Хейфиц Иосиф Ефимович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17980
Орден Ленина № 423678
Хейфиц Иосиф Ефимович – советский кинорежиссёр и сценарист, классик отечественного кинематографа, народный артист СССР.
Родился 4 (17) декабря 1905 года в городе Минск (Белоруссия). Еврей. Трудовую деятельность начал в 1920 году помощником коменданта Ревтрибунала Киевского военного округа, затем работал учётчиком на одном из кременчугских заводов. В 1928-1930 годах учился на киноотделении Ленинградского института истории искусств. С 1928 года работал на ленинградской фабрике «Совкино» (ныне – «Ленфильм»), сначала как сценарист (соавтор сценариев «Луна слева», 1929; «Транспорт огня», 1930). Совместно с А.Г.Зархи организовал молодёжное объединение – «Первую комсомольскую постановочную бригаду» и (также в содружестве с А.Г.Зархи) дебютировал как режиссёр короткометражным фильмом «Песнь о металле» (1928) и агитационной кинодрамой «Ветер в лицо» (1930).
Широкая известность пришла к Хейфицу и А.Г.Зархи уже в 1935 году, после выхода на экран комедии «Горячие денёчки» (1935, о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки), однако их первым подлинным шедевром был признан фильм «Депутат Балтики» (1936, Гран-при Международной выставки в Париже, 1937), где на авансцену был выдвинут яркий образ русского профессора (Н.К.Черкасов), вставшего на сторону революции. Таким же хрестоматийным персонажем советского кино стала крестьянка Александра Соколова (В.П.Марецкая) из следующего фильма Хейфица и А.Г.Зархи «Член правительства» (1939). В годы войны когорту «людей нового мира» в фильмах Хейфица и А.Г.Зархи пополнил вожак монгольской революции Сухэ-Батор («Его зовут Сухэ-Батор», 1942). В 1941-1942 годах Хейфиц занимал должность художественного руководителя Ташкентской и Тбилисской киностудий.
С 1954 года Хейфиц перешёл к индивидуальной режиссуре. В 1950-х годах его самыми значительными работами стали фильмы в жанре социально-психологической драмы – «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955) и «Дорогой мой человек» (1958). В изобразительном плане его режиссуру отличала глубоко проработанная «портретность», во многом близкая лучшим традициям голливудской драмы 1940-1950-х годов. Что касается драматургических и социальных координат, то здесь его герои (Алексей Румянцев, Владимир и Варя из фильма «Дорогой мой человек»), люди совестливые и искренние, предвосхищают поколение героев «оттепели» из фильмов М.М.Хуциева, И.В.Таланкина и Г.Н.Данелия.
В 1960-е годы Хейфиц начал серию чеховских экранизаций, первая из которых («Дама с собачкой», 1960) получила единодушно высокую оценку в стране и за рубежом (в частности, приз Международного кинофестиваля в Каннах, 1960). В союзе с оператором А.Н.Москвиным и актёрами А.В.Баталовым и И.С.Саввиной Хейфиц создал реалистичный и вместе с тем полный «импрессионистических» оттенков мир чеховской России, на фоне которого разыгрывается вневременная любовная драма двух незаурядных, но зависимых от социальной рутины героев.
11 июля 1964 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Его последующие обращения к А.П.Чехову были также удостоены престижных фестивальных наград («В городе С», 1967, премия Международном кинофестивале в Риме, 1967; «Плохой хороший человек», 1973, приз Международном кинофестивале в Чикаго, 1974). В 1970-1980-х годах перечень экранизированной режиссёром русской классики пополнился фильмами «Ася» (1977, по И.С.Тургеневу) и «Шурочка» (1983, по повести А.И.Куприна «Поединок»).
В 1970 году Хейфиц поставил эпическую драму «Салют, Мария!», стержнем которой стала судьба женщины – профессиональной революционерки, прослеженная от времен Гражданской войны до наших дней. Заметно идеализированный образ главной героини (А.Н.Роговцева) носил в себе отпечаток традиции прежних лент Хейфица и А.Г.Зархи, а кроме того, отдавал дань популярным веяниям феминистского фильма конца 1960-х годов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1975 года за большие заслуги в развитии советского киноискусства, плодотворную общественную деятельность и в связи с семидесятилетием с со дня рождения Хейфицу Иосифу Ефимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Впоследствии Хейфиц успешно разрабатывал жанр мелодрамы на современном материале. Его фильмы «Единственная» (1975), «Впервые замужем» (1979, главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах), «Подсудимый» (1986), «Вы чьё, старичьё?» (1988, последние два по произведениям Б.Л.Васильева) были сосредоточены на бытовой проблематике и апеллировали к чувству моральной ответственности, сострадания, бескорыстной любви – за что и пользовались большим успехом у массовой аудитории.
В последнем фильме, «Бродячий автобус» (1989), режиссёр нашёл новый творческий поворот. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актёрами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг протекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актёры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.
Всего Хейфиц снял более 25 художественных и документальных фильмов, среди неупомянутых: «Моя Родина» (1933), «Малахов курган» (1944), «Разгром Японии» (1945), «Во имя жизни» (1946), «Драгоценные зёрна» (1948), «Огни Баку» (1950), «Весна в Москве» (1953), «День счастья» (1963).
Жил в Санкт-Петербурге. Скончался 24 апреля 1995 года. Похоронен на Комаровском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён орденом Ленина (19.12.1975), 3 орденами Трудового Красного Знамени (23.05.1940, 4.11.1967, 22.06.1971), орденом Дружбы народов (16.12.1985), медалями.
Лауреат Сталинской премии (1941, 1946).
В 1998 году в Санкт-Петербурге на доме (Малый проспект Петроградской стороны, 84-86), где с 1950 по 1995 год жил И.Е.Хейфиц, была установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил: