Герой Социалистического Труда
Армия: Инженерные войска
Царевский Михаил Михайлович

Царевский Михаил Михайлович

19.03.1898 - 29.07.1963

Герой Социалистического Труда

Даты указов

29.10.1949

Медаль № 4882

Орден Ленина № 111912

Царевский Михаил Михайлович - начальник строительства и управления исправительно-трудовых лагерей №859 по строительству комбината №817, город Челябинск-40, генерал-майор инженерно-технической службы.

Родился 19 марта 1898 году в городе Лович Варшавской губернии Российской империи, ныне Лодзинского воеводства Республики Польша в семье военных. Окончил ремесленно-приходскую школу в городе Калуге. В 1912-1915 годах обучался в трехгодичной военно-фельдшерской школе в Москве.

В 1915 году призван в Российскую императорскую армию, служил военным фельдшером в кавалерии. Участник 1-й мировой войны. В 1917-1918 годах проходил службу старшим военным фельдшером во 2-м лейб-гусарском Павлоградском полку Западного фронта. Член партии большевиков с 1917 года.

С началом Гражданской войны работал в Тамбовской ЧК. В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, занимал должности командира взвода и эскадрона, был ранен. В 1919 - 1920 года- - в войсках ВЧК на Южном фронте. В этот период познакомился с И.В. Сталиным, которого неоднократно сопровождал в поездках по линии фронта под Царицыном. В 1922 году был назначен командиром особого кавалерийского дивизиона ВЧК. Позднее был переведен в столицу и назначен помощником командующего войск ВЧК Московского военного округа. В 1924 году был откомандирован в народное хозяйство.

Занимался административно-хозяйственной деятельностью в Москве. Был начальником административно-хозяйственного управления «Госрыбсиндикат» ВСНХ, инспектором в Центральном бумажном тресте. В 1925 году был назначен помощником начальником строительства бумажной фабрики в городе Балахна, ныне Нижегородской области. В 1928 году возглавил строительство фабрики, затем руководил строительством Горьковского автомобильного завода.

В 1930 году был назначен начальником строительства автозавода в Нижнем Тагиле. Одновременно с декабря 1931 года возглавлял трест «Тагилстрой», объединявший все тагильские стройки. Закончил строительство за рекордно-короткий срок -1 год и 8 месяцев, за что был награжден в 1934 году орденом Ленина. В 1935 под руководством Царевского на «Тагилстрое» осуществлен принципиально новый метод организации крупного строительства, который заключался в обеспечении строительных объектов готовым бетоном, раствором, арматурой, а также щитами опалубки с централизованных цехов и заводов. Метод получил быстрое распространение на всех стройках страны.

В марте 1936 возглавил строительство Большого Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского в Москве, завершив его через полтора года. Также участвовал в прокладке Беломорско-Балтийского канала и канала «Волга-Москва».

В 1937 году призван на службу в НКВД СССР и назначен управляющим треста «Кольстрой», строил Мончегорский медно-никелевый комбинат, работал начальником «Севоборонстроя» и «Волгоградстроя». В 1939 году за самоотверженный труд в развитии цветной металлургии был награжден вторым орденом Ленина. С января 1940 года – начальник строительства и Управления исправительно-трудовых лагерей комбината «Североникель» НКВД СССР.

Участник Великой Отечественной войны. В июне 1941 года назначен начальником Управления по строительству оборонительных сооружений на Северном фронте, руководил созданием инженерных сооружений на мурманском, кандалакшском и ухтинском направлениях. С 15 ноября 1941 года - командующий 2-ой саперной армией Ленинградского фронта. Части армии сыграли большую роль в отражении немецкого наступления на тихвинском направлении, заминировав и создав искусственные преграды на большинстве танкоопасных направлений.

С 19 марта 1942 года - начальник строительства Актюбинского металлургического комбината НКВД СССР. С апреля 1943 года являлся начальником «Тагилстроя-Тагиллага» НКВД СССР (г. Нижний Тагил). Руководил строительством Нижне-Тагильского металлургического комбината, полигона для испытания танков. В период работы в Нижнем Тагиле занимался организацией строительной площадки и коллектива по строительству одного из первенцев атомной отрасли - завода № 813 в городе Новоуральске (Свердловск-44).

Начиная с 1946 года трудовая деятельность Царевского была связана с атомным проектом. Он был назначен начальником Управления строительства комбината № 7 НКВД в Эстонской ССР. Строительство комбината включало создание наземных построек - рудника и поселка в Силламяэ и перерабатывающего завода в Усть-Нарве.

В 1947 г. после инспекционных проверок и выявленного отставания от назначенных правительственных сроков по строительству комбината №817, руководство комбината и Южноуральского управления строительства было заменено. Генерал-майор Царевский был назначен начальником строительства и управления исправительно-трудовых лагерей № 859 по строительству комбината №817 в городе Челябинск-40 (ныне - город Озерск). Строился первенец советской атомной промышленности - комбинат «Маяк»: первый в стране атомный промышленный реактор, радиохимический завод, лаборатории "Б" на озере Сунгуль, другие основные и вспомогательные производства.

Сжатые сроки и большие объемы работ требовали увеличения количества строительных и монтажных организаций, наращивания производственных мощностей, решения вопросов комплектования кадрами и как следствие - решения возникающих социально-бытовых проблем. В управлении строительства была создана централизованная служба монтажных работ, сформирован специальный монтажный отряд, организованы курсы по подготовке рабочих монтажных профессий. Эти решения были своевременными и жизненно важными, так как на комбинате № 817 осуществлялось не только строительство, но и монтаж промышленных ядерных реакторов, радиохимического, металлургического и других заводов. Комбинат был простроен в срок. 29 августа 1949 года в СССР на Семипалатинском полигоне в казахстанской степи был осуществлён взрыв первой советской плутониевой бомбы «РДС-1»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» Царевскому Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В феврале 1950 года назначен начальником строительства комбината №815 - подземного горно-химического комбината комплекса по производству оружейного плутония в городе Красноярске-26 (Железногорск). С марта 1950 - первый заместитель начальника Главного управления лагерей промышленного строительства МВД СССР. С июля 1952 года - заместитель начальника Главпромстроя - начальник управления строительства железных рудников МВД СССР. С октября 1953 года руководил строительством №601 в городе Томск-7 (Северск), где создавались крупнейший атомный комбинат и Сибирская АЭС.

В августе 1955 года переведён из МВД в кадры Вооружённых Сил. В 1956 году перешел в систему Министерства среднего машиностроения СССР. Руководил строительством атомного центра в городе Дубна. В 1960 году возглавил Управление строительства № 620, которое приступило к сооружению вблизи города Серпухова (ныне город Протвино) крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц - синхрофазотрона длиной орбиты 1,5 км, массой электромагнита 22 тысячи тонн. С июня 1962 года - в отставке.

Трагически погиб в автомобильной аварии 29 июля 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 8).

Генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1943).

Награжден 5 орденами Ленина (27.03.1934; 26.04.1939; 16.05.1945; 29.10.1949; 11.09.1956), 2 орденами Красного Знамени (21.02.1942; 30.04.1954), 2 орденами Трудового Красного Знамени (29.04.1943; ...), 2 ордена Красной Звезды (20.01.1944; 30.01.1951), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (15.01.1945); знаком «Заслуженный работник НКВД» (1944). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1951).

Почетный гражданин города Озерска. Именем Царевского названы улицы в городах Мончегорск, Томск, Озерск, Железногорск, Северск, средняя школа № 93 в Железногорске.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Великая Отечественная. Командармы. М.-Жуковский, 2005.

Герои атомного проекта. – Саров, 2005.

МВД России. Энциклопедия. М.: "Олма-пресс", 2002

Подводная археология   Т