Герой Социалистического Труда
Производство: Автомобилестроение
Васильев Лев Борисович

Васильев Лев Борисович

07.02.1925 - 21.08.2023

Герой Социалистического Труда

Даты указов

15.04.1977

Медаль № 18741

Орден Ленина № 426940

Васильев Лев Борисович – генеральный директор Камского объединения по производству большегрузных автомобилей Министерства автомобильной промышленности СССР, Татарская АССР.

Родился 7 февраля 1925 года в городе Москве в рабочей семье. Русский. Отец работал шофёром в гараже, обслуживавшем руководителей наркоматов. Окончил 8 классов. Трудовую деятельность начал в 1941 году грузчиком, затем шофёром в Москве. С 1943 года служил рядовым в 96-й гвардейской стрелковой дивизии, был тяжело ранен. Лечился в госпитале в городе Энгельсе. После госпиталя, получив броню, работал шофёром автобазы Наркомата речного флота СССР в Ульяновске. С 1945 года – шофёр автобазы Госснаба СССР.

С 1948 года работал на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, будущий АЗЛК). Был инженером-инспектором и старшим инженером-инспектором Госснаба СССР по приемке готовых автомобилей на заводе. С 1953 года - старший мастер, старший контрольный мастер, старший инженер ОТК, начальник отделения цеха сборки, начальник отделочного цеха, начальник сборочного цеха, начальник прессового цеха, начальник производства завода. Продолжив образование, окончил школу рабочей молодежи, в 1959 году – вечернее отделение Московского автомеханического института, получил квалификацию «инженер-механик». Член КПСС с 1951 года. В 1963 году назначен директором завода. С 1968 года – заместитель министра автомобильной промышленности СССР по внешнеэкономическим связям. Отвечал за поставки автомобилей, сборочных комплектов за рубеж.

В сентябре 1969 года назначен директором строящегося в городе Набережные Челны (Татарская АССР) завода по производству грузовых автомобилей – будущего КамАЗа. При создании будущего автомобильного гиганта был реализован принцип параллельного проектирования и строительства – одновременно со строительством цехов завода велось проектирования объектов и самого автомобиля – чем был обеспечен выигрыш во времени. Васильев взял на себя роль главного координатора.

Васильев руководил объединением 12 лет, оставаясь одновременно заместителем министра автомобильной промышленности. За этот период коллектив КамАЗа обеспечил координацию деятельности около ста научно-исследовательских и проектных институтов, заводов-поставщиков оборудования из СССР и 700 иностранных фирм. В начале 1974 года Васильев возглавил Центральную пусковую комиссию по возведению заводов комплекса. В 1976 году Государственной комиссией была принята в эксплуатацию 1-я очередь КамАЗа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1977 года за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении первой очереди Камского комплекса по производству большегрузных автомобилей, Васильеву Льву Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В объединении под руководством Васильева были решены задачи ускоренного освоения мощностей крупнейшего в мире и Европе производственного комплекса. За 1976–1981 годы на главном конвейере было собрано свыше 243 тысяч большегрузных автомобилей, чем было положено начало массовой дизелизации автотранспорта в СССР. Освоен серийный выпуск 8 моделей автомобилей, из них 4 – базовые КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-5511 и полноприводный автомобиль КамАЗ-4310, 3 – повышенной грузоподъёмности (2-е поколение грузовиков). Внедрена прогрессивная система управления производством с использованием ЭВМ. Средства, затраченные на сооружение мощностей 1-й очереди, полностью окупились. На 3-м году после ввода КамАЗ стал рентабельным.

В 1981–1983 годах Васильев – генеральный директор производственного объединения «Москвич» и автомобильного завода имени Ленинского комсомола. С мая 1984 года – министр машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. С марта 1988 года – заместитель Председателя Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, одновременно в марте 1988 – июне 1989 годов – министр СССР. С июня 1990 года – персональный пенсионер союзного значения.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10–11-го созывов (1974–1989). Делегат XXII, XXV–XXVII съездов КПСС, кандидат в члены ЦК КПСС в 1986–1990 годах.

Жил в Москве. Являлся советником генерального директора КамАЗа. Умер 21 августа 2023 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (15.04.1977; 14.09.1981), орденами Октябрьской Революции (05.04.1971), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Трудового Красного Знамени (11.01.1962; 22.08.1966; 06.02.1985), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (06.08.1946), «За освоение целинных земель». Почётный гражданин города Набережные Челны (1985).


По публикациям в Интернете на сайте ИА «Татар-информ»,
газеты «Республика Татарстан»


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Подводная археология   Т