Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Клевцов Иван Васильевич

Клевцов Иван Васильевич

19.01.1923 - 09.06.1999

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9020

Клевцов Иван Васильевич – заместитель командира эскадрильи 131-го гвардейского штурмового авиационного полка (7-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.

Родился 19 января 1923 года в деревне Ласточкино ныне Алнашского района Удмуртской Республики в крестьянской семье. Русский. Вступил в члены ВКП(б)/ КПСС в 1944 году. В 1938 году в селе Алнаши окончил семилетнюю школу и поступил в Сарапульский кооперативный техникум. Параллельно с учебой в техникуме занимался в аэроклубе. По направлению Сарапульского райвоенкомата в апреле 1940 года поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году в звании сержанта. С весны до осени 1942 года вместе с другими выпускниками училища осваивал штурмовик Ил-2. После прохождения курса обучения направлен в 704-й штурмовой авиационный полк 232-й штурмовой авиационной дивизии.

Сражался на Калининском, Волховском, Западном, 2-м Украинском фронтах.

14 августа 1943 года во время выполнения боевого задания был сбит. Более двух недель по территории, занятой врагом, пробирался к линии фронта. 30 августа в тяжёлом состоянии был подобран войсками наступавшей Красной Армии. После излечения вернулся в строй.

К 13 февраля 1945 года В.И.Клевцов совершил 132 боевых вылета на разведку, фотографирование и нанесение бомбово-штурмовых уда¬ров по железнодорожным эшелонам, огневым пози¬циям, опорным пунктам, скоплениям войск и техники противника. Лично уничтожил 18 танков, 3 железнодорожных эшелона, 4 склада с боеприпасами, 5 батарей зенитной артиллерии, 8 миномётных батарей, 11 батарей малокалиберной зенитной артиллерии, 14 дотов и дзотов, 43 автомашины с грузами, 83 повозки, свыше батальона солдат и офицеров, повредил и уничтожил 6 самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отличное выполнение заданий командования, проявленные при этом мужество и отвагу гвардии лейтенанту Клевцову Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9020).

Всего за годы войны совершил 186 боевых вылетов.

24 июня 1945 года гвардии старший лейтенант И.В. Клевцов в числе других лучших лётчиков полка принимал участие в Параде Победы на Красной площади Москвы.

После краткого отпуска на родину И.В.Клевцов продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В конце 1946 года направлен на годичные Высшие офицерские летно-тактические курсы ВВС. После курсов получил назначение командиром эскадрильи в авиационный полк. С 1953 года – слушатель командного факультета Военно-воздушной академии, по окончании которой получил назначение заместителем командира бомбардировочного авиаполка в Средней Азии.

В 1960 году переведен в Ташкент на штабную работу. С 1962 по 1965 год занимался организацией поисково-спасательной службы космодрома Байконур. В октябре 1964 года непосредственно участвовал в поиске и эвакуации экипажа космического корабля «Восход» в составе В.М. Комарова, К.П. Феоктистова и Б.Б. Егорова.
В 1966 году переведен на службу в группу Советских войск в ГДР, а через два года — в Москву, в Главный штаб ВВС.

В 1979 году по болезни уволен в отставку в звании генерал-майора.

Жил в Москве. Умер 9 июня 1999 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (23.07.1944; 25.12.1944), орденом Александра Невского (26.03.1945), 2 орденами Отечествен¬ной войны 1-й степени (08.10.1943; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (01.06.1945), Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, иностранными наградами Чехословакии, Венгрии и Румынии.

Имя И.В. Клевцова увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня в Ижевске. В городе Сарапул на здании бывшего кооперативного техникума и в селе Алнаши на здании средней школы установлены мемориальные доски.

Соч.: Клевцов И.В. Записки "трижды воскресшего». – Ижевск: «Удмуртия», 1989.


В начале ноября 1942 года 704-й штурмовой авиационный полк, куда прибыл сержант И.В.Клевцов, перелетел в составе 3-й воздушной армии на Калининский фронт, в район города Осташков. Первый боевой вылет И.В.Клевцов совершил 3 декабря 1942 года. 232-й штурмовой авиадивизии недолго пришлось воевать на Калининском фронте: в конце декабря дивизию вывели из состава 3-й воздушной армии и направили на Волховский фронт в состав 14-й воздушной армии. В это время готовилась наступательная операция Волховского и Ленинградского фронтов по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. К середине февраля 1943 года за время пребывания на Волховском фронте на боевом счету И.В. Клевцова было 12 вылетов.

19 февраля 1943 года группа из 6 Илов, в числе которых был и самолёт Клевцова, вылетела в район Марьиной Пустыни. При атаке артиллерийских позиций Клевцов заметил штабеля зеленых ящиков и понял, что это склад боеприпасов. Он спикировал на цель, открыл огонь из реактивных снарядов, пушек и пулемётов по позициям артиллерии, а весь запас бомб сбросил на склад боеприпасов, который взлетел на воздух. При выходе из атаки он был подбит немецкими истребителями и совершил вынужденную посадку с неработающим двигателем на замерзшее болото в нейтральной полосе. Клевцов и его воздушный стрелок Покровский при 30-градусном морозе двое суток пробирались по заснеженным лесам, пока не вышли к своим.

Через несколько дней Клевцову, как и другим командирам экипажей - сержантам, присвоили звание младшего лейтенанта и вручили офицерские погоны. В марте 1943 года полк перевели в резерв. Клевцова перевели на должность старшего летчика. Пребывание в резерве продолжалось до конца мая 1943 года.

В начале июня 1943 года 2-й штурмовой авиакорпус был передислоцирован на Западный фронт и введен в состав 1-й воздушной армии генерала М.М. Громова.

5 июля началось грандиозное сражение на Курской дуге. 7 августа 2-я эскадрилья, в которой служил Клевцов, нанесла удар по вражеской колонне с войсками и техникой, движущейся к Ельне. Шесть немецких автомашин было сожжено, было уничтожено много живой силы противника.

На другой день на Ельнинском и Спас-Деменском направлениях войска Западного фронта перешли в наступление.

14 августа группа из 12 Илов, в числе которых был Клевцов, вылетела, чтобы нанести штурмовой удар по немецким позициям в главной полосе обороны на западном берегу реки Угра (в районе Ельни). Клевцову было дано дополнительное задание: сфотографировать результаты боевых действий эскадрильи и передний край обороны противника. Еще при подходе к цели группа подверглась сильному огню артиллерии. Летчики обстреляли вражеские артиллерийские позиции реактивными снарядами, а также из пушек и пулеметов, потом сбросили бомбы на группу танков.

Клевцов вывел самолет из пикирования в горизонтальный полет и уже собирался включить фотоаппарат, как вдруг раздался взрыв, сильнейший удар, и его самолет стал падать с отбитым правым крылом и сорванным фонарем кабины. Летчик выбросился с парашютом, который раскрылся у самой земли. Он приземлился вблизи от позиции немецких зенитчиков. Отстреливаясь из пистолета от кинувшихся к нему немцев, Клевцов спрятался в лесу. Две недели ночами, обходя занятые немцами деревни, он пробирался на восток, надеясь перейти линию фронта. Когда он приблизился к линии фронта, то понял, что перейти ее не удастся – слишком плотными были боевые порядки немцев.

Его состояние час от часу ухудшалось. Мучительно болели ноги, простуженные во время ночевок на мокрой траве. Временами он не мог ступить на них, тогда оставалось только ползти. Есть уже не хотелось, но, чтобы как-то поддержать убывающие силы, он жевал траву и листья, грыз поясной ремень. 15 суток он уже идти не мог и полз на четвереньках. Днем 28 августа он встретил в лесу двух женщин – Матрену Хохлову и Прасковью Терехову, собиравших бруснику. Они вместе с 13-летним мальчиком Ваней Громаковым несколько дней кормили летчика и прятали его от немцев.

30 августа, когда в деревню вступили наши войска, его подобрали наши артиллеристы и отправили в госпиталь в Марьиной Роще. Вскоре его перевели в один из подмосковных госпиталей. Мучительные боли постепенно отступили, и через какое-то время он уже обходился без костылей. Встав на ноги, он потребовал отправки в полк. Но медицинская комиссия, признав его крайне слабым и истощённым, послала долечиваться в Егорьевский дом отдыха. После долечивания его выписали, но направили в резерв Западного фронта для проверки. Туда направлялась целая группа, а командировочное предписание — одно на всех — было у старшего группы. Желание поскорее очутиться в полку, с боевыми друзьями, было так велико, что Клевцов решился на отчаянный шаг. Он отстал от группы — без билета, без денег — пустился в путь самостоятельно и на другой день благополучно прибыл в штаб 2-го штурмового авиационного корпуса, а затем и в свой полк.

Там он узнал, что 232-я штурмовая авиационная дивизия переименована в 7-ю гвардейскую, а 704-й штурмовой авиационный полк стал 131-м гвардейским. Здесь же ему сказали, что еще до того, как он был сбит, его представили к ордену Красного Знамени. Посчитав погибшим 14 августа, его наградили посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени. Эту награду собирались отправить его родителям, но не успели, а похоронка уже ушла. Тут же ему был вручен орден. Вскоре его назначили командиром звена.

В марте 1944 года 2-й штурмовой авиакорпус получил приказ передислоцироваться на 2-й Украинский фронт и войти в состав 5-й воздушной армии. Перебазирование сильно затянулось из-за весенней распутицы. Летчики неделями просиживали на промежуточных аэродромах. Между тем войска 2-го Украинского фронта успешно провели Уманско-Боташанскую операцию, в результате которой была освобождена значительная территория Правобережной Украины и Молдавии. Войска Советской Армии перешли государственную границу и продолжали боевые действия на территории Румынии, бывшей в то время союзницей фашистской Германии. В один из весенних дней летчикам сообщили, что следующая база полка находится уже на территории врага, в Румынии.

20 мая полк сосредоточился на полевом аэродроме возле румынского села Салча. Разведкой было установлено, что немцы готовятся нанести контрудар по войскам 2-го Украинского фронта под Яссами. На рассвете 29 мая авиация 5-й воздушной армии неожиданно нанесла удар по аэродромам Роман и Хуши, где было отмечено наибольшее скопление немецких самолётов. В результате этого удара было уничтожено 35 и повреждено 25 фашистских самолётов.

На другой день после артиллерийской подготовки пехотные и танковые соединения противника контратаковали наши войска. Восемь дней гитлеровцы предпринимали непрерывные атаки, но наши войска не отступили с занимаемых позиций. В этом была большая заслуга и штурмовиков. Наконец, немецкое командование отказалось от активных боевых действий в этом районе, наступило довольно длительное затишье, которое продолжалось до начала Ясско-Кишиневской операции. В период затишья В.И.Клевцов каждое утро вылетал на разведку укрепленных районов, войск и техники противника.

В полдень 19 августа эскадрилья Илов под прикрытием истребителей Як-7 вылетела с целью уничтожить колонну танков и автомашин с войсками, идущую из района Хуши на север к Яссам. Гвардии лейтенанту Клевцову в тот день выпало вести замыкающую четверку штурмовиков. Самолеты пересекли линию фронта, маневрируя, преодолели заградительный огонь зенитной артиллерии. Километрах в десяти южнее Ясс показалась голова колонны. Нанеся удар по колонне, группа взяла курс на свой аэродром. В этот момент у самолета Клевцова отказал поврежденный двигатель, и самолет упал в расположении румынских войск. Клевцов и его воздушный стрелок Воробьев, потерявшие сознание от удара о землю, попали в плен. Однако пребывание в плену было недолгим. Через несколько дней стало известно, что в Румынии свергнут фашистский режим, она заявила о выходе из войны против государств антигитлеровской коалиции и объявила войну Германии. 30 августа Клевцова и Воробьева передали советским войскам. 3 сентября Клевцов был уже вместе с боевыми друзьями. В этот день ему вручили орден Красного Знамени.

Утром 21 сентября полк перелетел на аэродром Фегераш. Вскоре прилетел офицер оперативного отдела штаба дивизии с боевым распоряжением и со свежими данными о противнике. Группы штурмовиков незамедлительно вылетели в районы Турды и Клужа, где наши войска встретили наиболее организованное сопротивление гитлеровцев. Клевцов выполнял воздушную разведку войск и техники противника в заданном районе. Немцы вели по самолетам интенсивный огонь зенитной артиллерии среднего калибра, так что приходилось непрерывно выполнять противозенитный маневр. Вместе с тем он внимательно вглядывался в местность, но не мог обнаружить ничего существенного. Единственно, что привлекло его внимание, — тесно стоявшие копны (их было не меньше полусотни) на пологом склоне бугра. Он решил проверить их огнем. Только ударил по копнам, как вдруг внизу все ожило: под копнами, оказывается, скрывались танки, а зенитки открыли шквальный огонь. Все разведданные он сразу же передал по радио на пункт управления — это позволило наземным войскам своевременно подготовиться и отразить танковую контратаку противника.

Во второй половине октября ожесточенные бои на земле и в воздухе развернулись на подступах к Дебрецену. Немцы не только упорно сопротивлялись, но на одном из участков к югу от Дебрецена им удалось окружить часть наших войск.

Клевцову поручили обследовать обширную территорию и точно установить район нахождения наших окруженных войск, а также выявить группировки, районы сосредоточения и характер действий противника. Клевцов вылетел ведущим пары Илов, их прикрывала четверка «лавочкиных». На подходе к заданному району наши самолеты были встречены четырьмя «мессершмиттами». Пара «Лавочкиных» завязала с ними воздушный бой, а остальные самолеты продолжили полет, просматривая местность. Минут через пятнадцать их снова атаковали четыре «мессера». Им наперерез ринулась вторая пара наших истребителей. Илы вели воздушную разведку уже без прикрытия.

Внезапно Клевцов увидел неподалеку большое скопление войск и боевой техники противника и принял решение атаковать его. В результате атаки были уничтожены два танка и три автомашины. Километрах в десяти южнее Дебрецена на Илы напали еще три «мессера». Клевцову удалось поймать в прицел и сбить ведущего; двое других набросились на штурмовики со стороны задней полусферы. Воздушный стрелок Горбунов подловил одного «мессера», и тот вслед за своим ведущим врезался в землю. Третий «мессер» вскоре, израсходовав боеприпасы, скрылся. Закончив разведку, Клевцов доложил по радио все разведданные.

29 октября 1944 года советские войска приступили к Будапештской наступательной операции. Войска 46-й армии и 2-го механизированного корпуса за два дня наступления продвинулись на 30–40 километров, а 7-я гвардейская армия вышла на западный берег Тиссы, захватила там большой плацдарм и вскоре заняла город Сольнок. На гвардейском знамени полка появился орден Суворова 3-й степени. Были удостоены наград и наиболее отличившиеся летчики. Клевцова наградили орденом Александра Невского.

17 ноября полк перебазировался на полевой аэродром Тисса-Вежени, под Сольноком. Регулярным полетам мешали непрерывные дожди. Клевцов как воздушный разведчик работал и при неблагоприятных погодных условиях. Наконец погода несколько улучшилась. 5 декабря было возобновлено наступление наших войск. Сражение за Будапешт началось на рассвете 20 декабря. Весь январь и почти половину февраля 1945 года самолеты 5-й воздушной армии активно помогали войскам 2-го Украинского фронта в ликвидации окруженной в Будапеште группировки врага. Одновременно штурмовики оказывали помощь войскам 3-го Украинского фронта, отражающим контрудары танков, пехоты и авиации фашистов на внешнем кольце окружения, особенно в районе города Секешфехервар. В это время Клевцов редко летал на воздушную разведку: ему поручали только особо важные задания, чаще всего приходилось водить группы.

В один из дней Клевцову было поручено в составе звена нанести бомбоштурмовой удар по железнодорожной станции в Буде, где, по данным разведки, шли разгрузочные работы. Для этого решили использовать трофейные 250-килограммовые бомбы. При подходе к цели Клевцов обнаружил на станции два длинных состава без паровозов, несколько автомашин и людей, разгружающих вагоны и перегружающих на военные грузовики какие-то ящики, похожие на боеприпасы. С высоты 500 метров он сбросил бомбы. Внезапно его самолет подбросило с такой силой, что он ударился головой о фонарь кабины. При взгляде вниз он увидел вместо станции развороченный пустырь - ни станции, ни вагонов, ни грузовиков, ни людей... Стало понятно, почему так подбросило самолет: в вагонах были взрывчатка и боеприпасы, которые, сдетонировав от взрыва бомб, в буквальном смысле слова смели с лица земли железнодорожную станцию и все, что на ней находилось.

13 февраля 1945 года завершились почти двухмесячные бои по ликвидации окруженной в Будапеште группировки противника. 131-й гвардейский полк получил наименование «Будапештского». В.И.Клевцова наградили вторым орденом Красного Знамени.

16 марта 1945 года войска 3-го и 2-го Украинских фронтов приступили к осуществлению Венской наступательной операции. В должности заместителя командира эскадрильи Клевцову приходилось постоянно водить в бой группы. Точность ударов была высокой, командование почти всякий раз отмечало отличную работу групп и по радио объявляло штурмовикам благодарность.

4 апреля соединения 7-й гвардейской армии во взаимодействии с моряками Дунайской военной флотилии штурмом овладели Братиславой. Наши войска громили гитлеровцев на всех участках фронта и неудержимо двигались на запад. Ежедневно, и не по разу в день, летчики поднимались в небо – уничтожали врага в пригородах Вены и на переправах через Дунай, помогали наземным войскам в освобождении чехословацкого города Брно.

27 апреля Клевцов совершил последний — 186-й с начала войны — боевой вылет.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

ГСС, ГРФ, ПКОС – наши земляки. – Ижевск, 1995

Клевцов И.В. Записки «трижды воскресшего». – Ижевск: «Удмуртия», 1989.

Кулемин И.Г. Героев наших имена. Ижевск, 1975