Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Масленников Виталий Иванович

Масленников Виталий Иванович

18.04.1909 - 21.03.1983

Герой Советского Союза

Даты указов

13.03.1944

Медаль № 3306

Масленников Виталий Иванович — командир эскадрильи 101-го авиационного полка (1-я авиационная дивизия, 7-й авиационный корпус, АДД), майор

Родился 18 апреля 1908 года в селе Шарташ, ныне в черте города Екатеринбург, в крестьянской семье. Русский. Учился в сельской и Свердловской опытно-показательной имени В.И. Ленина школах. Окончил 9 классов. Работал слесарем в Казани.

В Красной Армии с 1928 года. В 1929 году окончил Вольскую объединённую военную авиационную школу лётчиков и техников, в 1930 году — Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Служил летчиком-инструктором Харьковской военной авиационной школы пилотов, с марта 1933 года — летчиком-инструктором Московской школы пилотов Осоавиахима.

С 1934 года работал лётчиком Гражданского Воздушного Флота в Полярной авиации.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии — с июля 1941 года. В составе Особой группы ГВФ совершал дневные боевые вылеты по доставке боеприпасов и продовольствия в осаждённый Ленинград. Летом 1942 года принимал участие в нанесении бомбовых ударов по войскам противника в районе южнее Курска и по его коммуникациям в тылу.

Вплоть до конца 1943 года В.И. Масленников по заданиям Центрального штаба партизанского движения совершал на самолёте Ли-2 многочисленные вылеты в глубокий тыл противника к партизанам Брянской области, Белоруссии и Украины, в том числе в партизанские соединения С.А. Ковпака, А.Н. Сабурова, А.Ф. Фёдорова, в отряд Д.Н. Медведева. Доставлял оружие и боеприпасы, выбрасывал с парашютом партизанские группы, вывозил раненых и детей.

К сентябрю 1943 года майор В.И. Масленников совершил 193 боевых вылета, из них 59 — на бомбардировку важных железнодорожных объектов в глубоком тылу противника и скоплений его войск, 56 — на выброску боеприпасов и диверсионных групп, 32 — с посадками на партизанских аэродромах. Сбросил 72 тонны бомб, перевёз 89 тонн грузов и вывез 539 раненых партизан и детей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Масленникову Виталию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С апреля 1944 года В.И. Масленников командовал 338-м авиационным полком дальнего действия (впоследствии — 338-й бомбардировочный полк). Участвовал в освобождении Прибалтики и столицы Латвии Риги, за что полк получил наименование Рижского.

К концу войны совершил 446 боевых вылетов с налетом 1585 часов.

С 1946 года подполковник Масленников — в запасе. Работал командиром корабля Московского отдельного авиаотряда полярной авиации. Участвовал в высадке дрейфующих станций на Северном полюсе «Север-2», СП-4, СП-10. За полеты в Арктике награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Жил в Москве.

Умер 21 марта 1983 года. Похоронен в Москве на Химкинском кладбище.

Награждён четырьмя орденами Ленина (31.12.1942; 13.03.1944; …), орденами Красного Знамени (18.08.1942), Александра Невского (05.11.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (05.06.1943; 48.06.1945), орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.


В.И.Масленников – легендарный полярный лётчик, наряду с М.В.Водопьяновым, И.П.Мазуруком, В.И.Аккуратовым, И.И.Черевичным и рядом других. Начал свою работу в полярной авиации осенью 1934 года. На Чукотку, в бухту Провидения, он приплыл на корабле вместе со своим самолетом. Аэродромов в современном значении слова Арктика тогда не знала. Были только места для посадки около того или иного посёлка. Запасным аэродромом считалась любая пригодная площадка по маршруту, гостиницей – снежная яма, укрытая чехлом от мотора. Приходилось ему сидеть на вынужденной посадке около Анадыря, пережидая тринадцать суток пургу. Приходилось в плотном тумане садиться на остров Жохова (земля Де-Лонга, Восточно-Сибирское море), спасая больного зимовщика. Он избороздил все небо Севера, научился отлично летать днем и ночью, в любую погоду. Часы отдыха он проводил обычно за мольбертом, рисовал покорившие его северные пейзажи.

После окончания годичной зимовки в бухте Провидения работал три года линейным пилотом на трассе Иркутск – бухта Тикси; с 1938 по 1940 год – пилотом Обского отдельного гидроавиаотряда; с 1940 по июнь 1941 года – командиром корабля Енисейской группы ГВФ. К началу войны имел на своем счету 4300 часов налета.

С началом войны был вновь призван в армию Красноярским горвоенкоматом. Летал в качестве командира корабля ПС-84 (советская версия лицензионного американского самолета DC-3, впоследствии Ли-2) в Московской авиагруппе особого назначения ГВФ (МАГОН), затем получил назначение в 101-й авиационный полк дальней авиации, котором командовала Герой Советского Союза В.С.Гризодубова.

С 24 июня по 19 августа 1942 года, оказывая противодействие немецким войскам, наступавшим на Сталинградском направлении, с аэродрома базирования (Чкаловский) полк на самолётах Ли-2 наносил бомбардировочные удары по коммуникациям противника, главным образом по железнодорожным узлам Вязьма, Льгов, Полтава, Ржев. В этих ударах принимал участие В.И.Масленников.

28 июля 1942 года был осуществлён первый вылет 8 самолётов в партизанские соединения. В.И.Масленников доставил боеприпасы партизанам Кличева (Могилёвская область Белоруссии). Грузы сбрасывались на парашютах.

В середине августа 1942 года по приказу командующего АДД полк перебазировался в Балашов для боевой работы на Сталинградском направлении. В распоряжении Центрального штаба партизанского движения остались на подмосковном аэродроме три экипажа, в том числе экипаж В.И. Масленникова. В конце августа эта группа и летчики Гражданского воздушного флота доставили в Москву командиров партизанских отрядов и соединений на совещание в Кремль.

В ночь на 16 сентября полк вылетел в Брянские леса, где сосредоточились также партизанские отряды юго-западных районов Орловской области под командованием Емлютина. Вылеты впервые производились с посадкой на площадку Салтановка-Борки. Головным летел В.И.Масленников, который должен был обнаружить партизан и дать сигнал остальным самолётам. Шестнадцать самолетов произвели за ночь по два вылета на площадку Салтановка-Борки, доставив партизанам вооружение и боеприпасы.

В ночь с 16 на 17 сентября экипажи Васильченко и Масленникова доставили в Брянский лес 14 руководителей партизанского движения оккупированных районов РСФСР, Украины и Белоруссии — участников совещания в Кремле. Обратно экипажи вывезли раненых, по 20 человек в самолете. Эти два летчика садились на партизанском аэродроме и в последующие две ночи.

В сентябре же Масленников, Васильченко и Попович выбрасывали группы партизан в район озера Черемнецкое, Ленинградской области. Отдельные самолеты выбрасывали группы руководителей партизанских отрядов.

Позднее самолеты полка неоднократно вылетали на партизанский аэродром под деревней Смелиж Брянской области. На посадочной полосе садились самолеты Масленникова, Слепова и Лунца. Задание выполнили успешно, без потерь. Партизанам были доставлены сотни тонн боеприпасов, взрывчатки, пулеметов, автоматов и противотанковых ружей. Одновременно с полетами в Смелиж летчики Масленников, Васильченко и Слепов выбросили группы партизан западнее Харькова.

Лётчики обеспечили тяжёлым оружием знаменитые рейды партизанских соединений Ковпака и Сабурова на правобережье Днепра. Артиллерией были обеспечены и другие партизанские отряды. Экипаж В.И.Масленникова доставил Ковпаку пушки, а отряду Медведева — противотанковые ружья. На обратном маршруте он произвел посадку в Смелиже, где взял на борт самолета 12 раненых партизан и 14 детей-сирот.

В первую же погожую ночь, с 22 на 23 ноября 1942 года, экипажи В.И.Масленникова, Б.Г.Лунца и Н.И.Слепова вывезли из брянских лесов 36 детей в возрасте от четырех до десяти лет.

В ночь на 17 декабря экипажи Масленникова и Слепова сели в Смелиже и вывезли оттуда 10 детей и 23 раненых партизана. В следующую ночь в Мглин, в соединение А.Ф.Фёдорова, вылетели с посадкой экипажи В.Асавина и В.И.Масленникова. Последний доставил боеприпасы и вывез на Большую землю 20 раненых и детей.

Украинский штаб партизанского движения за отличное выполнение заданий по обеспечению развития партизанского движения на Украине наградил часами ряд лётчиков 101-го полка, в том числе майора В.И.Масленникова, и ходатайствовал об их награждении государственными наградами.

В ночь на 10 марта 1943 года группа из 20 самолетов во главе с заместителем командира полка майором Орловым выбросила на оккупированную территорию Ленинградской области партизанский десант — 206 человек и 12 тонн боеприпасов и оружия.

В апреле !943 года В.И.Масленников доставил двумя рейсами в Кожушки (Новоградо-Волынский район Житомирской области, Украина) пушки в соединение Ковпака.

Почти каждую ночь В.И.Масленников летал в партизанское соединение А.Н.Сабурова.

В свободное от полетов время В.И.Масленников сконструировал лыжи для самолетов Ли-2. Они быстро устанавливались на шасси и легко снимались. После войны лыжи Масленникова успешно применялись в полярной авиации.

В мае 1943 года экипаж В.И.Масленникова на самолёте Ли-2 совершил полёт по маршруту Москва – Сибирь – Фербенкс (Аляска, США), доставив туда группу высокопоставленных дипломатов Министерства иностранных дел СССР.

Через десять дней он на том же самолете, в составе того же экипажа летел на боевое задание, в тыл врага. Пятнадцать посадок к партизанам совершил Масленников за лето, много раз летал бомбить вражеские объекты. Приходилось выполнять и более сложные задания. Например, В.И.Масленников ночью вылетел на поиски попавшей в окружение партизанской бригады, которой командовал М.И.Дука. Несколько часов кружил самолет Масленникова над районом предполагаемого местонахождения бригады, пока по вспышкам выстрелов не определил место, где находилась бригада. На следующую ночь лётчики полка сбросили партизанам боеприпасы.

За совершенные 193 боевых вылета представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа (в сокращении):

Тов. Масленников с первых дней Отечественной войны – в действующей Красной Армии. Имеет общий налет 6302 часа, из них ночью – 1350 часов.
За период работы в группе Особого назначения сделал 146 дневных боевых вылетов по обеспечению города Ленина и в глубокий тыл противника на выброску листовок в районы Рига, Прага, Плоешти. В полку сделал 46 дневных боевых вылетов в интересах Юго-Западного фронта для обеспечения наших частей боеприпасами и 147 боевых вылетов ночью.
Всего 193 боевых вылета, из них: 59 – на бомбардирование важнейших железнодорожных объектов, 56 – на спецзадания по выброске боеприпасов и диверсионных групп и 32 – с посадками на партизанских площадках. Сбросил 72 тонны бомб, перевез 89 тонн груза и вывез 539 человек раненых партизан и детей.
Всего за период Отечественной войны сделал 293 боевых вылета, из них 146 – днем, за что был награжден орденом «Красное Знамя», орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени.
После последнего награждения сделал 25 вылетов на бомбардирование железнодорожных станций и по переднему краю обороны противника. Как командир эскадрильи, проводит большую работу внутри эскадрильи, нацеливая личный состав на выполнение заданий командования по разгрому гитлеровских банд.
За это время эскадрилья сделала 2193 боевых вылета. Из них: 1553 – на бомбардирование важнейших железнодорожных объектов и 640 – на выполнение спецзаданий, сбросила 1190 тонн бомб, перевезла 579 тонн груза и вывезла из глубокого тыла противника 1288 раненых партизан.
Его эскадрилья – это слетанная боевая единица, которая отлично выполняет боевые задания. 89 человек награждены правительственными наградами, из которых многие имеют по 3 – 4 награды.
Следит за выполнением заданий, добиваясь четкости выполнения и наибольшего эффекта. За всю свою летную практику не имел на одного случая невыполнения задания или потери ориентировки. Его экипаж – штурман корабля капитан Покачалов, летчик младший лейтенант Твердохлеб, борттехник старший техник-лейтенант Тайхман, радист старшина Щукин, стрелок старшина Глушак – это слаженный боевой экипаж, выполняющий самые сложные и трудные задания.
Политически развит, делу партии Ленина – Сталина и социалистической Родине предан.
Достоин присвоения звания героя Советского Союза.

Командир 101 АП ДД подполковник Гризодубова
26 августа 1943 года


В 1944 году В.И.Масленников уже сам командовал авиационным полком дальней авиации, а его грудь украшала Золотая Звезда Героя Советского Союза.

После войны В.И.Масленников вернулся в полярную авиацию, совершил огромное количество полётов по доставке грузов, почты, людей на полярные станции, по ледовой разведке и проводке караванов по Северному морскому пути. Вот лишь некоторые эпизоды его работы.

21 июня 1946 года. Московский радиоцентр Главного управления Северного морского пути получил тревожную радиограмму: тяжело ранен метеоролог полярной станции на Земле Бунге Новосибирского архипелага (море Лаптевых); нужна срочная операция. Но как доставить хирурга на крохотный островок? Хирурга решено сбросить на парашюте. 29 июня на летающей лодке с бортовым номером СССР Н-341, взлетевшей с Химкинского водохранилища, экипаж, в составе которого был В.И.Масленников, преодолев почти 7000 километров над тундрой, 1 июля достиг острова. Хирург П.И.Буренин был сброшен на полярную станцию.

23 апреля 1948 года В.И.Масленников в составе группы из трёх самолётов высадил на полюсе исследовательскую экспедицию «Север-2». Долетев до полюса, пилоты стали искать 800-метровый участок ровного льда, подходящий для посадки. Им повезло - они его нашли. Иван Черевичный, пилот самолета, в котором летел начальник экспедиции Александр Кузнецов, приземлил машину первым; за ним на ледовый аэродром посадили свои самолеты Виталий Масленников и командир третьего экипажа Илья Котов. Когда в 1948 году торосами дрейфующий аэродром был разрушен, В.И.Масленникову пришлось взлететь с крохотного обломка ледяного поля, огороженного грядами торосов. Необходимо было максимально облегчить машину, и Виталий Иванович оставил на полюсе даже свой мольберт, с которым он никогда не расставался в Арктике...

В апреле 1954 года в районе семьдесят седьмой параллели нужно было организовать дрейфующую станцию СП-4. Самолет, в котором, кроме командира В.И.Масленникова, находился М.В.Водопьянов, выбрал льдину для организации станции совершил посадку и обмерил все параметры льдины – длину, ширину, толщину льда и другие характеристики.

15 апреля 1956 года В.И.Масленников обнаружил плавучий ледяной остров севернее острова Врангеля, на который 19 апреля сел самолёт Ил-12 Героя Советского Союза Георгия Москаленко с полярниками из группы Константина Сычёва. Сразу же после посадки началось активное завоевание ледяного жизненного пространства. Только за первый месяц дрейфа созданный здесь аэродром принял более 100 транспортных самолетов.

Главным событием арктической навигации 1961 года для экипажа атомного ледокола «Ленина» стало обеспечение высадки на льдину полярников дрейфующей станции «Северный полюс-10». Первую льдину для оборудования лагеря полярников отыскал экипаж самолета Ил-14, пилотируемый В.И.Масленниковым. Его самолёт не только сумел сесть на неё, но и подавал сигналы «Ленину» как приводной радиомаяк.

Ряд биографических данных предоставлен С.Кащеевым (г. Вольск)

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Верхозин А.М. Самолёты летят к партизанам. - М.: Политиздат, 1964

Волович В.Г. На грани риска. - М.: "Мысль", 1985.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Золотые Звёзды свердловчан. - Свердловск: Средне-Уральское кн.изд.1970

Лебедев А.А., Мазурук И.П. Над Арктикой и Антарктикой. - М.: "Мысль", 1991