Белоусов Игорь Сергеевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16030
Орден Ленина № 422490
Белоусов Игорь Сергеевич – советский российский государственный деятель и инженер-кораблестроитель, крупный организатор производства, заместитель Министра судостроительной промышленности СССР.
Родился 15 января 1928 года в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Русский. В 1952 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).
В 1952-1963 годах работал на Балтийском судостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе: мастер, старший инженер-технолог, секретарь комитета ВЛКСМ (1956-1957), начальник сборочно-сварочного цеха (1957-1961), начальник производственно-диспетчерского отдела (1961-1963). В 1963-1967 годах – главный инженер Балтийского судостроительного завода. В 1967-1969 годах – главный инженер Адмиралтейского завода. В 1969-1976 годах – заместитель министра судостроительной промышленности СССР.
Участвовал в инженерной подготовке и организации производства подводных лодок проектов 613 и 651 и крейсеров проекта 82 (1952-1956), в освоении толстолистовых конструкций сталей типа «АК» (1955-1958), в строительстве крупной серии танкеров типа «Пекин» и «София» (1956-1967), в создании кораблей для связи и управления полётами пилотируемых космических аппаратов (1963-1967).
Участвовал также в строительстве атомных подводных лодок второго поколения проекта 671, в строительстве скоростных подводных лодок с титановыми корпусами (1969-1976), в комплексном решении вопросов создания подводных лодок проектов 667Б, 667БД, 667БДР для обеспечения паритета в стратегических морских ракетных силах СССР и США (1970-1974), а также в создании ракетной системы «Тайфун» как противовеса американской системе «Трайдент» (1976-1984).
Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 4 декабря 1974 года Белоусову Игорю Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1976-1984 годах – первый заместитель министра судостроительной промышленности СССР. С 9 января 1984 года по 12 февраля 1988 года – министр судостроительной промышленности СССР. С 12 февраля 1988 года по 26 декабря 1990 года – заместитель председателя Совета Министров СССР – председатель Государственной военно-промышленной комиссии. С 26 декабря 1990 года – персональный пенсионер союзного значения.
Член КПСС с 1955 года. Избирался членом ЦК КПСС (1986-1990), депутатом Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989).
В 1991-1993 годах – советник государственного консорциума «Экопром». В 1993 году – вице-президент судоходной компании «Аква-Вест». В 2000-2005 годах – главный советник – руководитель группы советников ФГУП «Рособоронэкспорт».
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 10 февраля 2005 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён 3 орденами Ленина (04.12.1974; 10.03.1981; 14.01.1988), 2 орденами Трудового Красного Знамени (25.07.1966; 06.04.1970), орденом «Знак Почёта» (12.05.1956), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1969).
Его имя присвоено океанскому спасательному судну, построенному на ОАО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, которое вошло в состав ВМФ России в 2014 году.
Биографию подготовил:
Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.