Герой Советского Союза
Армия: Инженерные войска
Высогорец Михаил Амосович

Высогорец Михаил Амосович — командир инженерной роты 13-го гвардейского Прикарпатского отдельного мотоинженерного батальона 17-й мотоинженерной бригады 1-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 19 ноября 1920 года в деревне Дуковщина (ныне Стрижёво) Бешенковичского района Витебской области в семье крестьянина. Белорус. Окончил 10 классов и в 1940 году Витебский учительский институт.

В Красной Армии с ноября 1940 года. В 1941 году окончил Московское военно-инженерное училище в посёлке Болшево.

Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года. Был курсантом инженерной роты, командиром сапёрной и мотоинженерной рот. Воевал в Приморской армии, на Воронежском, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Член КПСС с 1943 года.

Участвовал:
— в выполнении специальных заданий по подрыву важных объектов в тылу наших войск в Калужской области – в 1941 году;
— в обороне Севастополя, в боях за город Воронеж – в 1942 году;
— в Воронежско-Касторненской операции, в оборонительных боях на Курской дуге, в Харьковской операции – в 1943 году;
— в Проскуровско-Черновицкой и Львовско-Сандомирской операциях, в строительстве переправ через реки Днестр, Прут, Южный Буг, Сан, Висла – в 1944;
— в Висло-Одерской операции, в строительстве переправ через реки Пилица, Бзура, Варта, Одер, в битве за Берлин – в 1945 году.

Командир инженерной роты 13-го гвардейского отдельного мотоинженерного батальона гвардии капитан Высогорец в июле-августе 1944 года при форсировании рек Западный Буг, Сан и Висла под огнём противника руководил строительством мостов, личным примером вдохновлял бойцов на ускоренное выполнение всех инженерных работ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Высогорцу Михаилу Амосовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1945 года капитан М.А. Высогорец – в запасе. В 1957 году окончил горный техникум, работал в городе Новокузнецк Кемеровской области начальником производственно-технического отдела Шахтостроительного управления № 8 треста «Куйбышевуголь». С 1974 года жил в посёлке Шаховская Московской области. Работал в должности начальника производственно-технического отдела ПМК-287 треста «Мособлсельстрой -18». С 1982 года - заместителем главного врача по хозяйственной части центральной районной больницы.

Скончался 22 апреля 1996 года. Похоронен на родине, в деревне Стрижёво Бешенковичского района Витебской области Республики Беларусь.

Награждён орденами Ленина (23.09.44), Красного Знамени (10.04.45), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), Красной Звезды (29.05.44), медалями «За отвагу» (17.09.43), «За оборону Севастополя», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

В 1999 году на доме, где последние годы жил М.А. Высогорец, установлена мемориальная доска. В центре посёлка Шаховская, у здания историко-краеведческого музея, в 1985 году установлен бюст Героя. В декабре 2018 года бетонный бюст был заменен на бронзовый.


*дата рождения приведена по надписи на надгробном памятнике, в справочнике «Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах» указана ошибочная дата 2 декабря 1920 года.


В ноябре 1940 года Михаила Высогорца призвали в армию. Поскольку он уже имел средне-специальное образование (в том же, 1940 году окончил Витебский учительский институт (техникум) по специальности геометрия, черчение), Высогорца направили в Московское военно-инженерное училище. Так он стал «болшевским курсантом». Но через полгода обучения началась Великая Отечественная война…

В конце сентября – первые дни октября 1941 года неблагоприятные развития событий на фронте создали большую опасность Москве. Для ускорения строительства оборонительных рубежей на Mожайской линии обороны (МЛO) туда были направлены дополнительные силы, в том числе курсанты училища. 5 октября 1941 года училище почти в полном составе убыло на различные участки переднего края первой полосы MЛO. Курсант Высогорец служил в 9-й роте (командир лейтенант Семилуцкий) и в её составе поступил в распоряжение начальника Калужского УР. Там он участвовал в подрыве 3-х деревянных мостов, минировании 2-х путепроводов на шоссейных дорогах. По приказу командующего 49-й армии Высогорец в составе группы курсантов взорвал ТЭЦ и городскую водонапорную башню в городе Калуге.

После возвращения в училище курсант Высогорец был в числе 50-и человек включен в состав оперативно-инженерной группы генерала И.П.Галицкого, начальника штаба инженерных войск Красной Армии. 20 декабря 1941 года группа убыла в Севастополь для выполнения задания по созданию инженерных заграждений вокруг осаждённого города. Курсанты непосредственно сами выполняли работы и выступали в качестве инструкторов по устройству взрывных заграждений. 26 января 1942 года специальным приказом всем курсантам было присвоено звание «лейтенант», и они в качестве отдельной инженерной роты были зачислены в состав Приморской армии. До июня 1942 года Высогорец участвовал в обороне Севастополя и при приближении врага взорвал ряд военных объектов города.

После оставления Севастополя советскими войсками лейтенант Высогорец был назначен командиром отдельной сапёрной роты в составе 121-й стрелковой дивизии 60-й армии Воронежского фронта. Рота в составе дивизии участвовала в боях на северных окраинах города Воронежа и полгода занималась бесконечным рытьём оборонительных траншей, строительством блиндажей, наблюдательных и командных пунктов, установкой минных полей. Неоднократно при атаках врага бойцам Высокогорца приходилось откладывать шанцевые инструменты и браться за стрелковое оружие, а при наших атаках в городе, входить в штурмовые группы, подрывать превращённые фашистами в узлы обороны части городских зданий.

В 1943 году началось наступление советских войск от Сталинграда и Воронежа на запад. В инженерные части стала поступать мототехника, и сапёрам больше приходилось не взрывать, как в 1941-42 годах, а строить. Особенно в инженерных частях нуждались танковые армии, так как на пути наступления попадалось множество рек, которые солдат мог переплыть, а танк, увы, нет. В феврале 1943 года старшего лейтенанта Высогорца перевели в состав 17-й мотоинженерной бригады, обеспечивавшей все инженерные нужды 1-й танковой армии, где офицер был назначен командиром инженерной роты.

Первый свой мост в составе танкистов Высогорец с подчинёнными построил весной 1943 года через реку Псёл южнее города Обоянь Курской области. Кроме этого у села Бутово в ожидании наступления врага на Курск его сапёрам пришлось перерыть почти все окрестности, оборудовать противотанковые рвы, установить сотни противотанковых мин, а перед самым наступлением, в июле 1943 года, при помощи танкистов зарыть сами танки в землю по башни. 5 июля 1943 года армада фашистских танков, прорвавшаяся через передний край стрелковых подразделений, была встречена огнём «тридцатьчетвёрок» с закрытых позиций, нанеся им большой урон. Кроме этого часть фашистских танков подорвалась на установленных подчинёнными Высогорца минах.

Во время наступления 1-й танковой армии на Томаровку и Богодухов рота старшего лейтенанта Высогорца строила переправы через реки Ворскла и Мерла. Уже тогда, ввиду качества и быстроты произведённых работ, у роты Высогорца определилась специализация – «мостовики», чем в основном им пришлось заниматься 2 грядущих военных года. За своевременное выполнение боевых заданий командования во время Курской битвы и Харьковской операции в сентябре 1943 года старший лейтенант Высогорец был награждён медалью «За отвагу».

Сколько Высогорец построил и восстановил мостов на Левобережной и Правобережной Украине, трудно подсчитать. Почти через все водные преграды фашисты вслед за собой взрывали переправы, которые в любую погоду, часто находясь в ледяной воде, сапёрам Высогорца приходилось заново возводить.

В марте 1944 года в ходе Проскуровско-Черновицкой операции танкисты 1-й танковой армии устремились в направлении городов Черновцы и Коломыя. Рота старшего лейтенанта Высогорца следовала в боевых порядках 1-й гвардейской танковой бригады. Вскоре танкисты вырвались на берег реки Днестр в посёлке Залещики Тернопольской области. Пока мотострелки своим форсированием реки отвлекли внимание больших сил гитлеровцев, танкисты освободили посёлок. Сапёры Высогорца тут же принялись за работу и в считанные часы соорудили наплавной мост, по которому танки переправились на южный берег и рванулись в гитлеровские тылы. Ещё одну переправу рота Высогорца построила в освобождённом городе Черновцы через реку Прут. За отличие в этих боях мотоинженерный батальон, в который входила рота Высогорца, стал 13-м гвардейским и получил почётное наименование «Прикарпатского», а сам комроты стал гвардии капитаном и был награждён орденом Красной Звезды.

Но главные свои постройки Высогорец произвёл в ходе Львовско-Сандомирской операции в июле-августе 1944 года. 19 июля 1944 года ему было поручено строить мост через реку Западный Буг в районе села Добрачин, причём нужно было начинать постройку с западного берега. Высогорец, стоя по грудь в воде, лично руководил постройкой моста. Весь участок работ систематически обстреливался миномётно-пулемётным огнём, но ни один боец роты, смотря на своего командира, не дрогнул, благодаря чему мост был досрочно окончен.

При постройке моста через реку Сан 24 июля 1944 года в районе населённого пункта Высоцко роте гвардии капитана Высогорца было поручено ставить рамные опоры на самом глубоком месте. Плацдарм на другом берегу был очень мал, и засевшие на часовне немецкие автоматчики всё время обстреливали место постройки моста. Тогда Высогорец с 2-я автоматчиками пошёл снять эти «кукушки». Внезапно ворвавшись в часовню, комроты и 2-е бойцов бросили гранаты и открыли огонь из автоматов. Затем последовала рукопашная схватка. В результате было уничтожено 9 гитлеровцев, из них Высогорец лично убил 6 немецких автоматчиков, 4 были взяты в плен. Работы на мосту значительно ускорились.

При постройке моста через Сан под грузы в 60 тонн Высогорец, будучи начальником строительства, так организовал работу, что в течение 35 часов мост был закончен. Когда во время работы неожиданно налетела вражеская авиация, и одна из бомб попала в рамную опору (бомба не разорвалась, а только отбросила опору, и течением реки её стало уносить), Высогорец бросился в воду, задержал раму и спас ещё 3-х раненых бойцов. Вырванная рама была установлена, и мост досрочно закончен.

Перед постройкой моста через реку Висла северо-западнее местечка Седлещаны (в районе города Сандомир) лично Высогорцу с группой бойцов было поручено произвести инженерную разведку реки. 7 заходов сделали 3 «мессершмитта» на группу храбрецов, измерявших на рыбацкой лодке профиль реки. 16 пробоин получила лодка, а группа Высогорца, как мячики, то спрыгивали в воду, то влезали в лодку, и всё-таки выполнили работу без потерь и в срок.

Во время постройки этого моста через Вислу 1-5 августа 1944 года роте Высогорца было поручено строить переправу с середины реки. Наиболее трудный участок работы – это забивка свай. Зная это, комроты в течение 3-х суток не сходил с моста, сам своим личным примером показывая образцы работы по-гвардейски, мужественно продолжая работать во время многочисленных налётов авиации противника. Рота Высогорца первой выполнила задание по постройке своего участка, чем обеспечила досрочное окончание строительства всего моста, по которому на Сандомирский плацдарм переправились не только танки 1-й гвардейской танковой армии, но и 3-й гвардейской танковой и 4-й танковой армий, что усилило оборонительные возможности защитников плацдарма. За героизм, проявленный в ходе Львовско-Сандомирской операции, гвардии капитану Высогорцу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Переехав месте с 1-й гвардейской танковой армией на 1-й Белорусский фронт и участвуя в её составе в январе-феврале 1945 года в Висло-Одерской операции, рота гвардии капитана Высогорца выполняла задания по вмораживанию брёвен в ледяные переправы через реки Пилица, Бзура, Варта, Одер, а когда лёд кромсался артиллерией и авиацией противника, сапёры, часто под огнём противника, строили наплавные мосты. За отличие в ходе Висло-Одерской операции прямо на Кюстринском плацдарме на Одере Высогорцу был вручен орден Красного Знамени.

Свой боевой путь гвардии капитан Высогорец окончил в Берлине. В последних боях на подступах и в столице рейха его сапёры участвовали в разминировании многочисленных минных полей, а после окончания боевых действий – в поиске и обезвреживании мин в зданиях и подземных строениях Берлина.

В декабре 1945 года гвардии капитан Высогорец демобилизовался из армии и поехал на родину невесты на Кузбасс, где много лет проработал на строительстве угольных шахт «сибирской кочегарки», став после окончания горного техникума начальником ПТО шахтостроительного управления.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации