Герой Советского Союза
ВМФ: Подводники
Морухов Александр Сергеевич

Морухов Александр Сергеевич

23.03.1919 - 22.09.2001

Герой Советского Союза

Даты указов

22.07.1944

Медаль № 5360

Орден Ленина № 20008

Морухов Александр Сергеевич – командир отделения трюмных гвардейской подводной лодки «М-35» (3-й дивизион бригады подводных лодок Черноморского флота), старший краснофлотец.

Родился 23 марта 1919 года в деревне Митьково Подсосонской волости Юхновского уезда Смоленской губернии (ныне не существует, территория Подсосонского сельского поселения Угранского района Смоленской области). Русский. В 1931-1934 годах работал в колхозе. В 1937 году окончил 7 классов школы в селе Климово (ныне село Климовский Завод Юхновского района Калужской области). С 1937 года жил в Москве. В 1937-1939 годах работал слесарем сантехнической конторы, с января 1939 года – слесарем-сантехником в конторе №4 московского Метростроя.

В ВМФ с ноября 1939 года. До ноября 1940 года проходил обучение в учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова (город Ленинград). Служил трюмным машинистом на подводной лодке (на Черноморском флоте).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – сентябре 1944 – трюмный машинист и командир отделения трюмных подводной (с мая 1943 – гвардейской) лодки «М-35» (Черноморский флот). Участник обороны Севастополя и Кавказа, освобождения Крыма. Всего участвовал в 34 боевых походах (в 32 – на подводной лодке «М-35» и в 2 – на других подводных лодках), в ходе которых было проведено 16 торпедных атак, потоплено 3 и повреждено 1 судно противника.

14 сентября 1942 года при срочном погружении для уклонения от самолёта противника подводная лодка «М-35» из-за попадания воды в дизельный отсек провалилась на глубину 100 метров. Благодаря своевременному вмешательству А.С.Морухова, продувшему по приказанию командира цистерну быстрого погружения и кормовую цистерну главного балласта, подводная лодка не достигла критической глубины.

В сентябре 1943 года выходил в боевой поход на подводной лодке «М-113». Находясь на позиции в надводном положении, 28 сентября 1943 года лодка подорвалась на плавающей мине, в результате чего носовая часть до 9-го шпангоута оказалась оторванной. А.С.Морухов своими грамотными действиями создал условия для успешной борьбы за живучесть «М-113», чем способствовал скорейшему устранению последствий аварии.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии старшему краснофлотцу Морухову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу на подводных лодках (на Черноморском флоте). В июне 1946 года старшина 1-й статьи А.С.Морухов демобилизован.

В 1946-1948 годах работал начальником отдела кадров строительства №33 в московском Метрострое. В 1950 году окончил индустриально-технические курсы Метростроя. В 1950-1954 – старший инженер-диспетчер отдела главного механика Управления Метростроя.

В 1957 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Продолжал работать в Метрострое: прорабом по технике безопасности (1957-1960), начальником смены строительно-монтажного управления №4 (1960-1972), начальником шахтостроительного участка (1972-1973), участковым механиком (1973-1976), сменным инженером (1976-1982) и механиком участка (1982-1986).

В 1986-1988 годах работал в Ленинградском райкоме партии г.Москвы.

Жил в Москве. Умер 22 сентября 2001 года. Похоронен на Черкизовском (северном) кладбище в Москве.

Старшина 1-й статьи (1945). Награждён орденами Ленина (22.07.1944), Красного Знамени (9.11.1942), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (24.05.1944) степеней, «Знак Почёта» (16.06.1967), медалью «За отвагу» (19.06.1943), «За боевые заслуги» (4.10.1943), другими медалями.

Сочинение:
Когда усталая подлодка из глубины идёт домой... // «Воин России», 2002, №3, с.104-108.


О подвиге А.С.Морухова в книге «Подводная вахта» рассказывает его командир Герой Советского Союза М.В.Грешилов:

"На мостике стоит первая боевая смена, заступившая в шестнадцать часов. Я, как вахтенный командир, сигнальщики, боцман Николай Хриненко, командир отделения штурманский электрик Виктор Мамаев.

Предупредил сигнальщиков о возможности появления вражеских самолетов с аэродромов Крыма, чтобы внимательно следим за морем и воздухом.

- Слева на траверзе под облаками летит орел, - доложил Мамаев. - Не к добру это, товарищ командир.

- Не будьте суеверным, товарищ Мамаев, лучше следите за самолётами, - ответил ему.

С левого борта в сторону Турции облачность высокая с голубыми просветами неба. Впереди по носу - низкая, горизонт тёмный, на море барашки.

- Прямо по курсу на соте самолет! - доложил ко, стоявший слева от саю взгляд в сторону командую: "Срочное погружение".

Мамаев и Хриненко бросились в лодку, я еще раз взглянул на самолёт в бинокль, успел у него за хвостом шлейф дыма, подумал, что лётчик заметил нашу лодку и дал газ. Это был Ю-88.

Мигом бросаюсь в лодку, закрываю рубочный люк.

- Заполнить цистерну быстрого погружения, нырять на глубину сорок метров!

Вахтенный трюмный Александр Морухов, услышав команду, дал ряд протяжных ревунов, открыл кингстоны средней цистерны быстрого погружения. После доклада из пятого отсека о готовности к погружению открыл клапаны вентиляции цистерн, и лодка начала погружаться.

Боцман Хриненко уже сидел у горизонтальных рулей, переложив их на погружение.

Пока я спускался по трапу в центральный пост, лодка с небольшим дифферентом на на нос погружалась и была уже на глубине шесть метров.

Срочное погружение проходило нормально, нам нужно побыстрей уходить от самолета на глубину.

Морухову сказал:

- Цистерну быстрого погружения будем продувать на глубине двадцать метров.

Хриненко докладывает глубину погружения через каждые десять метров. Достигли двадцатиметровой глубины.

- Продуть цистерну быстрого погружения, не допуская выхода воздушного пузыря на поверхность! - скомандовал я Морухову.

Засвистел воздух высокого давления в цистерну.

- Продута цистерна быстрого погружения, - доложил Морухов.

Лодка стала легче на одну тонну.

- Глубина тридцать метров! - доложил Хриненко.

С левого борта разорвались две глубинные бомбы на большом расстоянии.

"Значит, не заметили немецкие летчики точного места нашего погружения", - подумал я.

- Глубина сорок метров!

- Так держать! - скомандовал я.

Вижу, боцман перекладывает рули на всплытие и создает небольшой дифферент на корму, чтобы удержать лодку на заданной глубине.

- Глубина пятьдесят метров!

Решил, что мы проскочили по инерции из-за позднего продувания цистерны быстрого погружения, это наша рабочая глубина, ведь мы погружались с большой скоростью, и цистерну быстрого погружения надо было продуть на перископной глубине, как требовала инструкция. Поступи мы по инструкции, лодка задержалась бы с уходом на глубину на полминуты, и нас бы засекли вражеские лётчики.

Между тем дифферент на корму возрос до 20 градусов, чувствую, что лодка тяжелеет.

- Дать самый полный! - Морухов репетует мою команду в шестой отсек.

Стрелка глубиномера показывает 60 метров, это наша предельная глубина погружения, на ней мы не раз бывали.

- Глубина 65 метров, дифферент возрос до 30 градусов.

- Продуть кормовую цистерну главного балласта аварийно! - приказываю Морухову.

Засвистел воздух высокого давления по трубам. Глубина достигла 70 метров. В центральном посту раздался треск, из визира уравнительной цистерны вырвалась струя воды, ударилась в подволок, в отсеке образовался водяной туман.

Командир отделения трюмных Александр Акинин и командир отделения радистов Дмитрий Наумов кинулись за аварийным инструментом, нашли деревянную пробку и быстро забили в трубу уравнительной цистерны.

Через несколько секунд течь прекратилась.

Воздух свистит по трубам. Глубина 80 метров Корпус лодки начинает потрескивать, но падение её замедлилось, хотя всё ещё продолжаем медленно погружаться.

Морухов чувствует, что давление в магистрали падает, он самостоятельно подключает вторую группу баллонов, свист в трубах усилился, корпус продолжает зловеще трещать.

Держусь руками за приборы на подволоке. Лодка стала особенно вибрировать от увеличенного хода, начали тускнеть лампы освещения в отсеке, догадываюсь, что садится аккумуляторная батарея от сильной перегрузки электродвигателя.

Вижу, стрелка приближается к цифре 90 метров. "Как глупо погибаем!" - пронеслось у меня в голове.

Стрелка прибора медленно движется к 100 метрам, дифферент лодки достиг 35 градусов на корму. Прошла секунда, стрелка остановилась и начала быстро передвигаться вправо.

Глубина 76 метров! Кажется, остались живы. Дифферент выровнялся на глубине 60 метров, затем начал идти на нос.

- Заполнить частично кормовую цистерну, - сказал я Морухову. - Держать глубину двадцать метров!

Лодка быстро подвсплыла до перископной глубины, а затем погрузилась на 20 метров. Хриненко уверенно удерживает заданную глубину.

Прошло не более пяти минут после сигнала "Срочное погружение", а они нам показались вечностью.

Стал размышлять о случившемся, никто нам ничего не доложил из кормовых отсеков. По поведению лодки у нас была тяжелая корма, но от чего же?

Меня волнует причина случившегося и, чтобы окончательно во всем разобраться, вызываю в центральный пост инженера-механика Ивана Валикова, старшин Билецкого и Сергеева, они подробно рассказывают о происшедшем.

Основным виновником оказался курсант пятого курса инженерного училища, отдыхавший после вахты за дизелем Он находился с нами во втором походе, участвовал в погружении лодки по срочному. Услышав сигнал ревуна, он кинулся закрывать газоотводный клинкет, который уже был закрыт Соловьёвым за две секунды после остановки дизеля. Курсант начал вращать маховик клинкета на закрытие, но тот не поддавался. Курсант растерялся, начал вращать маховик в другую сторону, на открытие, в результате чего в лодку попало более 3 тонн забортной воды.

Благодаря умелым действиям личного состава и особенно Александра Морухова, лодка была спасена от гибели. Он и в дальнейшем отличался не раз. В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Уточняю у подчиненных, сможем ли мы продолжать движение на позицию? Они отвечают: серьёзных повреждений дизеля и электрооборудования нет, необходимо около двух часов на уборку пятого отсека, замену масла в двигателе, приведение в порядок аккумуляторных ям.

После заслушанных докладов принял решение продолжать следовать на позицию".

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

"Морской сборник", 2005, № 11.

Витязи черноморских глубин. Симферополь, 1978

Военные моряки – герои подводных глубин (1938-2005). – Кронштадт, 2006.

Герои огненных лет. Книга 1. М.: Московский рабочий, 1975

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Грешилов М.В. Подводная вахта. Курск, 1948.

Документы Государственного архива Российской Федерации

Зингер М.Э. Герои морских глубин. М.: Воениздат, 1959.

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.