Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Гавриш Иван Фомич

Гавриш Иван Фомич

07.04.1920 - 30.10.1994

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 6236

Гавриш Иван Фомич - командир звена 74-го гвардейского Сталинградского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская Сталинградская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 7 апреля 1920 года в селе Садовое, ныне Московского района Чуйской области республики Кыргызстан, в семье крестьянина. Украинец. Окончил неполную среднюю школу. Жил в городе Фрунзе (Бишкек). Работал подручным работником на аэродроме.

В Красной Армии с 1938 года. В марте 1940 года окончил Вольское военное авиационно-техническое училище (сейчас Вольское высшее военное училище тыла, военный институт). Служил на должности авиационного техника в 136-м бомбардировочном авиационном полку в городах Лебедин Сумской и Бердичев Житомирской областей.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Войну начал авиатехником. В 1943 году переучился на самолёт Ил-2. Был старшим лётчиком и командиром звена. Воевал на Юго-Западном, Южном, Сталинградском, снова Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах. Член КПСС с 1944 года. В боях 1 раз ранен.

Участвовал:
- в приграничных оборонительных боях в районе городов Дубно, Ровно, Бердичев, в обороне Киева, в боях под Харьковом – в 1941 году;
- в Барвенково-Лозовской операции, в Сталинградской битве – в 1942;
- в боях на реке Миус, в Донбасской и Мелитопольской операциях, в боях в Северной Таврии, в том числе в районе Сивашского плацдарма и Перекопа – в 1943;
- в боях на Никопольском плацдарме и в Крыму, в Белорусской операции, в том числе в освобождении городов Орша, Борисов, Минск, территории Литвы, в Гольдапско-Гумбинненской операции – в 1944;
- в боях в Восточной Пруссии, в том числе в Инстербургско-Кенигсбергской и Земландской операциях – в 1945.

Командир звена 74-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант Гавриш к марту 1945 года совершил 100 боевых вылетов, подбил 13 танков, уничтожил около 60 автомашин, несколько складов с боеприпасами, много другой техники и живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Гавришу Ивану Фомичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6236).

Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 129 боевых вылетов.

После войны продолжал служить в должностях командира эскадрильи и помощника по воздушно-стрелковой службе командира штурмового авиационного полка в Северо-Кавказском военном округе (СКВО). В 1953 году окончил высшие офицерские лётно-технические курсы.

С 1959 майор И.Ф.Гавриш - в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону. Умер 30 октября 1994 года. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.

На территории Вольского высшего военного училища тыла (военный институт) установлена памятная доска в мемориальном комплексе.

Награждён орденом Ленина (19.04.45), 2 орденами Красного Знамени (03.07.44; 29.01.45), орденом Александра Невского (07.02.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (07.10.44; 11.03.85), орденом Красной Звезды (30.12.56), медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».


С детства жизнь Ивана Гавриша была связана с самолётами. Жил он в городе Фрунзе рядом с аэродромом и вместе с другой детворой часто восторженно встречал посадки и взлёты хрупких бипланов. Но их хрупкость оказалась лишь кажущейся. В этом Гавриш убедился, когда стал работать на аэродроме.

В 1938 году Сталинским РВК города Фрунзе Иван Гавриш был призван в армию и «по своей специальности» направлен на учёбу в Вольское военное авиационно-техническое училище, готовившее авиационных техников для полков ВВС. После окончания училища в марте 1940 года авиатехник 2-го ранга Гавриш был направлен для прохождения службы в город Лебедин Сумской области, где на базе 2-х эскадрилий, участвовавших в финской войне, в это время формировался 136-й бомбардировочный авиаполк. В начале следующего, 1941 года полк Гавриша вошёл в 19-ю авиадивизию Киевского особого военного округа и перебазировался на аэродром в город Бердичев.

В первые дни Великой Отечественной войны ввиду отличного уровня маскировки, обеспеченного обслуживающим персоналом, аэродром полка не подвергся вражеским бомбовым ударам, и поэтому участвовал в налётах на гитлеровские моторизованные колонны с первого дня. Много было работы у техников – самолёты СБ и Як-2 возвращались на аэродром с пробоинами и неисправностями. Экипаж Гавриша 23 июня 1941 года не вернулся с боевого задания, и авиатехник работал на других самолётах. А лётчики ежедневно вылетали в районы городов Броды, Ровно, Тернополь.

7 июля 1941 года немецкая 11-я танковая дивизия, прорвав «линию Сталина» на реке Случь и покрыв 80 километров, подошла к Бердичеву. Для аэродрома этот прорыв был крайне неожиданным, и персонал, в том числе и техник Гавриш, вступил в бой. Но что могли сделать с немецкими танками люди, не все имеющие даже винтовки? В результате короткого боя гитлеровцы захватили на аэродроме 12 самолётов, а уцелевшие техники, авиаспециалисты и офицеры обеспечения вместе с управлением полка были передислоцированы в район посёлка Ичня Черниговской области. К этому времени в строю осталось всего 9 исправных самолётов.

Тем не менее, и в июле, и в августе 1941 года полк вёл посильные боевые действия по защите Киева. А в сентябре, когда в тылу Юго-Западного фронта сомкнулись клещи танковых войск Гудериана и Клейста, лётчики сумели эвакуироваться под Харьков. Некоторых техников они засовывали в фюзеляжи самолётов, но всех вывезти не удалось. Гавриша таким образом спас старший лейтенант Л.М.Дюжаков, многие же его боевые товарищи погибли и попали в плен в киевском окружении.

В октябре-декабре 1941 года с полком Гавриша происходила чехарда. Сначала он пополнился 15-ю истребителями и был преобразован в 655-й ИАП, которые почти все очень быстро погибли в боях за Харьков. Затем в полк прибыли самолёты И-153 («Чайки») и небольшое количество По-2, и полк стал 655-м легкобомбардировочным. В декабре 1941 года его включили в состав 9-й армии Южного фронта, и лётчики полка участвовали в Барвенковско-Лозовской операции, в результате которой юго-восточнее Харькова был завоёван Барвенковский выступ. Всё это время до февраля 1942 года авиатехник Гавриш участвовал в боевой работе своего полка, ремонтировал повреждённые самолёты, готовил их к вылетам. Полк в это время специализировался на работе по ночам.

В феврале 1942 года полк Гавриша был выведен в тыл для переучивания на штурмовики Ил-2. Тогда же авиатехник по собственной инициативе стал посещать теоретические занятия. Но до практики дело не доходило.

В мае 1942 года войска Юго-Западного и Южного фронтов начали наступление на Харьков. Но гитлеровское командование в свою очередь подготовило операцию по окружению наших войск в Барвенковском выступе. Двумя танковыми клиньями гитлеровские войска обрушились на наши фланговые армии. Основной удар пришёлся по подразделениям 9-й армии. Немедленно в качестве смешанного 655-й авиаполк был брошен на штурмовки вражеских танков, устремившихся к городу Изюм. Во встречных боях с гитлеровскими воздушными армадами пал ряд замечательных лётчиков. Авиатехникам тоже досталось от частых налётов на аэродром в Сватово. Катастрофу под Барвенково предотвратить не удалось.

Окружив и ликвидировав 3 наши армии, гитлеровские войска устремились на восток в большую излучину Дона. В июле 1942 года был образован Сталинградский фронт, в состав 8-й воздушной армии которого был включен и 655-й САП. Всю Сталинградскую битву авиатехник Гавриш трудился на аэродроме за Волгой в районе деревни Столярово. Полк вёл напряжённейшую работу по штурмовке вражеских войск, наступавших на Сталинград с юга, из района города Котельниково. В самые критические августовские и сентябрьские дни авиатехникам приходилось не спать сутками, приводя в порядок израненные в боях самолёты. Иногда Гавриш и другие техники совершали чудо, вернув к жизни практически не подлежащий восстановлению штурмовик. В дни полного освобождения Сталинграда 655-й авиаполк был на 3 месяца выведен в резерв для окончательного преобразования в штурмовой и включен в состав 226-й штурмовой авиадивизии, ставшей 1-й гвардейской «Сталинградской».

Именно в это время Гавриш написал судьбоносный для него рапорт с просьбой включить его в группу «новичков», сформированную для переучивания с «кукурузника» По-2 на грозную машину Ил-2. И случилось невозможное, его рапорт был удовлетворён. Сказались «ветеранский» опыт участия в боях с июня 1941 года и теоретическая подготовка, которую он прошёл в апреле 1942 года. Так Гавриш стал лётчиком-штурмовиком 74-го гвардейского штурмового авиаполка.

Правда, первого боевого вылета старшине Гавришу пришлось дожидаться 8 долгих месяцев. Он учился лётному мастерству и весной в районе Котельниково, и летом, когда авиадивизия начала боевые действия по прорыву «Миус-фронта», и в сентябре-октябре, когда шла операция по освобождению Донбасса и бои за город Мелитополь.

Первый свой вылет старшина Гавриш совершил в конце октября 1943 года на штурмовку вражеских позиций юго-западнее города Мелитополь. А за ним начались боевые вылеты по поддержанию Сивашского плацдарма 51-й армии и на штурмовку гитлеровских оборонительных сооружений на Перекопском перешейке. Зимой 1943-44 годов Гавриш в составе групп неоднократно вылетал на штурмовку вражеских переправ через Днепр в районе Никопольского плацдарма, и в освобождении советскими войсками 8 февраля 1944 года города Никополь была и его малая лепта. Тогда же он получил первое офицерское звание, стал гвардии младшим лейтенантом.

Накануне наступления войск 4-го Украинского фронта в Крыму 7 апреля 1944 года 32 Ил-2 совершили налёт на вражеский аэродром в районе села Весёлое южнее Джанкоя. В этом налёте участвовал и гвардии младший лейтенант Гавриш. Основные силы штурмовиков с малой высоты ударили по предварительно распределённым между группами стоянкам самолётов. Затем Гавриш встал в общий "круг" и с высоты 200-250 метров продолжили штурмовку, совершив 2 захода. Тем временем другая группа успешно подавляла зенитные батареи. Контрольные фотоснимки показали, что в этом налёте штурмовики уничтожили 12 Ю-87 и 25 повредили.

Но ещё «порадовать» гитлеровцев на земле Крыма Гавришу было не суждено. На второй день операции командование приказало послать группу авиаторов на перегонку с завода новых самолётов, и Гавриш попал в их число. Тем временем 9 мая 1944 года был освобождён последний советский город в Крыму - Севастополь.

По приказу Ставки ВГК в конце мая 1944 года 1-я гвардейская штурмовая авиадивизия была передана в 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта, и уже 12 июня 1944 года Гавриш приземлился на фронтовом аэродроме. А 23 июня началась операция «Багратион» по освобождению Белоруссии и Литвы, в ходе которой Гавриш совершил 33 успешных боевых вылета в районы городов Орша, Борисов, Минск, за что был награждён орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, а так же получил погоны лейтенанта.

Так 1 июля 1944 года при штурмовке отступающего противника в районе лесного массива у села Шепелевичи в составе 6 Ил-2 Гавриш реактивными снарядами взорвал склад с боеприпасами, а бомбами ПТАБ поджёг 8 автомашин и истребил 10 гитлеровцев. Всего штурмовики сделали на гитлеровцев 8 заходов.

5 июля 1944 года 6 Ил-2 совершили налёт на колонну отходящего противника в район населённых пунктов Волы – Пикален. Несмотря на ураганный огонь зениток, штурмовики здесь в 3-х заходах уничтожили 20 автомашин, 3 бензозаправщика, 10 повозок и до 20 гитлеровцев. При отходе от цели группу атаковали 2 Ме-109 и 3 ФВ-190. Первым атакам подвергся самолёт Гавриша. Вместе с воздушным стрелком лётчик не только отразил атаки от себя, но и 3 атаки от ведущего группы. А 1 августа 1944 года на территории Литвы за 3 вылета Гавриш увеличил свой счёт ещё на 1 танк, 8 автомашин и 15 гитлеровцев, причём вылеты были разведывательными.

В октябре 1944 года войска 3-го Белорусского фронта вплотную приблизились к границе с Восточной Пруссией, и для лётчиков-штурмовиков началась насыщенная напряжённая работа, особенно в дни прорыва вражеской линии обороны на границе, при взятии городов Шталлупенен, Эйдкунен, Пилькален, Инстербург и окружении вражеской группировки в Кёнигсберге. В Восточной Пруссии Гавриш, в ходе боёв ставший гвардии старшим лейтенантом и командиром звена, 70 раз поднимался в небо и за успешное выполнение боевых заданий был награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского.

Так в ходе Гольдапско-Гумбинненской операции 16 октября 1944 года Гавриш штурмовал гитлеровские позиции в районе города Эйдкунен. 22 октября в составе 6 Ил-2 он атаковал контратакующего противника в районе города Гумбиннен. В этом вылете было уничтожено 3 танка, 4 артиллерийских и 3 зенитных батареи, 8 автомашин с боеприпасами и 30 гитлеровцев. На следующий день в районе населённого пункта Жургупхен при штурмовке вражеских танков на группу налетело 6 ФВ-190 и 4 Ме-109. В этом бою Гавриш отбил 4 атаки от своего самолёта и 2 – от своего ведущего. Кроме этого, несмотря на трудности воздушного боя, ему удалось сфотографировать результаты работы штурмовиков по танкам.

В середине 1945 года началась Инстербургско-Кенигсбергская операция. Накануне её, 14 января, Гавриш вылетел ведущим пары на разведку вражеской обороны в районе населённого пункта Мент-Кумкампен. Обнаружив большое скопление танков, пара снизилась до бреющего полёта, и Гавриш произвёл фотографирование ценных разведданных.

15 февраля 1945 года гвардии старший лейтенант Гавриш в составе 5 Ил-2 вылетел с задачей сопровождать наши наземные части в район населённого пункта Загирн. Штурмовики не только уничтожили 5 артиллерийских и зенитных батарей, 6 автомашин с боеприпасами и до 40 гитлеровцев, но и помогли пехоте в продвижении на 5 километров.

Но самым тяжёлым для Гавриша выдался день 21 февраля 1945 года. В этот день он при плохих метеоусловиях выполнял вылет на подавление огневых средств противника в районе пункта Висельхефен южнее Кёнигсберга. 6 Ил-2 были встречены ураганным зенитным огнём. Гавриш, обнаружив на западной окраине селения батарею полевой артиллерии, пикированием и осколочными бомбами уничтожил её, а затем продолжил выполнение задачи.

В этот же день Гавриш производил второй вылет на штурмовку перешедшей в наступление Хейльбергской вражеской группировки. И тут в его самолёт попал зенитный снаряд. Лётчик был ранен, но, несмотря на это, продолжал свою работу, пока не израсходовал весь боекомплект. Но на обратный путь искалеченного самолёта не хватило, и Гавришу пришлось его сажать, едва перетянув через линию фронта, всего в 500 метрах от гитлеровцев. Там его спасла наша пехота и отправила в медсанбат.

К этому времени гвардии старший лейтенант Гавриш совершил 100 успешных боевых вылетов, из которых 21 – на разведку, и участвовал в 7 воздушных боях с истребителями противника. Им было уничтожено 13 танков, 58 автомашин с пехотой и грузами, 2 склада с боеприпасами, 25 повозок, 11 полевых орудий, 6 зенитных орудий, 10 зенитно-пулемётных точек и более 300 гитлеровцев. Этот внушительный боевой счёт и личный героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, позволил командованию представить его к званию Героя Советского Союза, которое было реализовано Указом ПВС 19 апреля 1945 года.

В это время гвардии старший лейтенант Гавриш снова был в боевом строю и участвовал в штурмовках вражеских войск на Земландском полуострове и в районе морской крепости Пиллау. К концу войны с учётом боёв на 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах он совершил 129 успешных боевых вылетов.

После войны Иван Фомич Гавриш ещё почти 15 лет прослужил в штурмовой авиации и дослужился до звания майора и должности помощника командира полка по воздушно-стрелковой подготовке. А с 1959 года он, выйдя в запас, продолжил свою мирную трудовую жизнь в городе Ростов-на-Дону.

Биография дополнена Валерием Воробьевым.

Биографию подготовил: Сергей Кащеев

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации