Шикунов Фёдор Иванович
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 270
Шикунов Фёдор Иванович – командир эскадрильи 69-го гвардейского Краковского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка 23-й гвардейской Черкасской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного Львовского Краснознамённого ордена Суворова 2-й степени авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.
Родился 17 июня 1921 года в городе Майкоп Кубано-Черноморской области РСФСР (ныне столица Республики Адыгея). Русский. Из семьи крестьянина.
В возрасте 11 лет из-за смерти отца был вынужден оставить учёбу в школе, работал на Майкопском лесомебельном заводе. Затем продолжил учёбу и в 1938 году окончил школу № 9 в Майкопе. Работал продавцом в магазине при лесомебельном заводе, одновременно в 1939 году окончил Майкопский аэроклуб.
1 августа 1939 года призван в Красную Армию и направлен в авиацию. В 1940 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. Как лучший выпускник оставлен в ней пилотом-инструктором.
В начале Великой Отечественной войны вместе с школой эвакуирован в Омск. С июня 1942 года - лётчик-инструктор 22-го запасного авиационного полка 6-й запасной авиационной бригады ВВС Московского военного округа. С июня 1943 года - командир звена 69-го гвардейского истребительного авиационного полка, который в то время находился на переформировании в городе Иваново. Там освоил истребитель Р-39 "Аэрокобра".
В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны лейтенант Ф.И. Шикунов - с 5 октября 1943 года, воевал в составе 69-го гвардейского истребительного авиаполка в составе 5-й воздушной армии на Степном и 2-м Украинском фронтах. В июле 1944 года полк был передан в 2-ю воздушную армию 1-го Украинского фронта.
В рядах этого полка сразу проявил себя отважным и умелым воздушным бойцом. Уже через несколько дней участия в боевых действиях – 13 октября 1943 года – одержал свою первую воздушную победу, сбив очень опасного противника – воздушный разведчик ФВ-189 (известный на фронте под прозвищем «рама»). В ноябре 1943 года назначен заместителем командира эскадрильи, в апреле 1944 - командиром эскадрильи. Член ВКП(б) с 1944 года.
Принимал участие в битве за Днепр (октябрь-ноябрь 1943), в Нижнеднепровской (ноябрь-декабрь 1943), Кировоградской (январь 1944), Корсунь-Шевченковской (февраль 1944), Уманско-Ботошанской (март-апрель 1944) наступательных операциях, в воздушном сражении на ближних подступах к Румынии (апрель-июнь 1944), в Львовско-Сандомирской наступательной операции (июль-август 1944), в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма (сентябрь-октябрь 1944), в Висло-Одерской (январь 1945), в Нижне-Силезской и в Верхне-Силезской наступательных операциях (февраль-март 1945).
Один из лучших лётчиков-истребителей дивизии. К июлю 1944 года в 128 боевых вылетах сбил 18 самолётов врага лично и 1 – в паре. За эти подвиги тогда же представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза, но представление не было реализовано.
Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 206 боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил 25 самолётов врага лично (по данным наградных документов, по данным М.Ю.Быкова подтверждаются 21 личная и 1 групповая победы отважного лётчика-истребителя). Был сбит зенитным огнём 15 марта 1945 года при выполнении боевого задания по блокированию с воздуха немецкого аэродрома Нейссе в районе города Фридевальде (Германия). Похоронен в городе Бриг (ныне город Бжег в Опольском воеводстве Польши).
Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, капитану Шикунову Фёдору Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Капитан (1944). Награждён 2 орденами Красного Знамени (21.06.1944, 22.10.1944), орденами Александра Невского (29.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (13.05.1945, посмертно), Красной Звезды (04.11.1943).
Звезда Героя Российской Федерации передана родными Ф.И. Шикунова в Национальный музей Республики Адыгея (Майкоп).
Биография предоставлена участником Великой Отечественной войны
Фёдором Никаноровичем Абрамовым.
Из книги Хазретбия Исхаковича Сиджаха:
5 октября 1943
года 304-я дивизия, войдя в состав 5-й воздушной армии, прибыла на Степной
фронт генерала армии И.С.Конева, войска которого в это время форсировали Днепр
южнее Кременчуга и вели ожесточенные бои по расширению плацдармов на его правом
берегу.
Боевое крещение
Ф.И.Шикунов получил 7 октября, когда он впервые поднялся во фронтовое небо.
Летая ведомым у командира эскадрильи капитана И.М.Рыбкина, грудь которого
украшали два ордена Красного Знамени, он совершил за октябрьские дни 35 боевых
вылетов, поднимаясь в воздух порой по 2-3 раза в день. Участвовал в семи
воздушных боях, в ходе которых, надежно прикрывая своего командира, обеспечил
ему возможность уверенно вести бой и сбить четыре вражеских самолета, и сам при этом уничтожил
двух стервятников.
Счет сбитым
самолетам Федор Иванович открыл 9 октября. Выполняя в группе капитана
И.М.Рыбкина задание по прикрытию наших войск в районе Бородаевки, он обнаружил
«Фокке-Вульф-189», который корректировал огонь своей артиллерии. Зайдя со
стороны солнца и приблизившись к фашисту до ста метров, нажал на гашетки. Но
«фоккер» успел увернуться и, резко нырнув вниз, перешел в пикирование.
Ф.И.Шикунов бросился за ним и, настигнув его, с дистанции 50 метров влепил ему
свинцовую порцию, открыв огонь из пушки и всех четырех пулеметов. «Рама»
вспыхнула ярким пламенем и, разваливаясь на куски, пошла к земле.
Второй самолет
Ф.И.Шикунов сбил 25 октября. В этот день он вылетел в составе четверки
«Айркобр» под командованием капитана И.М.Рыбкина на прикрытие наших войск в
район Пятихатки. При подходе к цели встретились 5 «Мессершмиттов-109» и
четверка решительно атаковала их. В завязавшемся бою, когда один из «мессеров»
попытался атаковать ведущего, на помощь ему пришел Ф.И.Шикунов. С первой же
атаки он сразил его и тот камнем рухнул на землю. Всего же четверка наших
истребителей сбила четыре вражеских самолета, не имея своих потерь.
Шел второй месяц
боевых действий. Выполнение боевых заданий Ф.И.Шикуновым показывало, что он
является стойким воздушнымбойцом и из него выковывается настоящий ас, который хорошо знает возможности своей машины и умело
использует их в бою, отлично владеет техникой пилотирования, мастерски ведет
огонь, в бою ведет себя спокойно, не теряется. Командование не раз ставило в
пример Ф.И.Шикунова, отмечая его мастерство, которое росло изо дня в день, из
боя в бой. И это при том, что в полку воевало немало опытных воздушных бойцов,
которые имели на своем счету десятки воздушных боев, сбитые самолеты и грудь их
украшали боевые награды. Но это не помешало Федору Ивановичу заслужить
уважение среди однополчан и стать с первых дней в ряды лучших летчиков полка.
Признанием
мастерства и боевых заслуг Федора Ивановича стало то, что уже в ноябре он был
выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи и награжден орденом
Красной Звезды.
Представляя кнаграде Ф.И.Шикунова, подполковник Н.К.Кривяков, сам опытный воздушный боец,
кавалер трех орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени,
писал, что он, «отлично владея самолетом, летает смело, осмотрительно, всегда
принимает правильные решения. Пользуется славой лучшего ведомого в полку,
оправдывая гордое звание «щит ведущего».
Успехи Федора
Ивановича не были случайностью. Еще в авиашколе, а затем в запасном полку,
обучая других, он настойчиво учился и сам, стремясь к совершенству, познанию
нового, передового, что накоплено в ходе войны. Он оттачивал искусство владения
боевой машиной на любых режимах и высотах полета, учился метко стрелять,
скрупулезно изучал тонкости воздушного боя и летно-тактические характеристики
вражеских самолетов, их уязвимые места и тактику действий, искал новые боевые
приемы. Но настоящее мастерство и опыт пришли к нему, конечно, в ходе боев,
каждый из которых требовал высочайшего напряжения всех моральных и физических
сил, воли и умения.
Летчиком
Ф.И.Шикунов был, как говорится, от Бога. В любой, самой сложной обстановке он
действовал всегда осмотрительно, тактически грамотно, проявляя спокойствие и
завидную выдержку, умело руководил боем подчиненных. Его отличало умение быстро
ориентироваться и в считанные секунды принять единственно верное решение,
когда, казалось бы, уже невозможно ничего сделать. Великолепно владея
искусством воздушного боя, Федор Иванович умел диктовать и навязывать
противнику свою волю. Если немец не принимал бой на виражах, значит он
чувствовал в этом свою слабость и Ф.И.Шикунов, мастерски пилотируя, настойчиво
навязывал ему этот бой. Ф.И.Шикунова не останавливало численное превосходство
врага. Он смело вступал в бой и неизменно выходил победителем, стараясь при
этом нанести противнику максимальный урон. Примечательно, что за годы войны в
ходе воздушных боев, как свидетельствуют архивные документы и
ветераны-однополчане, ни одному вражескому истребителю не удавалось сесть
Ф.И.Шикунову на «хвост». Судьба миловала его. Ни разу ранен не был, даже не
получил ни одной царапины, хотя лез, что называется, в самое пекло. И тем не
менее, Федор Иванович никогда не считал, что уже все знает, все постиг. Он
постоянно учился и того же требовал от подчиненных. Учился на собственном
опыте, на опыте боевых товарищей и никогда не успокаивался на достигнутом.
Широкую
известность и славу принес Ф.И.Шикунову бой 29 ноября 1943 года. Получив задачу
на сопровождение девяти бомбардировщиков Пе-2в район Константиновка, Васильевка Кировоградской области, Ф.И.Шикунов вылетел
во главе шестерки «Айркобр». При подходе к цели в районе города Александрия на
пересекающихся курсах встретились 18 «Хейнкелей-111», шедших под прикрытием двух
«Фокке-Вульфов-190». Оценив обстановку, Федор Иванович приказал младшему
лейтенанту А.Н.Еловскому своей четверкой продолжать сопровождение бомбардировщиков,
а сам с ведомым младшим лейтенантом В.П. Васильевым, набрав высоту и зайдя со
стороны солнца, внезапно атаковал «фоккеров». Но вражеские истребители не
приняли бой и, резко взмыв вверх, ушли в облачность. «Хейнкели», оставшись без
прикрытия, поспешно сбросили бомбы, не дойдя до наших позиций, и убрались на
свою территорию.
А несколько минут
спустя, зорко осматривая то переднюю, то заднюю полусферу, Ф.И. Шикунов заметил
еще одну группу численностью около 30 бомбардировщиков «Юнкерс-87», шедших
бомбить наши войска. Медлить было нельзя и Федор Иванович решительно
скомандовал ведомому:
- Атакуем!
Дав мотору форсированный
режим, он бросил свой истребитель навстречу врагу, нацелившись на ведущего.
Расстояние быстро сокращалось. Черно-серый силуэт фашистской машины все
увеличивался в его прицеле. И, когда дистанция достигла 100 метров, пальцы
Ф.И.Шикунова плавно нажали на гашетки. Огненные трассы кинжалом врезались в
тело вражеского самолета и тот, завалившись на крыло и охваченный пламенем,
камнем пошел вниз. Ф.И.Шикунов резко взмыл вверх и вновь устремился на врага.
Атаки следовали одна за другой. Меткая очередь с короткой дистанции и еще один
«юнкере» рухнул на землю. Третий самолет был сбит ведомым.
Дерзкое нападение
советских летчиков вызвало среди гитлеровцев растерянность и панику.
Беспорядочно сбросив бомбы, они повернули обратно и ушли.
В это время два «Фокке-Вульфа-190»,
свалившись из-за облаков, пытались атаковать нашу пару. Федор Иванович смело
принял вызов гитлеровцев и, мастерски используя преимущества своей «Айркобры»,
повел бой на вертикалях, но они решили не искушать судьбу и под воздействием смелых
и дерзких атак советских летчиков покинули район боя.
Едва отбив атаку
«фоккеров», Ф.И.Шикунов заметил еще одну – третью группу вражеских
бомбардировщиков «Юнкерс-87», которые также шли бомбить боевые порядки наших
войск. Не раздумывая, он решительно бросился в атаку и, поймав ведущего
фашистов, нажал на гашетки. Однако пулеметы и пушка молчали. «Кончились
боеприпасы», - молнией обожгло сознание. «Что делать? Выходить из боя?» И Федор
Иванович, не считаясь с опасностью для жизни, продолжает атаку... без снарядов
и патронов, расстраивая боевой порядок врага. Завязалась головокружительная
воздушная карусель, в ходе которой, как вспоминал В.П.Васильев, были мгновения,
когда он терял командира из виду, хотя обязан был неотступно следовать за ним и
не выпускать его из поля зрения.
Как развивались
события дальше, рассказал в своем письме Виктор Петрович: «Шикунов дал мне
команду: «Васильев, атакуй, у меня отказала пушка, я прикрою тебя!» Убежденный,
что «хвост» у меня прикрыт надежно, я сосредоточил все внимание на
бомбардировщиках и, поддерживаемый Шикуновым, повел прицельные атаки...». Бой
закончился тем, что В.П.Васильев сбил два «юнкерса», остальные бомбардировщики
были рассеяны, и ни одна фашистская бомба не упала на головы наших войск.
Два немецких истребителя ME-109, неожиданно появившиеся в это время в
зоне боевых действий, бросились было на выручку своих бомбардировщиков, но было
уже поздно. Подвергшись атаке советских летчиков, они не приняли бой и позорно
скрылись.
Ф.И.Шикунов догнал своих бомбардировщиков и продолжал их сопровождение, пока они не выполнили
своей задачи. После этого тяжелого боя с тремя большими группами фашистских
самолетов, в котором проявились лучшие бойцовские и командирские качества
Федора Ивановича, его по праву стали называть хозяином неба и на груди
бесстрашного сокола засверкала полководческая награда - орден Александра
Невского, как признание мастерства и умения в неравном бою добиться победы
малыми силами.
В дальнейшем, участвуя в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской
операциях, в ходе которых наши войска освободили значительную территорию
Правобережной Украины и Молдавии и вышли в северо-восточные районы Румынии,
Ф.И.Шикунов, самоотверженно сражаясь с врагом, за три месяца наступательных
боев совершил 41 боевой вылет и провел 13 воздушных боев, доведя счет сбитых
самолетов до 10, за что был удостоен ордена Красного Знамени.
Особенно отличился
Ф.И.Шикунов 24 марта 1944 года в ходе Уманско-Ботошанской операции. Погода в
этот день выдалась крайне неблагоприятная. Густая облачность и туман
ограничивали видимость, но, несмотря на это, Ф.И.Шикунов во главе четверки
поднялся в воздух, получив задачу прикрыть шесть штурмовиков, направлявшихся на
уничтожение вражеских войск в районе Кривое Озеро, Любашевка, что на севере
Одесской области.
Подлетая к линии фронта, Федор Иванович заметил 15 «Юнкерсов-87», которые под прикрытием четырех
«Фокке-Вульфов-190» стали в круг, чтобы бомбить наши войска. Ф.И. Шикунов решил
сконцентрировать весь удар по бомбардировщикам. Отогнав своей четверкой
вражеских истребителей и, сделав разворот на 180 градусов, как бы мимоходом,
соколиной атакой сверху и сзади под ракурсом 2/4, он врезался в гущу
«юнкерсов», поливая их огнем всех пушек и пулеметов. Завязался ожесточенный
бой, в ходе которого были сбиты три вражеских бомбардировщика, один из которых
был на счету Федора Ивановича. Остальные бомбардировщики рассыпались и
поодиночке ушли на свою территорию.
Продолжая
сопровождать штурмовиков, в районе цели неожиданно появились 10
«Фокке-Вульфов-190», которые на бреющем подходили к нашим «илам». Несмотря на
неравенство сил, Ф.И.Шикунов приказал открыть по вражеским самолетам
заградительный огонь, а затем, подав команду: «За мной, в атаку!» и увлекая
ведомых, бросился на врага. Завязался жаркий бой. Поймав в прицел одного
стервятника, Федор Иванович сбил его со второй очереди. Прошло еще несколько
мгновений и второй «фоккер» упал на землю, прошитый очередью из пушки младшего
лейтенанта И.П.Антонова. Всего же в этом бою сбив 5 вражеских самолетов,
четверка Ф.И.Шикунова успешно выполнила поставленную задачу и без потерь
вернулась в полк. Штурмовики отлично выполнили свое задание и горячо благодарили
Федора Ивановича и его летчиков за надежное прикрытие.
По мере накопления
опыта Ф.И.Шикунов стал выбираться и на разведку. Однажды, выполняя в паре с
В.П.Васильевым задание по разведке противника, он обнаружил в районе города
Ново-Украинка вражеский аэродром, на котором базировалось до тридцати
самолетов. Взлетевший в это время с аэродрома бомбардировщик «Хейнкель-111»
был тут же сбит Ф.И.Шикуновым, а вскоре налетевшие по вызову наши штурмовики
нанесли мощный удар и, уничтожив 20 самолетов, вывели аэродром из строя.
Ф.И.Шикунов стал
не только признанным асом, но и зарекомендовал себя блестящим командиром,
умеющим воспитывать и руководить подчиненными как на земле, так и в воздухе.
Особенно его командирский талант раскрылся, когда в апреле 1944 года он
возглавил 3-ю эскадрилью. За короткое время она стала передовой не только в
полку, но и в дивизии по количеству совершенных боевых вылетов и по числу
сбитых самолетов. Достаточно привести такие примеры. За первые четыре месяца
1944 года полком было уничтожено 80 вражеских самолетов, 41 из которых были
сбиты летчиками Ф.И.Шикунова. И пример подавал сам командир. На его счету
значилось 14 стервятников, т.е. одна треть. Всего же за 1944 год эскадрилья под
командованием Ф.И.Шикунова произвела 809 успешных боевых вылетов, провела 107
воздушных боев и сбила 65 вражеских самолетов, потеряв при этом два своих
самолета.
Глубоко изучая опыт воздушных боев, Ф.И.Шикунов учил летчиков мужеству и мастерству, требовал
проявлять смекалку, инициативу в любой обстановке и не уставал повторять
незыблемые правила тактики воздушного боя: замечай врага первым, высоту набирай
первым, атакуй всегда первым и наверняка, используя при этом солнце и
облачность. Если ты первый во всем, ты – хозяин неба.
Биографию подготовил:
Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Москва, 2014.
Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998
Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. - М.: Эксмо; Яуза, 2007.
Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Сиджах Х.И. Герои России из Адыгеи. Майкоп, 2011.
Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.