФСР. Профессор (1957).
Его именем названы улицы в Тольятти и Самаре. В городе Тольятти, в Портпоселке у здания школа № 22, установлен памятник.
Биография дополнена Антоном Бочаровым
(посёлок Кольцово Новосибирской области)
Биографию подготовил:
Лурье В.М. Адмиралы и генералы ВМФ СССР: 1941-1945. – Санкт-Петербург, 2001.