Беляк Константин Никитович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 19725
Орден Ленина № 459380
Беляк Константин Никитович – советский российский государственный деятель, Министр машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР.
Родился 8 (21) января 1916 года на станции Петровский Завод Забайкальской области (ныне – город Петровск-Забайкальский Забайкальского края) в семье железнодорожного работника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. С 14 лет после окончания фабрично-заводской школы-семилетки работал в железнодорожном депо учеником слесаря, слесарем и помощником паровозного машиниста паровоза в Улан-Удэ. В 1932-1934 годах учащийся Иркутского рабфака. В 1934-1940 годах студент Томского политехнического института. В эти же годы в Томском аэроклубе окончил парашютное, планерное и пилотское отделения.
В 1940-1947 годах работал на авиационном заводе имени В.П.Чкалова в Новосибирске: мастер, технолог, старший технолог, начальник мастерской, заместитель начальника, начальник цеха. С 1944 года комсорг ЦК ВЛКСМ, заместитель секретаря парткома этого же завода. В 1947-1948 годах слушатель Московской авиационной промышленной академии. В 1948 году, после окончания Московской промышленной академии, был назначен директором Куйбышевского агрегатного завода.
В 1950 году был направлен в Комсомольск-на-Амуре, где возглавил Авиационный завод. Работа на авиационном заводе Комсомольске-на-Амуре связана с освоением производства первого советского массового реактивного истребителя МиГ-15. Важнейшим направлением технологии организации производства самолёта МиГ-15 было внедрение поточно-стендовой сборки агрегатов практически во всех сборочных цехах. Технология сборочных работ была направлена на сокращение технологического цикла. Это достигалось рядом мероприятий, в числе которых вынесение монтажных работ «на верстак». Под его руководством были переоборудованы и разукрупнены цехи подготовки производства, механообрабатывающие, заготовительно-штамповочные и агрегатно-сборочные. Завод пополнился новым технологическим оборудованием, повысилась культура производства.
В 1955-1957 годах директор авиационного завода в Воронеже. Организатор производства военных самолётов класса МиГ, Ту, АНТ. В 1957-1962 годах - председатель Воронежского, а в 1962-1965 годах – Центрально-Черноземного совнархозов, инициатор программ развития машиностроения для сельского хозяйства.
В 1965-1966 годах - заместитель Министра, а в 1966-1973 годах - первый заместитель Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
С 11 октября 1973 по 14 января 1986 года - Министр машиностроения для животноводства и кормопроизводства СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1981 года за заслуги перед Советским государством в развитии сельскохозяйственного машиностроения и большой вклад в обеспечение досрочного выполнения заданий десятого пятилетнего плана по производству техники для животноводства и кормопроизводства Беляку Константину Никитовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С января 1986 года – персональный пенсионер союзного значения.
Член ЦК КПСС (1976-1986), кандидат в члены ЦК КПСС (5 марта - 26 октября 1976 года). Депутат Верховного Совета СССР 6-го и 9-го -11-го созывов (1962-1966, 1974-1989).
Жил в городе-герое Москве. Скончался 4 декабря 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Награждён 3 орденами Ленина (12.07.1957; 7.01.1976; 10.03.1981), орденом Октябрьской Революции (25.08.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (17.06.1961; 7.01.1966), орденами Дружбы народов (07.01.1986), Красной Звезды (02.07.1945), «Знак Почёта» (05.02.1944), медалями.
Лауреат Ленинской премии.
Биография подготовлена Вологодским Максимом Валентиновичем
(город Новосибирск)
Биографию подготовил:
Ведомости Верховного Совета СССР
Новосибирск. Энциклопедия. – Новосибирск, 2003.