Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Иконников Владимир Дмитриевич

Иконников Владимир Дмитриевич

23.07.1920 - 27.12.2000

Герой Советского Союза

Даты указов

05.11.1944

Медаль № 5287

Иконников Владимир Дмитриевич – заместитель командира эскадрильи 30-го гвардейского авиационного Смоленского Краснознамённого полка дальнего действия 48-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса авиации дальнего действия (АДД), гвардии капитан.

Родился 23 июля 1920 года в городе Екатеринбург в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов Свердловской средней школы № 94. Работал и учился в аэроклубе.

В Красной Армии с ноября 1938 года. В 1940 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Служил командиром экипажа самолёта ДБ-3А в 200-м дальнебомбардировочном авиационном полку Прибалтийского военного округа (ПрибВО).

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первый год войны воевал в составе 200-го дальнебомбардировочного авиационного полка, а после его расформирования, с мая 1942 года - в составе 455-го (30-го гвардейского) бомбардировочного авиаполка сначала в составе дальнебомбардировочной авиации (ДБА), затем – в авиации дальнего действия (АДД), и, наконец – в 18-й воздушной армии. Воевал в должностях лётчика, с ноября 1942 года - командира звена, с февраля 1944 года - заместителя командира эскадрильи. В воздушных боях был дважды сбит (летом 1941 и летом 1943) и покидал самолёт с парашютом, 1 раз сажал самолёт на аварийную посадку на своем аэродроме, 1 раз ранен.

Заместитель командира эскадрильи 30-го гвардейского дальнебомбардировочного авиаполка гвардии капитан Иконников к октябрю 1944 года совершил 258 боевых вылетов, из них 253 – ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника. Бомбардировал военные объекты противника в городах: Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит, Киркенес, Луостари, Дебрецен, Варшава, Оулу, Будапешт - на территории врага; а также: Ржев, Щигры, Брянск, Орёл, Сеща, Рославль, Смоленск, Витебск, Выборг, Борисов, Минск, Молодечно, Лида, Вильнюс, Рига, Тукумс, Таллинн, Алакуртти, – на временно оккупированной территории СССР. Уничтожил много боевой техники и живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Иконникову Владимиру Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за войну совершил 285 боевых вылетов, из них – 263 ночью. 142 раза летал в глубокий тыл противника, обрушил на головы врагов 397 тонн металла. На заключительном этапе войны бомбардировал вражеские военные объекты в городах Данциг (Гданьск), Штеттин (Щецин), Свинемюнде, Берлин.

После войны продолжал службу в дальнебомбардировочной авиации. В 1948 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации. Служил командиром эскадрильи, старшим инспектором-лётчиком боевой подготовки. Заслуженный военный лётчик СССР.

С октября 1972 года полковник В.Д.Иконников – в запасе. Жил в городе-герое Москве. Умер 27 декабря 2000 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок 21).

Награждён 3 орденами Ленина (13.03.1944; 05.11.1944; 16.10.1957), 3 орденами Красного Знамени (31.12.1942; 10.04.1943; 22.02.1955), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (18.07.1945; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (30.04.1954; 23.02.1962), медалями «За боевые заслуги» (15.11.1950), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».


Владимир Иконников родился в 1920 году в городе Екатеринбург, который вскоре был переименован в Свердловск. Здесь окончил школу-семилетку. С детских лет Иконников стал мечтать о небе и с этой целью пришёл в Свердловский центральный аэроклуб, где стал не только заниматься, но и устроился работать в мастерскую. В ноябре 1938 года он поступил в Энгельсскую военную авиашколу.

В 1940 году лейтенанта Иконникова распределили в 200-й дальнебомбардировочный авиаполк 40-й дальнебомбардировочной авиадивизии, который нёс боевую вахту в Прибалтике. Здесь его и застало начало Великой Отечественной войны.

Первый боевой вылет на самолёте ДБ-3А лейтенант Иконников совершил 25 июня 1941 года в район города Гродно. Затем последовали ещё несколько вылетов на бомбардировку моторизованных частей противника. А день 25 июля 1941 года чуть не стал последним для всего экипажа бомбардировщика в составе пилота лейтенанта Иконникова, штурмана лейтенанта Шевченко, стрелка–радиста сержанта Страхолета и стрелка старшего сержанта Мельника. При выполнении боевого задания в районе города Вильно (Вильнюс) самолёт был атакован 9-ю Ме-109. Умелое маневрирование Иконникова позволило стрелкам сбить один «мессершмитт». Но остальные истребители подожгли ДБ-3А, причём командир экипажа Иконников и оба воздушных стрелка были ранены. Тем не менее, им удалось покинуть горящую машину и на парашютах приземлиться на вражеской территории, где на них гитлеровцы устроили настоящую охоту. Несколько раз в разных районах Литвы и Белоруссии гитлеровцы окружали лётчиков, но взять их в плен врагу так и не удалось. Больше месяца экипаж пробивался из вражеского тыла к своим. Только в сентябре 1941 года это удалось совершить, но только двоим лётчикам – Иконникову и воздушному стрелку Мельнику. Остальные погибли в боях с фашистами.

После непродолжительной проверки Иконников снова вернулся в свой полк и участвовал в бомбовых ударах по врагу во время битвы за Москву. К началу 1942 года в полку осталось лишь несколько самолётов, и все экипажи, в том числе и экипаж лейтенанта Иконникова, были переданы в состав 455-го дальнебомбардировочного авиаполка. К этому времени Иконников уже совершил 25 боевых вылетов.

В 455-м авиаполку, ставшим 19 августа 1944 года 30-м гвардейским, Иконников воевал до конца войны. Здесь он летал на боевые задания на самолёте Ил-4, причём в любых метеоусловиях, в основном ночью, на полный радиус действия самолёта. До конца войны его экипаж был неизменен: командир корабля – гвардии капитан Иконников; штурман – гвардии старший лейтенант Шуров; стрелок-радист – гвардии старший сержант Лисица; воздушный стрелок – гвардии старшина Мельник.

К октябрю 1944 года Владимир Иконников выполнил 253 боевых вылетов ночью и 5 днём, налетав 1048 часов. За время боевых вылетов 15 раза экипаж Иконникова подвергал бомбардировкам военно-промышленные объекты на территории Западной Европы:
Кёнигсберг – 4 (18.07.42; 04.09.42; 10 и 12.04.43),
Инстербург – 1 (22.07.44),
Тильзит – 1 (25.07.44),
Будапешт - 1 (14.09.44),
Дебрецен - 1 (15.09.44),
Варшава – 1 (12.05.43),
Оулу – 4 (12, 21, 26 и 27.02.44),
Киркенес – 2 (28.12.43; 05.01.44).

Кроме этого экипаж Иконникова:
142 раза бомбардировал и освещал военные объекты в глубоком тылу противника в городах Витебск, Брянск, Орёл, Смоленск, Рославль, Минск, Режица (Резекне), Кохтла, Выборг, Вильно (Вильнюс), Лида.
16 раз бомбардировал и освещал объекты и аэродромы в пределах фронтов и армейских тылов в населённых пунктах Балбасово, Борисов, Сеща, Алсуфьево, Кресты, Брянск, Клинцы, Боровское.
101 раз бомбардировал и освещал скопление войск и техники, артиллерийские позиции и опорные пункты противника в интересах Северного, Ленинградского, 1-го, 2-го и 3-го Прибалтийских, Калининского Западного, Брянского, 1-го, 2-го и 3-го Белорусских, Карельского фронтов.
Дважды участвовал в Северной оперативной группе с аэродрома Африканда, откуда совершил 38 боевых вылетов ночью с задачей уничтожения кораблей, портовых сооружений, железнодорожных узлов и аэродромов Лаксельвен, Алакуртти, Кемь, Кемиярви, Луостари, Киркенес, Оулу, чем способствовал безопасному продвижению судов, идущих с грузами из-за границы в наши северные порты Мурманск, Архангельск. На аэродроме Лаксельвен совместно с другими экипажами уничтожил 74 вражеских самолёта на земле.

Весь этот перечень результатов боевой работы экипажа Иконникова складывался из ежедневного опасного и напряжённого труда.

В 1942 году экипаж лейтенанта Иконникова совершил 24 успешных боевых вылета. Он бомбардировал железнодорожный узел Ржев во время проведения Ржевско-Сычёвской операции, Орёл в дни августовских ожесточённых боёв под городом Сухиничи, Щигры, разрушил переправу через реку Дон в районе города Семилуки. В июле и сентябре 1942 года Иконников совершил 2 сверхдальних налёта на город Кёнигсберг в устойчивой кучной облачности. За свою боевую работу в последний день 1942 года лейтенант Иконников был награждён орденом Красного Знамени. Тогда же ему было присвоено звание старшего лейтенанта.

Участвуя в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года, старший лейтенант Иконников со своим экипажем совершил 15 боевых вылетов по уничтожению узлов сопротивления противника в районы станции Мга и артиллерийских позиций врага у посёлка Беззаботинский, где создал 14 пожаров и 3 взрыва большой силы.

Ещё 3 сверхдальних боевых вылета на объекты Кёнигсберга и Варшавы экипаж Иконникова совершил весной 1943 года. Кроме этого он неоднократно вылетал на бомбардировку железнодорожных узлов в городах Орёл и Брянск. А когда нашему командованию от подпольщиков пришли разведданные о наличии большого вражеского аэродрома в районе посёлка Сеща Брянской области, Иконников 3 раза наведался и туда, произведя более десятка очагов пожаров в виде горящих вражеских бомбардировщиков и аэродромных сооружений. За отличную боевую работу он был награждён вторым орденом Красного Знамени. И весь его экипаж был награждён такой же наградой.

В августе 1943 года экипаж Иконникова в основном работал на Смоленском направлении в ходе разворачивавшихся Духовщинской, а за ней и Смоленской операций. 26 августа 1943 года его самолёт снова был подожжён над вражеской территорией. И снова экипажу удалось спастись на парашютах, причём Иконников покинул падающий самолёт всего на высоте 200 метров, рискуя, что её не хватит для приземления. Всего на подступах к Смоленску и в районы Духовщины и Рославля Иконников выполнил 17 успешных боевых вылетов, создав 25 очагов пожаров и 6 больших взрывов.

В ноябре 1943 года получивший почётное звание «Смоленского» 455-й авиаполк дальнего действия был переведён на Кольский полуостров и перелетел на аэродром Африканда, где действовал до апреля 1944 года. Отсюда экипаж старшего лейтенанта Иконникова начал производить боевые вылеты на бомбардировку территории Финляндии и Норвегии, выполнил 38 боевых вылета, в том числе 2 вылета произвёл на бомбардировку норвежского порта Киркенес.

В ночь на 12 февраля 1944 года его экипаж вылетел на финский железнодорожный узел Оулу. При освещении цели Иконников заметил стоящие на станции эшелоны, после чего 4 раза зашёл на цель и сбросил 8 бомб. В результате были повреждены железнодорожные вагоны, и возникло 4 очага пожаров.

12 марта 1944 года экипаж Иконникова совершил вылет на бомбардировку вражеского аэродрома в посёлке Алакуртти, где вызвал 2 очага пожаров. А 27 марта он совершал боевой вылет в тот же район. От интенсивного зенитного огня в самолёте Иконникова возникли повреждения в шасси, глушителе мотора, центроплане, маслобаке и лонжероне правого крыла. Несмотря на это лётчик не свернул с боевого курса и все бомбы сбросил на цель. За большой урон, нанесённый противнику, в том же марте 1944 года старший лейтенант Иконников был награждён орденом Ленина, а в следующем месяце стал капитаном, заместителем командира эскадрильи.

В июне 1944 года экипаж капитана Иконникова во время Выборгской операции войск Ленинградского фронта совершил 2 боевых вылета на бомбардировку оборонительных позиций противника на подступах к городу Выборг. А в конце того же месяца его полк перебазировался на центральное направление.

В ходе начавшейся Белорусской операции 29 июня 1944 года экипаж капитана Иконникова выполнял боевое задание по бомбардировке железнодорожного узла города Минск. Пробившись через грозовые облака, лётчик точно вышел на цель и создал на путях несколько сильных взрывов, сильно повредив железнодорожное полотно.

В следующем месяце наряду с фронтовыми вылетами в районы городов Молодечно, Лида, Вильнюс, Иконников совершил 2 дальних вылета на бомбардировку военных объектов в прусских городах Инстербург (Черняховск) и Тильзит (Советск). А в сентябре 1944 года его экипаж произвёл 2 сверхдальних боевых вылета на города Будапешт и Дебрецен, причём в Будапеште лётчики не разрушили ни одного жилого здания или дворца, очень точно уложив бомбы на военный завод, оправдывая тем самым почётное звание гвардейцев, которое получили в августе 1944 года.

К октябрю 1944 года гвардии капитан Иконников совершил более 250 боевых вылетов, и был представлен к званию Героя Советского Союза. 5 ноября 1944 года он был удостоен этого высокого звания.

В 1945 году ставший уже командиром эскадрильи гвардии капитан Иконников совершил ещё 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов противника в городах Данциг (Гданьск), Штеттин (Щецин) и портовых сооружений на берегу Балтийского моря. А последний, 285-й боевой вылет он совершал на берлинский пригород Шпандау. За этот боевой счёт он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

После войны Иконников окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации, после чего служил в ВВС на должностях заместителя и командира дальнебомбардировочного полка. Одним из первых освоил дозаправку в воздухе самолёта Ту-16. Последние несколько лет был на штабной работе в Москве.

После выхода в запас в 1972 году Владимир Дмитриевич Иконников с супругой Музой Васильевной остались жить городе-герое Москве, где Герой войны вёл активную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.