Герой Социалистического Труда
Полярники
Корнилов Николай Александрович

Корнилов Николай Александрович

05.06.1930 - 29.05.2017

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.11.1970

Медаль № 13185

Орден Ленина № 391991

Памятники

Плита колумбария

Корнилов Николай Александрович - младший научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института Академии наук СССР, город Ленинград.

Родился 5 июня 1930 года в селе Ямская Слобода Владимирского района Ивановской Промышленной области, ныне - в черте города Владимира. Русский. Вырос в городе Шуя Ивановской области, куда был направлен отец по распределению после окончания Московского политехнического института. Окончил среднюю школу №1.

В том же году уехал в город Ленинград (ныне - Санкт-Петербург) и поступил в Высшее арктическое морское училище имени адмирала С. О. Макарова (ныне - Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова). С 1952 года, ещё будучи студентом, начал работать в Арктике. Окончив институт, получил специальность инженера-океанолога и по распределению уехал на Север. В течение семи лет работал в Арктической научно-исследовательской обсерватории в посёлке Тикси (Якутия). Ежегодно участвовал в экспедициях по исследованию гидрологии и ледового режима моря Лаптевых, залива Буф-Хая. Программы экспедиций, несмотря на очень сложные и опасные ситуации, выполнялись вовремя с превышением плановых заданий. В период навигации сутками находился в воздухе, обеспечивая проводку караванов судов на трассах Северного морского пути. По возвращении из экспедиции работал в Арктическом и антарктическом институте, обобщая опыт полевых исследований.

В 1961 году был назначен руководителем дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-10». Она стала первой в истории станцией, открытой на дрейфующих льдах не с помощью самолётов, а с судна - атомного ледокола «Ленин». С момента выгрузки экспедиционного имущества до торжественного подъёма флага прошло не более недели. Эта станция проработала два года с лишним - 732 дня и навсегда вошла в историю освоения Арктики.

В феврале 1962 года на побережье Восточной Антарктиды (Земля Эндерби, побережье моря Космонавтов) был открыта станция Молодёжная. Долгие годы она считалась «столицей» советских, а после 1991 года - российских полярников. Во время работы 9-й Советской антарктической экспедиции (1963-1965) Н.А. Корнилов был начальником этой станции. В 1965-1966 годах руководил высокоширотными экспедициями в Арктике – «Север-17» и «Север-18».

В 1967 году опять вернулся в Антарктиду. Во время работы 13-й Советской антарктической экспедиции (1967-1969) Н.А.Корнилов вновь руководил станцией Молодёжная. Здесь он работал над созданием взлётно-посадочной полосы на снежно-ледовом основании. Для этого он организовал опытные участки, где разрабатывался и испытывался метод, производил необходимые расчёты. При этом нужно отметить, что его идея была абсолютно новаторской, а предложенный метод нигде до этого не применялся: ни в Арктике, ни в Антарктике, ни в отечественном, ни в зарубежном строительстве. Руководил научными работами, лично много раз выезжал для гидрологических исследований на припой за много километров от станции. После завершения работ 13-й САЭ был назначен начальником рейса на дизельэлетроходе «Обь», руководил морскими работами по погрузке 14-й САЭ .

Указом Президиума Верховного совета СССР от 16 ноября 1970 года за отличное выполнение заданий в особо трудных условиях Арктики и Антарктики и проявленные при этом мужество и героизм, Корнилову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Этим же Указом высокое звание было присвоено начальнику 16-й САЭ И. Г. Петрову.

В дальнейшем был организатором, руководителем и участником 20-й (1974-1976), 25-й (1979-1981), 28-й (1982-1984), 33-й (1987-1989) Советских и 37-й Российской антарктической экспедиций.

В 1976-1994 годах – заместитель директора Арктического и антарктического НИИ по научно-экспедиционной работе. Осуществляя руководство экспедициями, параллельно выполняля научные исследования. Продолжал руководить национальными и международными программами, проводимыми в полярных областях земли. В 1980 году руководил подготовкой перелёта в Антарктиду самолета Ил-18, в 1986 году был инициатором и руководителем перелета Ил-76. В 1987 году участвовал в первом рейсе в Антарктиду только что построенного в Финляндии научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров». Является одним из авторов проекта первой в мире дрейфующей научно-исследовательской станции «Уэдделл-1» в Антарктике.

В 1994-2002 годах работал главным специалистом АО «ИНТААРИ». Вице-президент Ассоциации полярников.

Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 29 мая 2017 года. Похоронен в Санкт-Петербурге в колумбарии Крематориия.

Награждён орденами Ленина (16.11.1970), Октябрьской Революции (20.10.1980), медалями; знаком «Отличник Аэрофлота».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои земли шуйской. Шуя. 2008

Наградной лист

Подводная археология   Т