Егер Сергей Михайлович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 18283
Орден Ленина № 400090
Егер Сергей Михайлович - главный конструктор и заместитель генерального конструктора Московского машиностроительного завода «Опыт» Министерства авиационной промышленности СССР.
Родился 30 июля 1914 года в поселке городского типа Романовка ныне Саратовской области в семье потомственного железнодорожника. Выходец из поволжских немцев, отец был крупным служащим на железной дороге, мать - учительницей. В 1922 году семья переехала в Тамбов. Окончил там школу-семилетку №5 и фабрично-заводское училище при Тамбовском вагоноремонтном заводе в 1931 году. Работал на этом заводе слесарем, затем техником в бюро реконструкции завода, где выполнил свои первые проектно-конструкторские работы.
В 1932 году переехал в Москву. Работал в ЦАГИ (Центральном научно-исследовательском аэродинамическом институте имени Н.Е.Жуковского) техником-конструктором. С 1933 года работал начальником конструкторской бригады №3 (общих видов) на авиационном заводе №240 (завод №39 имени В.Р.Менжинского) под общим руководством С.В.Ильюшина. В 1936 году окончил Московский авиационный институт.
23 марта 1938 года был арестован сотрудниками НКВД СССР по ложному обвинению в шпионаже. Направлен в ЦКБ-29 (ОТБ НКВД, известная также как «Туполевская шарага») - спецтюрьму НКВД (железнодорожная станция Болшево Ярославского направления Московской железной дороги Московской области, в черте города Королёв), бывшую крупнейшим в СССР 1940-х годов авиационным КБ. Находился в этом спецучреждении вместе с А.Н.Туполевым, С.П.Королёвым и многими другими видными учёными. Работал в бригаде общих видов над самолетами ПБ, Ту-2 и его модификациями. 29 мая 1940 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден по статье 58-6 и 58-7 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы и 5 годам поражения в правах. Освобождён 19 июля 1941 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР (по ходатайству НКВД СССР). Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 10 сентября 1955 года полностью реабилитирован. С 1941 года работал в ОКБ-156 (КБ Туполева). В годы войны работал над совершенствованием и внедрением в производство бомбардировщиков Ту-2.
В 1943 году назначается начальником отдела технических проектов ОКБ-156 А.Н.Туполева. С.М.Егер и его коллеги по отделу принимали решения, каким быть самолету А.Н.Туполева на начальном этапе. В военный и послевоенный период основной тематикой работ были вопросы военного применения разрабатываемых в ОКБ-156 самолётов, в частности, самолётов Ту-22 и Ту-22М (Ту-106). Являлся полноправным автором всех авиамашин ОКБ-156 после войны. Именно благодаря его работам удалось решить многие вопросы существования и применения самолетов А.Н.Туполева. В течение нескольких лет руководил перспективными работами по стратегической системе Ту-135. Член КПСС с 1958 года.
В 1960-е годы работал над проектом среднемагистрального пассажирского самолета Ту-154. С начала 1970-х - руководитель работ по теме Ту-154. Являлся главным конструктором и заместителем генерального конструктора. Последней работой по военной тематике в ОКБ стал проект Ту-145, в серийном производстве Ту-22М. Всего при участии С.М.Егера создано более 70 самолетов, многие из которых выпускались серийно (Ту-2, Ту-14,Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154 и другие). Также работал над Ту-114, Ту-144.
За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1972 года Егеру Сергею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После ухода из ОКБ-156 в 1975 году сосредоточился на преподавательской работе в Московском авиационном институте (с 1968 года до конца жизни был в должности заведующего кафедрой Конструкции и проектирования самолетов). В последние годы жизни занимался конструированием дирижаблей. Проектируемая машина («термоплан») была в состоянии летать на расстояние в 4-5 тысяч километров со скоростью 150 километров в час и перевозить до 500 тонн груза. Но, к сожалению, в условиях перехода страны на новый экономический и общественный уклад, ресурсов и производственных мощностей для серийного производства дирижабля не нашлось.
Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1952), Государственной премии СССР (1986), Ленинской премии (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974), член-корреспондент АН СССР (1984), доктор технических наук (1963), профессор (1966).
Награжден 3 орденами Ленина (06.12.1949, 12.07.1957, 22.09.1972), орденами Октябрьской Революции (26.03.1979), Отечественной войны 1-й (08.08.1947) и 2-й (16.09.1945) степеней, Трудового Красного Знамени (02.11.1944), медалями. На Всемирной выставке в Париже в 1959 году удостоен Большой золотой медали за создание Ту-104, первого в мире пассажирского реактивного самолета.
Жил в Москве. Скончался 30 июля 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 10).
Автор более 100 научных трудов по проектированию и конструированию самолетов.
Сожалел, что его имя не осталось ни в одном названии самолета. Его сын Егер Владимир Сергеевич - директор и главный конструктор ЗАО «Савиат», завершил строительство сельскохозяйственного самолета Е4. Также разработал проект и для Министерства обороны РФ - разведчик Е-3.
Биографию подготовил:
Звягинцев В.Е. Трибунал для академиков. М.: Терра, 2009