Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Богданов Виктор Иванович

Богданов Виктор Иванович — заместитель командира и штурман эскадрильи 828-го штурмового авиационного Свирского полка (260-я штурмовая авиационная Свирская ордена Суворова дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 17 января 1918 года в городе Сольцы Новгородской области в семье рабочего. Русский. Образование неполное среднее. Окончил два курса Ленинградского механического техникума. Жил в городе Черногорск (ныне Республика Хакасия), учился в аэроклубе.

Призван в Красную Армию 1 августа 1936 года Черногорским райвоенкоматом и направлен в Энгельсское военное авиационное училище летчиков, которое окончил в июле 1940 года с присвоением воинского звания лейтенанта.

С января 1941 года по июнь 1942 года — инструктор-летчик 169-го резервного авиаполка (Воронеж), с июня по июль 1942 года — командир звена Сталинградской военной авиационной школы пилотов, с июля по ноябрь 1942 года — командир звена 6-й Воронежской военной авиационной школы пилотов первоначального обучения (ВАШППО). С сентября 1942 года эта школа находилась в эвакуации в городе Черногорск. В ноябре 1942 года В.И.Богданов был назначен командиром звена ночного бомбардировочного авиаполка самолетов У-2, сформированного из постоянного состава 6-й ВАШППО.

В феврале 1943 года полк убыл в Алатырь (Чувашия) в 46-й запасной авиаполк, где был обращен на пополнение однотипных авиаполков. Из Алатыря в феврале 1943 года лейтенант В.И. Богданов прибыл на Карельский фронт, где был назначен командиром звена 828-го штурмового авиаполка 260-й смешанной (с ноября 1944 года – штурмовой авиадивизии) . С февраля 1943 года по май 1945 года служил в этом полку в должностях командира звена, заместителя командира и штурмана эскадрильи, с января 1945 года — командира эскадрильи. В октябре 1943 года В.И. Богданову присвоено воинское звание старшего лейтенанта, в марте 1945 года — капитана.

Во время Великой Отечественной войны сражался на Карельском и 2-м Белорусском фронтах.

К 30 марта 1945 года совершил на самолете Ил-2 85 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку оборонительных укреплений, артиллерийских позиций, аэродромов, скоплений танков и живой силы противника. Уничтожил 40 вражеских автомашин, 36 повозок с грузом и военным имуществом, 2 танка, одно самоходное орудие, одну бронемашину, 2 тягача с прицепом, два самолёта на земле, 4 орудия полевой артиллерии, 6 орудий малокалиберной зенитной артиллерии, 3 зенитных пулемёта, 12 вагонов с грузом и живой силой, вывел из строя 3 паровоза, взорвал 2 деревянных моста и одну переправу через реку, 16 дзотов и 10 землянок, уничтожил до 60 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Богданову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 116 боевых вылетов.

Участник Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади Москвы.

После окончания войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. В июне 1946 года 828-й штурмовой авиаполк был расформирован. Капитан В.И. Богданов был назначен заместителем командира эскадрильи 165-го штурмового авиаполка 11-й воздушной армии, который базировался на аэродроме города Кутаиси в Грузии. С декабря 1947 года служил командиром эскадрильи.

Погиб при исполнении служебных обязанностей 7 апреля 1948 года.

Во время проверки летного состава на готовность к учебному вылету в составе группы он находился в головном самолёте. Внезапно у его самолёта остановился двигатель. Богданов приказал своему воздушному стрелку выброситься с парашютом, а сам стал уводить падающую машину в сторону от города и посадил почти неуправляемую машину на фюзеляж на небольшую каменистую площадку. Самолёт прополз по камням небольшое расстояние и с высокой скоростью врезался в огромный валун, оказавшийся на его пути. Когда к самолету подбежали люди, летчик был уже мёртв.

Первоначально был похоронен на кладбище Огаскура города Кутаиси. Перезахоронен на кладбище Сапичхия возле Мемориала Героям.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (12.07.1944; 26.10.1944), орденами Отечественной войны 1-й (23.02.1945) и 2-й (25.05.1945) степени, медалями.

Именем Героя названы улицы в городах Сольцы и Черногорск. В Сольцах на центральной площади на Аллее Героев установлена стела с портретом В.И. Богданова. На здании средней общеобразовательной школы № 1 установлена мемориальная доска. Имя В.И .Богданова высечено на одной из стел Аллеи Героев в парке Победы в Абакане.


По прибытии на Карельский фронт В.И. Богданов был назначен в 828-й штурмовой авиационный полк, которым командовал прославленный летчик М.П. Краснолуцкий. Полк тогда осваивал новые штурмовики Ил-2. Краснолуцкий сразу отметил высокое лётное мастерство Богданова и привлёк его к обучению и тренировке летчиков на новом штурмовике.

17 мая 1943 года эскадрилье, которой командовал П.А. Рубанов, была поставлена задача нанести бомбовый удар по железнодорожному эшелону на перегоне Медвежьегорск - Масельгская. Эскадрилья, в составе которой находился В.И.Богданов, выйдя на цель, с первого же захода поразила ее. Богданов заметил огромную бензоцистерну. Длинная очередь из пушек – и она загорелась. Самолёты легли на обратный курс и были неожиданно атакованы фашистскими истребителями. Разгорелся ожесточенный бой. Самолёт Рубанова получил множество пробоин и стал отставать от основной группы. Фашистские лётчики не замедлили атаковать ведущего, но на помощь пришёл ведомый Богданов, прикрыв огнём своего командира и вместе с другими лётчиками сопровождая и охраняя его вплоть до благополучной посадки.

В июне 1944 года 826-й штурмовой авиаполк принимал участие в Свирско-Петрозаводской наступательной операции Карельского фронта.
Авиации предстояло вместе с артиллерией разрушить долговременную оборону противника между Ладожским и Онежским озерами на северном берегу реки Свирь; штурмовыми и бомбардировочными ударами по вражеским укреплениям обеспечить высадку десантов Ладожской и Онежской флотилий; уничтожать узлы сопротивления, огневые точки, противотанковые и противопехотные укрепления, помогая пехоте продвигаться вперед; сковать маневр резервов противника и уничтожать их до подхода к полю боя; прикрывать с воздуха ударную группировку войск Карельского фронта и военные флотилии, уничтожать самолёты врага в воздухе и на аэродромах; вести разведку.

Операция началась 21 июня.
В.И. Богданов вместе со своим полком участвовал в массированных бомбо-штурмовых ударах по укреплениям противника на берегу реки Свирь.

26 июня 1944 года шестерка Илов во главе с заместителем командира эскадрильи Богдановым нанесла внезапный удар по железнодорожной станции Видлица. Были уничтожены 8 вагонов с грузом, паровоз, 3 автомашины, до 60 солдат и офицеров противника. Мощные удары авиации способствовали успеху наземных войск. Соединения 4-го стрелкового корпуса, наступавшие вдоль побережья Ладожского озера, 27 июня преодолели реку Тулокса и соединились с десантом, а 28–29 июня главные силы корпуса переправились через реку Видлица.

19 июля 1944 года группа из 5 Илов под командованием В.И.Богданова в районе высоты 187 уничтожила склад с боеприпасами, 3 автомашины, взорвала 3 землянки, подавила огонь двух установок малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожила до 25 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов прямым попаданием взорвал склад с боеприпасами.

12 сентября 1944 года группой из 6 Ил-2 под командованием В.И.Богданова в районе разъезда № 9 уничтожено 12 автомашин и 8 повозок с грузом, 1 орудие малокалиберной зенитной артиллерии, до 20 солдат и офицеров.

С 7 октября 1944 года 828-й штурмовой авиаполк принимал участие в Петсамо-Киркенесской операции, в ходе которой 14-я армия должна была прорвать оборону противника, овладеть районом Луостари и Петсамо, во взаимодействии с частями Северного флота окружить и уничтожить вражескую группировку юго-западнее реки Титовка и в дальнейшем, развивая наступление, освободить города Никель и Сальмиярви, выйти на государственную границу с Норвегией и полностью очистить от гитлеровских войск Петсамскую область.

10 октября 1944 года при бомбардировке и штурмовке противника в районе Луостари группой из 6 Илов под командованием В.И.Богданова уничтожено 5 орудий полевой артиллерии, 4 повозки с боеприпасами, подавлен огонь трёх миномётных батарей, уничтожено до 30 солдат и офицеров.

11 октября 1944 года группой из 4 Илов вод командованием В.И.Богданова в районе Петсамо уничтожены 4 автомашины, 1 штабной автобус, 2 жилых дома, убито до 130 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов уничтожил штабной автобус, до 8 солдат и офицеров.

23 октября 1944 года при бомбардировке и штурмовке живой силы и техники в районе населённого пункта Мунхнес группой из 5 Ил-2 под командованием В.И.Богданова уничтожены 4 автомашины, 2 жилых дома, 2 орудия полевой артиллерии, убито до 30 солдат и офицеров. В.И.Богданов лично уничтожил 1 орудие полевой артиллерии, 1 автомашину, до 8 солдат и офицеров.

После освобождения от немецко-фашистских захватчиков Советского Заполярья и Карелии 828-й штурмовой авиаполк вошел в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции (14 – 26 января 1945 года) – составной части Восточно-Прусской стратегической операции, Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года) и Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года).

Лётчики полка помогали наземным войскам форсировать реки Нарев, Вислу, Одер. Они активно участвовали в окружении и уничтожении вражеских группировок в Польше, Восточной Померании, в овладении городами Данцигом (Гданьск), Гдыня, Штеттином (Щецин), Свинемюнде (Свиноусцье). Во всех этих боях В.И.Богданов показывал образцы мужества и отваги.

21 января 1945 года он был ведущим группы из пяти Ил-2. В 16 километрах севернее города Ломжа (Польша) самолёты уничтожили 8 автомашин, 14 повозок с грузами, два орудия полевой артиллерии, подавили огонь двух орудий малокалиберной зенитной артиллерии. Лично В.И.Богданов уничтожил 3 автомашины и два орудия полевой артиллерии.

31 января 1945 года при бомбардировке и штурмовке живой силы и техники противника группой из 4 Ил-2 под командованием В.И.Богданова в районе города Торн (Торунь, Польша) уничтожено 3 жилых дома, 4 автомашины, 6 повозок с грузами, 1 склад с боеприпасами, 1 орудие малокалиберной зенитной артиллерии, убито до 20 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов уничтожил склад с боеприпасами, 2 автомашины, 5 солдат и офицеров.
В тот же день группой из 4 Ил-2 под командованием В.И.Богданова в результате 4-х атак уничтожено 2 самоходных орудия, 6 автомашин и 5 повозок с грузом, убито до 20 солдат и офицеров.

9 февраля 1945 года группой из 4 Ил-2 под командованием В.И.Богданова при бомбардировке и штурмовке железнодорожного эшелона на станции Ешево уничтожены 16 автомашин, 17 железнодорожных вагонов, 1 орудие малокалиберной зенитной артиллерии, 1 танк, выведен из строя 1 паровоз, убито до 30 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов вывел из строя паровоз, разбил 2 вагона и 1 автомашину.

10 февраля 1945 года при бомбардировке и штурмовке танков и автомашин противника в районе населённого пункта Каммин (Камень-Поморски) группой из 6 Ил-2 под командованием В.И.Богданова уничтожены 6 автомашин, 8 повозок с грузом, 2 танка, убито до 35 солдат и офицеров. В.И.Богданов лично уничтожил танк. 2 автомашины и 2 повозки.
13 февраля 1945 года группой из 6 Илов под командованием В.И.Богданова в районе Клаусен-Ментишкаль уничтожено 7 автомашин, 6 повозок с грузом, подожжено 2 железнодорожных эшелона, выведен из строя 1 паровоз, убито до 30 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов вывел из строя паровоз, сжёг 6 вагонов.

В тот же день группой из 6 Илов под командованием В.И.Богданова в районе 3 километра севернее населённого пункта Тухель (Тухоля) уничтожено 7 автомашин, 6 повозок. 2 орудия малокалиберной зенитной артиллерии, 3 зенитно-пулемётные точки. Лично В.И.Богданов уничтожил 1 орудие малокалиберной зенитной артиллерии, 1 автомашину, до 10 солдат и офицеров.

19 февраля 1945 года группой из 6 Илов под командованием В.И.Богданова в районе города Черск уничтожено 2 орудия полевой артиллерии, 8 автомашин, 1 паровоз, 7 повозок. Отмечен взрыв большой силы, убито до 30 солдат и офицеров. В.И.Богданов лично уничтожил 1 автомашину, 1 орудие полевой артиллерии, до 8 солдат и офицеров.

20 февраля 1945 года полк получил задание уничтожить танки противника на подступах к городу Черску. При подходе к цели группу самолетов, которую вел Богданов, встретили мощным огнем зенитки врага. Летчики Карпенко и Мусатов подавили огонь зениток, а основная группа обрушилась на вражеские танки и бронемашины. Группа уничтожила 6 танков, 5 бронемашин, 4 автомашины и до 100 солдат противника.

28 февраля 1945 года группой из 6 Илов под командованием В.И.Богданова при бомбардировке и штурмовке железнодорожного эшелона на станции Тухель 4 крытых вагона и 4 платформы с танками, 5 платформ с автомашинами и выведен из строя 1 паровоз. Лично В.И.Богданов вывел из строя паровоз и уничтожил 2 крытых вагона.

В этот же день группой из 6 Илов под командованием В.И.Богданова уничтожено 7 автомашин, 2 танка, 2 тягача с прислугой, подавлен огонь 2-х орудий малокалиберной зенитной артиллерии, уничтожено до 30 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов уничтожил 1 танк и 2 автомашины.

4 марта 1945 года в районе населенных пунктов Зубкау и Порхау пятерка Ил-2 под командованием капитана В.И.Богданова уничтожила 5 автомашин, 8 повозок с грузом и два орудия малокалиберной зенитной артиллерии вместе с расчетами. Было убито до 30 вражеских солдат и офицеров.

5 марта 1945 года группой из 5 Илов под командованием В.И.Богданова в районе Зубкау уничтожен склад с боеприпасами, 8 жилых домов, одно орудие малокалиберной зенитной артиллерии, до 20 солдат и офицеров. Лично В.И.Богданов уничтожил склад с боеприпасами, орудие малокалиберной зенитной артиллерии, 2 дома.

За время Великой Отечественной войны В.И. Богданов 36 раз водил группы штурмовиков в бой. Все задания командования выполнял образцово. Участвовал в 8 воздушных боях с немецкими истребителями, где благодаря высокому мастерству и стойкости в бою одерживал победы над врагом.

Выполняя боевые задания командования, капитан В.И.Богданов, как опытный летчик-штурмовик на поле боя, учил и закалял летный состав. С января 1945 года исполнял обязанности командира эскадрильи.

За это время эскадрилья под его командованием произвела 170 успешных боевых вылетов. Ей было уничтожено 196 вражеских автомашин, 218 повозок с грузом и военным имуществом, 6 танков, 5 самоходных орудий, 3 бронемашины, 20 автоцистерн с горючим, 20 вагонов с грузом и живой силой, 4 тягача с прицепом, 4 склада, из них 2 – с боеприпасами, 8 орудий полевой артиллерии и 9 орудий малокалиберной зенитной артиллерии, 6 зенитных пулемётов, повреждено 3 паровоза, уничтожено до 200 солдат и офицеров противника. Все результаты боевых вылетов подтверждены экипажами штурмовиков, истребителями прикрытия и фотоснимками. Потери эскадрильи - один самолет Ил-2.

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы с портала Красноярский край и сайта газеты Хакасия, очерк Г.Ивановой «Огромное небо – одно на двоих», содержащий воспоминания Героя Советского Союза П.А.Рубанова о В.И.Богданове.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Глазков М.Д. Рубежи бессмертия. Красноярск, 1975.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Достоин звания героя. - Красноярск: Красноярское кн. изд., 1975

Иноземцев И.Г. Крылатые защитники Севера. - М.: Воениздат, 1975

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

Тэммо А. М., Вязинин И. Н. Золотые Звезды новгородцев. Л., 1987